Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Методическая разработка

Пальчиковые игры, как средство развития речи детей 2-3 лет

Меджидова Заира Набиевна,
воспитатель ГБДОУ детский сад №43
Невского района Санкт-Петербурга
   
Пальчиковые игры – это не только веселое, но и чрезвычайно полезное занятие для малышей. Они способствуют:
Развитию мелкой моторики, а значит и речи;
Развитию координации движений;
Подготовке руки к письму;
Расширению словарного запаса;
Развитию внимания, памяти, воображения;
Снятию эмоционального и умственного напряжения;
        Для развития речи крайне важно постоянное общение взрослых с ребенком. Уже на первом году жизни эмоционально, установленный контакт матери и отца с малышом, развивает его ориентировочный рефлекс на слово. В дальнейшем, когда ребенок начнет многократно повторять за взрослым слова, научится выражать словесно свои желания, действия, указывать на предметы, называть их, общение становится все более осмысленным.
         Именно ранний возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает. Поэтому задача обогащения словаря и активизации речи детей должна решаться постоянно: во время общения ребенка с родителями, персоналом детского дошкольного учреждения, пронизывать все режимные моменты. Дети, не получившие в раннем возрасте соответствующее речевое развитие заметно отстают и в общем развитии, так как речь является показателем достижений. С помощью речи ребёнок показывает своё знание или незнание, умение или неумение, согласие или отрицание происходящего, выражает свое отношение к происходящему. В свою очередь усвоение словаря и развитие речи, мышления напрямую взаимосвязано с развитием ручной (мелкой) моторики. Недостаточность движений мелкой моторики влечет за собой трудности в усвоении и развитии речи ребенка ,в общении со сверстниками и взрослыми. Замечено, что игры и упражнения на развитие мелкой моторики оказывают стимулирующее влияние на развитие речи. В процессе игр и упражнений у детей улучшаются внимание, память, слуховое и зрительное восприятие, воспитываются усидчивость, формируется игровая и учебно-практическая деятельность.
        Игра – это основной вид деятельности детей дошкольного возраста. Один из лучших способов развития речи и мышления детей. Она доставляет ребенку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством, стимулирующим активное восприятие речи и порождающим самостоятельную речевую деятельность. Интересно, что совсем маленькие дети, даже играя в одиночку, часто высказывают свои мысли вслух, тогда как ребята более старшего возраста играют молча. Организованные игры, в том числе и пальчиковые, сопровождаемые речью, превращаются в своеобразные маленькие спектакли. Они так увлекают малышей и приносят им столько пользы! Так что же такое пальчиковые игры? По своей сути пальчиковые игры – это массаж и гимнастика для рук, а иногда и для ног. Вы можете просто почитать их малышам и попросить подвигать пальчиками так, как они этого хотят. Для лучшего восприятия стихи рекомендуется читать наизусть. Необходимо, чтобы дети не только видели ваше лицо, но и наблюдали за впечатлением от текста стихотворения и от самой пальчиковой игры. Ничто не должно малышам мешать слушать. Пальчиковые игры сами по себе дарят нашим детям здоровье, т.к. при этом происходит воздействие на кожные покровы кистей рук, где находится множество точек, связанных с теми или иными органами.
         Главная цель пальчиковых игр – переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. Кроме того, при повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у малышей формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь. Возможность понимать речь и говорить становится для ребенка третьего года жизни важнейшим средством познания окружающего, а познавательная деятельность стимулирует развитие его инициативной речи. У ребенка появляется настоятельная потребность спрашивать взрослого о заинтересовавших его предметах и явлениях окружающего мира, что является основой дальнейшего развития диалогической речи.
