Работа с детьми младшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС
Лапина Ирина Александровна
Младший дошкольный возраст важный для всестороннего развития ребенка. У ребенка еще не мало общего с детьми третьего года жизни, и вместе с тем у него появляются новые возможности в овладении навыками общения, игровой деятельности, самостоятельности. При работе с детьми используются современные технологии, использование игровых, сюжетных и интегрированных форм образовательной деятельности, игры на прогулке, музыкальные, хороводные, подвижные игры имитационного характера, сюжетно-ролевые. Здоровьезберегающие и экологические технологии. Образовательная деятельность проводится с использованием дидактического материала, магнитных досок, аудиосистемы, мольбертов и др.
Мною была подготовлена развивающая среда, которая разделена с учетом гендерного подхода и в соответствии с принципом гибкого зонирования.
Все виды детской деятельности направлены на развитие разных компонентов самостоятельности: игра способствует развитию активности и инициативы.
В трудовой деятельности заложены благоприятные возможности для формирования целенаправленности и осознанности действий, настойчивости в достижении результата.
В продуктивных видах деятельности формируется не зависимость от взрослого, стремление к поиску адекватных средств самовыражения.
Каждая деятельность оказывает своеобразное влияние на развитие разных компонентов самостоятельности и инициативы.
Я как педагог постоянно забочусь об обогащении социального опыта детей в процессе наблюдений, экспериментирования, бесед, слушания художественных произведений и организации других совместных форм совместной деятельности.
Сюжетно-ролевую игру в группе проводим в вечерние часы, обустраиваем вместе с детьми игровые зоны на прогулочных площадках, специально отведено для сюжетно-ролевой игры время после дневного сна , тем самым детям предоставляется возможность в полной мере насладиться свободной игровой деятельностью.
В обстановке совместных игр своим примером я, воспитатель, показываю детям, как лучше распределить роли, договориться друг с другом, как с помощью развития сюжета удовлетворить запросы всех желающих принять участие в игре. Используя ролевые возможности участника игры, я побуждаю детей к творчеству, к самостоятельному созданию игровой обстановки (кукольные дом или комната, магазин, парикмахерская, кабинет врача, гараж и т.п.) и поиску тех предметов, которые могут выполнять необходимые игровые функции.
Параллельно с сюжетно-ролевой игрой в жизнь ребенка входит режиссерская игра. Это индивидуальная игра, в которой дошкольник учится планировать, создавая замысел (оттачивая игровые действия за всех героев), и удовлетворяет свою потребность быть организатором, распорядителем игры. Воспитанные в режиссерской игре положительные качества ребенок переносит в коллективную игру. Содержанием режиссёрских игр моих детей служат впечатления от просмотренных или прослушанных сказок («Колобок», «Теремок», «Кто сказал «Мяу?» и других), мультфильмов («Маша и медведь», «Чебурашка», «Три поросёнка»). В таких играх ребёнок, действуя игрушками, озвучивает героев и комментирует сюжет. В режиссерской игре речь – главный компонент. В ролевых режиссерских играх ребенок использует речевые выразительные средства для создания образа каждого персонажа: меняются интонация, громкость, темп, ритм высказывания, логические ударения, эмоциональная окрашенность, звукоподражания. Поэтому моя задача – показать детям образец речи, помочь построить диалог. Совсем недавно девочки обыгрывали сказку «Колобок» (я привлекла внимание детей к персонажам, когда взяла коробочку с этой сказкой, чтобы вытереть с них пыль и при этом озвучила «Заскучали игрушки. Никто с ними не играет. Пойдут они искать себе друзей»). Вызвались две девочки – Даша и Полина. Причём Полина взяла на себя все действия (постройку избушки, кукловождение, озвучивание), отобрав у Даши игрушки. Полина увлеклась действиями и забыла про озвучивание. Тогда я попросила обеих девочек договориться о распределении обязанностей и включении меня в игру, напомнила им песенку колобка и затем мы вместе показали сказку сначала и даже придумали другую концовку сказки (колобок запел страшным голосом, лиса испугалась и убежала). Такой совместной игрой заинтересовались другие дети: они стали зрителями, затем тоже обыграли её спустя некоторое время.