Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Наши пернатые друзья

Копосова Галина Алексеевна,
воспитатель ГБДОУ детский сад № 50
Калининского района Санкт-Петербурга 
Эта методическая разработка посвящена экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Она помогает сформировать экологические знания о перелетных и зимующих птицах и бережное отношение к ним. Может быть полезна воспитателям ДОУ и родителям детей старшего дошкольного возраста.
Тема актуальна в данное время, т.к. сейчас мы почти упускаем из вида наших пернатых друзей – птиц. А ведь им нужна наша помощь, особенно               в зимнее время года, когда наступают холода и птицы остаются без корма.
В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Поэтому очень важно пробудить в детях интерес к живой природе, воспитать любовь к ней. Актуальность методической разработки обусловлена тем, что у детей недостаточно сформированы знания об окружающем мире, птицах, о необходимости заботиться о них.
Цель: воспитывать у детей заботливое отношение к птицам и ко всему живому, желание помогать птицам в трудный для них период.
Задачи:
1.углубить и расширить знания детей о птицах нашего города;
2. объяснить причину перелетов птиц (перелетные, зимующие, кочующие);
3. учить отличать птиц от других животных;
4. познакомить детей со строением пера и их значением в жизни птиц;
5. обогащать и активизировать речь детей.
Предварительная работа:
  1. Наблюдение за птицами на прогулке;
  2. Рассматривание иллюстрации с птицами;
  3. Разучивание подвижной игры "Птицелов";
  4. Чтение художественной литературы о птицах.
Оборудование:
  1. Демонстрационный материал "Птицы";
  2. Модели – схемы для  сравнения птиц с другими животными;
  3. Перья разной формы, цвета, размера;
  4. Ножницы, стаканчики с водой;
  5. Карточки для дидактической игры "Где зимуют птицы?"
  6. Кормушки и различный корм для птиц.
  7. ИКТ технологии: http://razum.myinsales.ru/collection/ekologiya-dlya-doshkolnikov/product/ekologicheskie-proekty-v-detskom-sadu-v-sootvetstvii-s-fgt
Ход  образовательной деятельности.
Воспитатель: здравствуйте, ребята! Вот и наступила осень. Какие изменения произошли в природе?
Дети: (перечисляют признаки осени).
Воспитатель: почему стало мало птиц?
Дети: исчезли насекомые, а птицы, которые питаются насекомыми улетели в теплые края.
Воспитатель: ребята, чем отличаются птицы от других животных?
Дети: (отвечают, опираясь на модели – схемы).
Воспитатель: каких птиц вы знаете?
Дети: (перечисляют птиц).
Воспитатель: куда улетают птицы осенью?
Дети: на юг.
Воспитатель: как называются птицы, которые улетели на юг?
Дети:
Воспитатель: с наступлением холодов осенью начинается перелет птиц, вот ак об этом написано в стихотворении Е. Благининой:
Скоро белые метели
Снег подымут от земли.
Улетают , улетели, улетели журавли.
Не слыхать кукушки в роще,
И скворечник опустел,
Аист крыльями полощет –
Улетает, улетел
Лист качается узорный,
В синей  луже на воде.
Ходят грач с грачихой черные
В огороде, по грядке.
Осыпаясь, пожелтели
Солнца редкие лучи,
Улетают, улетели, улетели и грачи.
Ребята, о каких птицах это стихотворение?
Дети: о перелетных.
Воспитатель: первыми улетают от нас быстрокрылые птицы. Это стрижи, ласточки, скворцы, жаворонки. Они улетают в конце августа, так как пропадают многие насекомые. Эти птицы питаются насекомыми, они называются насекомоядными.
А сейчас вам задание, найдите насекомоядных птиц?
В золотые осенние дни собрались к отлету журавли. Покружились  они над родным болотом, собрались в косяки, потянулись в дальние теплые страны. Впереди летит самый сильный – вожак. Позднее всех улетают дикие гуси и утки – когда замерзают реки и озера. Эти птицы называются водоплавающие.
И опять вам задание, найдите водоплавающих птиц?
Высоко летят стаи птиц, с неба слышим мы их прощальные клики. Словно они ричат: "До свидания, до радостной встречи весной!"
А сейчас предлагаю поиграть в игру "Прилетели птицы"
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижы…
(дети хлопают)
Воспитатель: Что не правильно?
Дети: мухи.
Воспитатель: А мухи – это кто?
Дети: насекомые.
Воспитатель: вы правы. Ну что ж продолжим.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы.
Аисты, вороны,
Галки, макароны!...
(дети хлопают)
Воспитатель: начинаем снова…
Прилетели птицы:
Голуби, куницы!...