        Познавательная речевая активность детей третьего года жизни развивается на занятиях по ознакомлению с окружающим и развитию речи. Содержание занятий определяется программным материалом, включающим те занятия, которые ребенок не может освоить самостоятельно. Занятия носят проблемный характер, что, во-первых, обеспечивает их развивающий характер, во-вторых, имеет не только обучающее, но и воспитательное воздействие и, в-третьих, создает особый интерес к приобретению знаний. Занятия должны быть посильной для детей трудности, преодоление которой развивает интеллект и волю ребенка.
       Для развития детей третьего года жизни используют те же методы и приемы, что и в работе с детьми второго года жизни: наблюдение реальных объектов, растений, животных, явлений природы; инсценировки с помощью игрушек; рассматривание картинок; знакомство с произведениями художественной литературы. В работе с детьми данного возраста их целесообразно сочетать. Например, на одном и том же занятии можно показать реальный предмет, картинку, на которой он изображен, потом прочитать стихотворение или спеть песенку, в которой о нем говорится.
       Это возможно потому, что дети третьего года жизни способны воспринимать новое с большей степенью отвлеченностью, опирающейся на опыт и уже имеющиеся знания об окружающем. При этом следует помнить, что перед ребенком открывается целостная картина мира предметов и явлений в их взаимосвязи.
        Помимо ознакомления с окружающим, на занятиях решаются специальные речевые задачи: расширение словаря понимаемой и активной речи; воспитание звуковой культуры речи; совершенствование грамматического строя речи; развитие связной речи (монолог, диалог) в процессе общения с детьми и взрослыми по разным поводам, в частности, с целью познания окружающего мира.
        Одним из показателей хорошего физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторикой. Известный педагог В. А. Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».
Игры с пальчиками- это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения.
       Пальчиковые игры помогают налаживать коммуникативные отношения на уровне соприкосновения, эмоционального переживания, контакта «глаза в глаза», имеют развивающее значение, так как наилучшим образом способствуют развитию не только мелкой моторики рук, но и речи.
       Пальчиковые игры помогают взрослому быстро и легко привлечь к себе внимание ребенка, найти контакт с ним, расположить его к себе, вызвать интерес и желание играть вместе. Данные игры помогают развивать эмоциональную сферу ребенка, дают возможность знакомить с основными видами эмоций, способами их проявления. Для снятия отрицательного эмоционального состояния ребенка пальчиковые игры лучше использовать в парном взаимодействии «педагог-ребенок» (по типу игры «Сорока-ворона кашу варила»).
      Развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребенка. Уровень развития мелкой пальцевой моторики и координации движений рук- один из показаний интеллектуального развития и, следовательно, готовности к обучению к школе.
      Развитие движений ребенка определяет уровень его физического и психического развития. Чем выше его двигательная активность, тем он лучше развивается. Потому, начиная с самого раннего возраста, развитию общей и мелкой моторики ребенка необходимо уделять особое внимание.
       Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя и общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.
       Для этого необходимы пальчиковые игры и упражнения, которые помогут укрепить руки малыша, развивать согласованные движения рук, дифференцированные движения пальцев рук.
     О пальчиковых играх можно говорить как о великолепном универсальном, дидактическом и развивающем материале. Методика и смысл данных игр состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребёнка и мозговая деятельность активизируется.


