Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Палочки Кюизенера как средство развития
математических представлений дошкольников

Кутикова Наталья Ивановна
Для успешного развития  интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из проблем современности. Становление гения в вашем ребенке процесс долгий и не легкий. Дошкольный возраст – это начало длинной дороги в мир познания, в мир чудес. Ведь именно в этом возрасте закладывается фундамент для дальнейшего обучения. Математика входит в жизнь ребёнка с момента рождения. Ребёнок растёт, и каждый день слышит много для себя нового, в частности: слова, обозначающие количество, название величин, единицы измерения разных величин, названия разных геометрических фигур и их свойств и много другой математической информации.   С помощью разных методических пособий родители могут развивать своих детей в домашних условиях и самостоятельно готовить к школе. Одна из них - изобретение бельгийского педагога Джорджа Кюизенера (1891 - 1976), которая становится популярной не только в саду, но и в домашнем обучении. Эту методику обычно называют "палочки Кюизенера" или, как их еще называют, "цветные палочки". Цветные счетные палочки используются как дидактический материал для обучения детишек основам математики.  Таким образом, использование палочек Кюизенера позволяет ребенку наглядно увидеть разницу между числами, переводя абстрактные математические понятия в доступную форму. Совместная деятельность ребёнка и взрослого помогает открыть пространственно-количественные характеристики не столь очевидные для детей, как цвет, форма, размер.
Всем нам известно, что ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра.
Работа по формированию представлений о числе и счете с помощью палочек Кюизенера проводилась поэтапно. На подготовительном этапе использовались игры и упражнения, в ходе которых дети осваивали состав комплекта палочек (полосок), их цвета, соотношение палочек (полосок) по размеру.
Задачи для каждого возрастного этапа будут отличаться:
 На первом этапе палочки используются просто как игровой материал. Дети учатся постигать законы загадочного мира чисел и других математических понятий. Эта методика по изучению чисел проста и очень удобна в работе. Представляет собой разноцветные брусочки разного цвета и длины. Длина и цвет палочек подчинены единой системе.
На втором этапе дети учатся устанавливать соответствие между цветом, длиной и числом, познают отношения «больше-меньше», «столько же», «больше (меньше) на 1, 2, 3…», деление целого на части, измерение условными мерками, состав чисел из единиц и двух меньших чисел. Начинают практически выполнять действия сложения и вычитания; осваивают пространственные отношения («слева направо» «слева», «справа», «выше, чем…» «между», «перед», «после» и др.).
Занятия облегчаются специальными пособиями с яркими рисунками. По изображению ребенок выкладывает палочки как мозаику и у него получается объемная картинка. Яркие и красочные альбомы составлены с учетом возрастных особенностей ребенка. Для детей 2-3 лет "Волшебные дорожки" Для детей 5-8 лет "Посудная лавка Кростики-2" Для детей 6-9 лет "На золотом крыльце». Каждый возрастной этап имеет свой набор схем и игр, позволяющий развить логическое и пространственное мышление.
Работая с палочками Кюизенера, дети осваивают: память, внимание, усидчивость,  творческие и конструкторские способности, изучает цвета, учится сравнивать и считать, изучает направления: влево, вправо, вниз, вверх, мелкую моторику пальцев, изучает соотношения: одинаковый - разный, длинный - короткий, высокий – низкий. развивает координацию и умение управлять руками, зрительное восприятие. Счетные палочки Кюизенера интересны тем, что с ними можно работать в горизонтальной и в вертикальной плоскости. Это дает возможность упражнять детей в перенесении изображаемой модели из одной плоскости в другую. Символическая функция обозначения числа цветом и размером дает возможность знакомить детей с понятием числа в процессе счета и измерения. В процессе моделирования ребенок замещает конструкцией из палочек реальный предмет (дом, дерево, человека), с помощью творческого воображения, на основе которого формируется творческое мышление. Игры и упражнения с палочками Кюизенера воспитывают у детей настойчивость, целеустремленность, силу воли: положительно влияют на самореализацию, самовыражение, самоконтроль.
 Использование Палочек Кюизенера в совместной и самостоятельной игровой деятельности, включение в учебно-образовательный процесс совершенствует процесс формирования элементарных математических представлений, повышает интерес детей к занятиям математикой. Это хороший материал для развития развитию умственных способностей дошкольников. Палочки Кюизенера просты, понятны и воспринимаются детям в качестве игрового материала, а не как скучное заучивание чисел. Палочки Кюизенера можно широко использовать в процессе формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста, в том числе и представлений о числе и счете.
При формировании элементарных математических представлений игра выступает как самостоятельный метод обучения, и как вид деятельности, и как форма организации учебной деятельности, в ходе которой осуществляется процесс формирования и закрепления системы полученных математических знаний. Обучение математике не должно быть скучным занятием.
 
 

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»