(если дети не обращают внимание на куниц, то воспитатель объявляет счет)
Воспитатель: один ноль в мою пользу. Куницы – вовсе не птицы. Продолжаем…
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Галочки, стрижи,
Аисты, кукушки…
Даже совки – сплюшки…
(дети хлопают)
Воспитатель: что такое? Не плюшки, а совки – сплюшки!
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Галки и стрижи
Комары, кукушки..
(дети хлопают и говорят что комары это насекомые)
Воспитатель:
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи
Чибисы, чижи,
Аисты, кукушки,
Даже совки – сплюшки,
Лебеди, скворцы…
Все вы молодцы!
Воспитатель: ребята, перед вами на столах лежат перья рассмотрите их внимательно.
Чем различаются перья?
Дети: цветом, размером, формой.
Воспитатель: каждое перо имеет стержень, догадайтесь, где стержень у пера? Покажите его. А еще у пера есть бородки. Найдите бородки. Покажите их. Обратите внимание, как  прикреплены бородки к стержню. Положите перышки на стол.
Что случится, если сейчас подует ветерок?
Дети: перья полетят, они легкие.
Воспитатель: если стержень пера разрезать, то мы увидим, что внутри пусто, поэтому перья очень легкие.
Обмакните перо в стакан с водой, намокло ли перо, изменилось ли перо?
Дети:  нет  вода скатилась капельками.
Воспитатель: перья защищают птицу от воды и сырости.
Подумайте, зачем нужны птицам большие перья?
Дети: чтобы летать.
Воспитатель: для чего им нужны маленькие перышки?
Дети: для тепла.
Воспитатель: теперь рассмотрите окраску перьев. Что можете сказать?
Дети: перья разные по цвету. Они украшают птиц.
Воспитатель: часто можно встретить очень красивых птиц. У большинства птиц ярко окрашены только самцы. Они используют свою окраску, чтобы привлекать самок. Самки тех же птиц имеют чаще всего однотонную окраску, которая помогает им прятаться от врагов, когда они высиживают яица.
(воспитатель демонстрирует птиц с ярким оперением)
Воспитатель: вы наверно немножко устали, поэтому я предлагаю поиграть в подвижную игру "Птицелов".
Играющие выбирают себе названия птиц, крику которых они могут подражать. Встают в круг,в центре которого – птицелов с завязанными глазами. Птицы ходят, кружатся вокруг птицеловов и произносят:
В лесу, во лесочке,
На  зеленом дубочке,
Птички весело поют.
Ой! Птицелов идет!
Птицелов хлопает в ладоши, играющие останавливаются на месте, и  водящий начинает искать птиц. Тот, кого он нашел,
 Подражает крику птицы, которую он выбрал. Птицелов угадывает название птицы и мя игрока.
Играющий становится птицеловом. Играющие не должны прятаться за предметы, встречающиеся на пути. Игроки обязаны останавливаться на месте точно по сигналу.
Воспитатель: не все птицы улетают, есть те, которые остаются с нами зимовать. Как они называются?
Дети: зимующие, оседлые.
Воспитатель: каких вы знаете зимующих птиц?
Дети: (перечисляют зимующих птиц нашего города).
Воспитатель: предлагаю поиграть в игру "Где зимуют птицы?"
Перед вами карточки, на которых слева изображена снежинка, а справа – солнце. Ваша задача  -  из предложенных маленьких карточек выложить на левую сторону зимующих птиц, а где солнышко – перелетных.
(воспитатель вместе с детьми проверяет задание).
Воспитатель: молодцы, ребята, с заданием справились.
А почему говорят, что зима трудное время для птиц?
Дети: (высказываются).
Воспитатель: как можно проявить о них заботу зимой?
Дети:
Воспитатель: что можно использовать в качестве корма для птиц зимой?
Дети:…
Воспитатель:  напомните кто же из птиц  остается на зимовку в нашем городе?
Дети:
Воспитатель: каких вы запомнили перелетных птиц?
Дети:
Воспитатель: чем птицы отличаются от других животных?
Дети:
Воспитатель: для чего птицам нужны большие перья? А маленькие?
Дети: …
Воспитатель: действительно, зима – трудное время для птиц, особенно если она морозная и многоснежная. Не найти птицам под снегом корма. Голодная птица сильно страдает от холода. Зимний день короткий, а чтобы выжить , не замерзнуть, пищи нужно съесть гораздо больше, чем летом.
Нужно поддержать птиц зимой . Это очень полезное дело. Некоторые ребята со своими родителями уже изготовили кормушки. И сейчас мы вместе выйдем на улицу и подвесим х на дерево перед вашими окнами, а вы пообещайте, что каждый день будете выносить пищу и наблюдать какие птицы прилетают к вашим кормушкам.
 
 

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»