 
В ходе этих игр развиваются следующие движения:
  1. Хватание: ребенок учится захватывать предмет (маленькие предметы ребенок хватает одной рукой или щепотью, большие-двумя руками).
  2. Соотносящие действия: ребенок учится совмещать два предмета или две части одного предмета.
  3. Подражание движениям рук взрослого: это умение лежит в основе формирования многих полезных навыков ручных действий.
  4. Движения кистей и пальцев рук.
Занятия мелкой моторикой окажут благотворное влияние на общее развитие ребенка, помогут ему стать более самостоятельным и уверенным в себе.
Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?
  1. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами стимулирует развитие речи.
  2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, повышают речевую активность ребенка.
  3. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более четкой, ритмичной, яркой.
  4. Развивается память ребенка и воображение, фантазия.
  5. Пальчиковые игры дают возможность родителям играть с малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребенком.
 
Пальчиковые игры разнообразны по содержанию, их разделили на группы и определили назначение:
  1. Игры-манипуляции. Эти упражнения он может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение в каждом пальчике ребенок видит тот или иной образ. «Пальчик-мальчик, где ты был?». «Этот пальчик хочет спать». «Этот пальчик дедушка».
  2. Сюжетно-пальчиковые упражнения. К этой группе относятся также упражнения, которые позволяют детям изображать предметы транспорта и мебели, диких и домашних животных, птиц, насекомых, деревья. Например. «Пальчики здороваются», «распускается цветок».
  3. Пальчиковые кинезиологические упражнения («гимнастика мозга»). С помощью таких упражнений компенсируется работа левого полушария. И выполнение требует от ребенка внимания, сосредоточенности. Например, пальчиковое упражнение «Колечко».
  4. Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук. В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения – разминание, растирание, надавливание, пощипывание (от периферии к центру). Например: «Помоем руки под горячей струей воды», «Надеваем перчатки».
  5. Театр в руке. Позволяет повысить общий тонус, развивает внимание и память, снимает психоэмоциональное напряжение. Например, такие упражнения, как «Бабочка», «Цыпленок», «Петушок», «Собака», «Кошечка» и так далее.
Работая с детьми раннего возраста и изучая их физиологические и психологические особенности я пришла к выводу, что большое значение нужно уделять развитию мелкой моторики руки у младших дошкольников. Я поняла, что в педагогический процесс работы с малышами, как можно чаще нужно включать пальчиковые игры во все виды деятельности. Стараюсь использовать не только в НОД, но и во всех режимных моментах (в утренней гимнастике, в физкультминутках, в воспитании культурно-гигиенических навыков (при умывании и мытье рук, при одевании на прогулку, на прогулке, с свободной деятельности). Например, такие пальчиковые игры как «Водичка-водичка», «Кран откройся», «Хлюп-хлюп ручками», «Мыло прыгает, как блошка», «Жил был Алёшка», «Руки спрячем в рукавички», «Кошка ходит без одежки». Благодаря этим играм у детей снижается тонус и уменьшается напряжение пальцев, повышается работоспособность.
Итак, какие методы и приёмы воспитатель применяет, используя в своей работе пальчиковые игры.
Методы:
– разучивание потешек;
– использование атрибутов к пальчиковым играм;
– изобразительное творчество (лепка, аппликация, рисование);
– применение пальчиковых игр в познавательной, художественно-речевой, музыкально-театрализованной, оздоровительной, продуктивной, игровой деятельности, во время прогулок и досуга.
Приёмы:
– постукивания подушечками пальцев;
– растирание;
– поглаживание основания пальцев;
– круговые движения по ладоням;
– лёгкий массаж предплечья.
Пальчиковые игры с элементами массажа. В этих играх используются такие движения, как растирание, надавливание, пощипывание.
«Капуста»
Мы капусту рубим, рубим (движения расправленными ладонями вверх-вниз)
Мы капусту трём, трём, (трем кулаками друг о друга)
Мы капусту солим, солим, (пальцы складываем в щепотку, солим)
Мы капусту жмём, жмём, (сжимаем и разжимаем кулаки)
А потом и в рот кладем. Ам! (пальцы складываем в щепотку и подносим ко рту)
Пальчиковые игры с предметами. Выполнение ритмичных движений с использованием различных предметов (карандашей, массажных мячиков, шишек и т.д.) активизируют отделы мозга, которые отвечают за речь.
«Ёжик»
Катится колючий ёжик, нет ни головы ни ножек,
Мне по пальчикам бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит.
Бегает туда-сюда. Мне щекотно, да, да, да! (катаем массажный мячик по ладошке)
Уходи, колючий ёж, в тёмный лес, где ты живёшь! (прячем мячик за спиной)
Игры-манипуляции. Чтобы разнообразить игры и повысить интерес малыша к занятиям, можно использовать пальчиковые игрушки (например, персонажей сказок или животных). Пальчиковый театр развивает у детей речь, внимание, воображение и творческие способности.
 
«Елочка»
«Перед нами елочка:      сидя, дети соединяют кончики пальцев, делают «елочку»
Шишечки,                                показывают кулачки
Иголочки,                                 указательные пальцы
Шарики,                                   пальцы сжимают в круг
Фонарики,                                показывают «фонарики»
Зайчики,                                   показывают «ушки зайца»
И свечки,                                  прижимают ладони и пальчики друг к другу
Звезды,                                      прижимают ладони с раздвинутыми пальцами
Человечки».                             ставят средний и указательный пальцы на колени
 
«Кот на печи»
«Кот на печи                                    стучат кулачком о кулачок
Сухари толчет,
Кошка в окошке                                показывают как шьют иголкой
Полотенце шьет.
Маленькие котята                            поднимают руки на уровень груди, опустив кисти вниз
На печке сидят,                                и качают головой вправо-влево
На печке сидят
Да на котика глядят.                        показывают руками «очки»
Все на котика глядят
И сухарики едет».                            щелкают зубками
 
«Пряничек»
«Мы вот так, мы вот так,                «мнут тесто» руками
Тесто разминали.
Мы вот так, мы вот так,                  пальчики вместе, движение рук от себя и к себе
Тесто раскатали.
Вот такой, вот такой,                       широко в стороны развести руки
Будет пряничек большой.
Вот такой, вот такой,                       поглаживание ладошек по очереди
Будет пряник золотой.
Пряничек, пряничек                         движение «пекут пирожки»
Испекли ребятки.
Пряничек, пряничек
Очень, очень сладкий.
Кушайте, кушайте,                           руки вытягивают вперед, ладонями вверх
Угощайтесь, гости!
Приходите к нам еще,                      манят к себе
Очень, очень просим!»
 
«Курочка»
«Курочка - рябушечка                 не спеша «проходятся» указательным и средним
По двору гуляла,                          пальцем по бедрам
По двору гуляла,
Цыпляток считала.
- Раз, два, три, четыре, пять!       загибают пальчики на одной руке
Посчитаю их опять:                     грозят указательным пальцем
Раз, два, три, четыре, пять!»       загибают пальчики на другой руке
 
«Мышки»
«Вот как наши ребятишки                     дети «скребут» пальчикам по бедрам
Расшалились, словно мышки:
Ловко пальчиками трут,
Словно лапками скребут.
Ш – ш – ш…»                                         трут ладошкой о ладошку
 
«Пальчики»
«Этот пальчик мой танцует.               дети стучат указательным пальцем по бедру
Этот вот кружок рисует.                     делают круговые движения средним пальцем
Этот пальчик ловко скачет,                стучат безымянным по бедру
Будто легкий, легкий мячик.
А мизинчик, мой малышка,                царапают мизинцем по ноге
Коготком скребет как мышка.
А большой мой, толстячок,                прижимают большой палец к ладони
Спать улегся на бочок.
А теперь все по порядку                    сжимают и разжимают пальцы
Пальцы делают зарядку.
Что, устали? Отдыхайте,                   сжимают пальцы в кулачок
Спите, пальцы, засыпайте!»
(при повторе выполняются движения другой рукой)
 
«Цветочки»
1. Как в лесу на кочке                       выпускают пальчики из кулачков
Расцвели цветочки.
Пр.: Цветики, цветики,                    «фонарики»
Цветики цветочки – 2р.
2. С ветерком шептались                трут ладошку об ладошку
Солнцу улыбались.                          кивают головками
«Пирог»
«Падал снег на порог.                     дети плавно опускают руки сверху вниз
Кот слепил себе пирог.                   показывают как пекут пирог
А пока лепил и пек,
Ручейком пирог утек.                      делают волнообразные движения руками
Пирожки себе пеки                          грозят указательным пальцем
Не из снега – из муки».                   покачивают пальцем из стороны в сторону
 
«Сорока-белобока»
«Сорока – белобока                    дети на ладошке «варят» кашу
Кашу варила,
Деток кормила.
Этому дала,                                 поочередно загибают пальцы  с мизинца
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала!                        показывают большой палец
Ты воды не носил,                    грозят указательным пальцем большому пальцу
Дров не рубил,
Каши не варил –
Тебе нет ничего!                       разводят обе руки в стороны
Вот тебе горшок пустой,         сжимают пальцы в кулак
Иди в угол и постой!»             указательным пальцем показывают на угол
 
«Ладошки-ладошки»
«Вымыли мы ручки, вымыли мы ножки,         имитация мытья рук
Поиграли в ладушки, ладушки – ладошки!      хлопки в ладоши
Во дворе цыплятам накрошили крошек,           «крошим хлеб»
Поиграли снова в  ладушки – ладошки!           хлопки в ладоши
Гладили котенка чистыми ладошками,            одной рукой поглаживаем другую
С ним мы поиграли в ладушки – ладошки!      хлопки в ладоши
Улеглись ладошки прямо на дорожку…           руки положили на колени
Как они устали - ладушки – ладошки!»            поглаживание рука об руку
 
 
««Девочки и мальчики»                          
«Девочки и мальчики!                           вытягиванием руки в стороны, машем крыльями
Совсем как попугайчики.
Крылышками помашите,
Хохолками потрясите,                          наклоны головы вправо-влево
Друг на друга посмотрите,                   поворачиваются к соседу и смотрят в глаза
В джунгли вместе полетите,                руки в стороны, машем крыльями
На пальму опуститесь,
Крылышками встряхните!»
 
«НА ЛЕСНОЙ ЛУЖАЙКЕ»
«На лесной лужайке                          показываем «ушки зайчика»
Разыгрались зайки:
Лапками хлопали,                              хлопки
Ножками топали,                               топают ногами
Ушками махали,                                 делаем «ушки зайчика» и махаем кистями рук
Выше всех скакали.                           прыжки на двух ногах
Глазками глядели,                              руки к глазам «хлопаем глазками»
Песенку пропели:
Ля-ля-ля! Ля-ля-ля!                           болтаем руками
Ля-ля-ляйки!
Ах, какие мы веселые зайки!»
 
«КИСКА»
«Есть у киски глазки               показывают свои глазки
Есть у киски ушки                   показывают ушки и шевелят ими
Есть у киски лапки,                  сжимают и разжимают кулачки
Мягкие подушки.
Киска, киска, не сердись         грозят пальчиком
Не царапай деток,
Брысь!»                                     хлопок в ладоши
 
«РАНО УТРОМ Я ВСТАЮ»
«Утром рано я встаю, свою песенку пою,
И со мною дружно в лад подпевают сто ребят!            руки вверх, расставив пальцы
Подпевают сто ежей,              руки в замок, большие пальцы соединены, остальные прямые
Подпевают сто ужей,              соединены ладони, волнообразные движения
И поют ее зайчата,                   «ушки зайчика»
И поют ее лисята,                    «лисьи лапки»
Под землею старый крот        прищуривание глаз, «мордочка крота»
Эту песенку поет.
А в берлоге медвежата,           руки в стороны, переваливание с ноги на ногу
А в болоте лягушата,              «лягушачьи лапки»
Очень важный бегемот          выставление вперед живота, руки на животе
С удовольствием поет.
Даже страшный крокодил     соединив ладони, расставив пальцы, «пасть крокодила»
Эту песню разучил!
Промурлыкала нам кошка     «кошачьи лапки»
Песню, сидя на окошке.         кладут голову на «лапки»
Слышишь,                                указательный палец вверх
Как под нашей крышей          руки над головой, «крыша домика»
Эту песню поют мыши?         «мышиные лапки»
Утром рано мы встаем,
Хором песенку поем»
 
«ИГРУШЕЧНЫЙ ЗАЙЧИК В ЛЕСУ»
«Ах, как жутко на лесной лужайке              руки, на щеки, покачивание головой
Бедному игрушечному зайке                        «ушки зайчика»
Кружится над зайкой стрекоза                     руки в кулаки, выставив указательный и     
                                                                         средний пальцы, быстро ими шевелить
И глядит, глядит во все глаза.                      «глаза стрекоза»
И пчела все уши прожужжала,                     приставляют пальцы к ушам – «не слышать»
У нее ужаснейшее жало.                              руки в кулак, выставление указательного пальца
 
И жуки рогатые ползут                                руки на колени, перебирание пальцами
Ахнуть не успеешь                                       взяться за голову руками
Загрызут.                                                        пощекотать кого-нибудь рядом
Бегают по зайчику мурашки                        быстро перебирать пальцами по груди
Ах, как страшно зайчику-бедняжке.           «ушки зайчика»
 
ЗАЙКА
Зайка, зайка, где твой хвост?               хлопки
– Вот, вот, вот!                                    руки за спиной
Зайка, зайка, где твой нос?            хлопки
–  Вот, вот, вот!                                   показать нос
Зайка, зайка, лапы где?                  хлопки
–  Вот, вот, вот!                                   показать руки
Зайка, зайка, ушки где?                    хлопки
– Вот, вот, вот!                                    показать ушки
 
 
ВОРОНА
У вороны голова,                   руки на голове,
ва-ва-ва-ва                              4 хлопка
Клюв  и  крылья,                   руки у носа,   «крылья»
Хвостик,  ноги,                       руки за спиной, топать,
оги-оги-оги-оги                     4 хлопка
 
 
МАШИНКА
Заведу мою машину                           «мотор»
– Би-би-би, налью бензину.              3 хлопка, топать
Крепко-крепко руль держу               «держать руль»
На педаль ногою жму.                        топать правой ногой
 
ПАРОВОЗ
Ехал, ехал паровоз                             руки в «замок», большие   пальцы вращаются
Прицепил  вагон, повез.                   сцепить указательные пальцы
Ехал, ехал паровоз
Прицепил  вагон, повез
 
КОРАБЛИК
Вот плывет кораблик мой                          руки – «полочка», покачиваются
Он плывет ко мне домой                         руки вперед, ладони сомкнуть углом (нос)
Крепко я держу штурвал                          «держать штурвал»
Я ведь  главный  капитан                           4 хлопка
 
САМОЛЕТЫ
Мы сегодня самолеты,                И.П. сидя на пятках, «мотор» (вращение руками)
Мы не дети, мы пилоты.           4  хлопка
Руки – нос, и руки – крылья       «нос»,  «крылья»
Полетела эскадрилья.                          встать, разбежаться, руки – крылья
 
КОШКИ – МЫШКИ
Вот кулак,                                                                      показать кулак левой руки
А вот – ладошка,                            раскрыть пальцы, ладонь вверх
На ладошку села кошка.                 «когти» правой руки водят по ладошке левой
Села мышек посчитать,
Раз, два, три, четыре пять.                 правой рукой загибать по одному пальцу левой  
Мышки очень испугались,                                            вращать кулаком
В норки быстро разбежались                       спрятать кулак под.  правую подмышку
 
Выводы
Пальчиковые игры – это не только простой и быстрый способ развлечь ребенка, но и занятие, ко

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»