Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Театрализованная деятельность, как  средство развития
социально-коммуникативной сферы ребенка-дошкольника

Гринина Елена Владимировна

~Потребность в общении – одна из самых важных человеческих потребностей . В дошкольном возрасте дети легко приобретают новые знания, сохраняют и удерживают сформированные представления, умения и знания.  Путем общения ребенок получает не только знания. Формируется речь, развиваются эмоции, умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Практический опыт показывает, что многие дети приходят в детский сад закрепощенные, с угнетенной эмоциональной сферой, с нарушенной коммуникативной функцией речи. Из-за неумения  построить общение ребенок оказывается  в сложной ситуации: он «не принимается»,  в следствие чего,  чувствует себя уязвленным и отвергнутым. Это может привести  к эмоциональному  неблагополучию: снижению самооценки, замкнутости, проявлению тревожности, или, наоборот - к чрезмерной агрессивности поведения. Задача взрослых (воспитателей, педагогов-специалистов )  найти методы и приемы, решающие эту проблему.
Именно таким  приемом  является вовлечение всего детского коллектива  в театрализованную деятельность . Использование таких ярких эмоциональных средств, как этюды, упражнения, игры формируют душевность, человечность, дружелюбие, благоприятствуют раскрытию способностей и их развитию. Воспитательное значение театрализации заключается в формировании уважительного отношения  детей друг  к другу. Развитие эмоциональной сферы в познавательной деятельности и расширение знаний об окружающем мире с одной стороны и становление основных психических процессов с другой стороны – способствует возрастанию творческой активности детей.
 Ни для кого не секрет, что телевизор, компьютер и гаджеты стали заменять детям и взрослым общение и игровую деятельность. Общение, и только живое человеческое общение обогащает жизнь детей.
 Знакомство детей с театром начинается с младшего  дошкольного возраста. Именно в этом возрасте формируется интерес к театрализованным играм, складывающийся в процессе просмотра небольших кукольных спектаклей, которые показывают педагоги, взяв за основу содержание знакомых ребенку песенок-потешек, стихов или сказок. Желательно персонажей подбирать положительных и отрицательных.
Со временем роли действующих лиц  начинают исполнять сами ребята, а взрослый остается в  образе ведущего. В среднем возрасте детям посильно исполнять коротенькие драматизации известных сказок В старшем дошкольном возрасте и роль ведущего отдается ребенку. Большое внимание  должно быть уделено подбору  кукол, персонажам спектакля, а именно выразительности их образов, костюмы.
Театральная деятельность выполняет  одновременно познавательную, воспитательную, развивающую  функции, причем воспитательные возможности в данном виде деятельности способствуют развитию многосторонних коммуникативных способностей:
- знакомство с окружающим миром;
- становление психических процессов;
- развитие словарного запаса, грамматического строя речи, особенно интанационно- выразительной речи;
- развитие эмоционально-волевой сферы;
-формирование первичных социальных навыков поведения (добро, зло, дружба, честность, смелость);
- развитие чувств, переживаний и открытий;
- приобщение  к духовным ценностям;
- формирование представлений о театре, как об искусстве;
- совершенствуются музыкальные способности;
- появляется интерес к театрально-игровой деятельности.
Театрализованная игровая деятельность способствует воспитанию  у детей организованности и самостоятельности.
Через ролевые высказывания , драматическую линию сюжетов спектаклей дошкольник усваивает их смысл и активно экспериментирует со словом, мимикой, жестом, движением.
В работе с детьми весомое значение приобретают театрализованные игры, которые строятся на материале сказок. Здесь ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его потребность в общении ( «Добрый грузовичок», «Медвежата», «Город игрушек»). Чем старше становятся дети, тем выше становится уровень общего развития, уже принимаются  и выполняются правила игры.
Театрализованные игры  вызывают и поддерживают у детей эмоционально-положительное отношение игрушкам и партнерам по игре.
Работа с образными этюдами  помогают подвести ребенка к индивидуальной интерпретации  не только движений, но и их эмоционального состояния, характера.
В эмоционально-игровых ситуациях дети по предложенной педагогом теме создают определенные художественные образы ( «Кот, пес и мышонок», «Гусеница и  яблоко»,
«На птичьем дворе»)
Если работать с игровыми упражнениями , то можно подвести ребенка  к  созданию  образов при помощи соединения  нескольких компонентов: движений, речи и реквизита. (, «Три поросенка», «Три медведя», «Волшебный кубик»).
Творческие задания со словом детям тоже будут интересны («Ручной мяч», «Сочини сказку»).  Сюда относится разучивание стихов с различной интонацией («Кисонька-Мурысонька», «Обедать»)
В окружающем детей  пространстве необходимо уделить место для игровой самостоятельной деятельности. В свободном доступе рекомендуется выставлять следующий дидактическо-игровой материал:
-  различные виды театра (настольный, пальчиковый, кукольный);
- игры, направленные на сплочение детского коллектива ( «Давайте познакомимся», «Лунный камень», «Динозавр, который ничего не видит», «День рождения», «Два зеркала»)
- театрализованные игры («Веселые обезьянки», «И я тоже», «Угадай, что я делаю»)
- карточки с заданиями для  игр и действий с воображаемыми предметами «Что мы делали -не скажем, что мы делали – покажем», «Давайте поиграем»);
- иллюстрации к знакомым танцам и песням, фонотека по ритмопластике;
- игры и упражнения , карточки-схемы на развитие двигательных способностей («Снеговик», «Баба-Яга»);
- игры и упражнения на развитие воображения, фантазии («Одно и то же по-разному», «Все наоборот»)
- карандаши, краски, мелки, ткань, бумага и др. бросовый материал для изготовлений афиш, масок, декораций, предметов-заместителей;
  Использование в работе с детьми театрализованной деятельности, несомненно, ведет к развитию коммуникативных способностей дошкольников и позволяет решать многие  педагогические задачи:
- формирование общего развития: интеллектуального, художественно-эстетического воспитания, речевого.
- проявление любознательности, раскрепощение, повышение самооценки;
- развитие ассоциативного мышления и общего интеллекта;
- развитие способности к импровизации;
- развитие эмоционально-волевой сферы;
- развитие коммуникативных навыков;
-формирование опыта  социального поведения в коллективе сверстников и взрослых.

Список литературы:
1. CD-ROM. Социально-коммуникативное развитие младшего дошкольного возраста .ФГОС. - Москва: СИНТЕГ, 2016. - 700 c.
2. CD-ROM. Социально-коммуникативное развитие дошкольников. ФГОС. - Москва: Мир, 2019. - 646 c.
3. Абрамова, Любовь Владимировна Социально-коммуникативное развитие дошкольников.. Учебно-методическое пособие для занятий с детьми дошкольного возраста / Абрамова Любовь Владимировна. - М.: Мозаика-Синтез, 2017. - 826 c.
4. Генов, Г.В. Театр для малышей. - М.: Просвещение, 2011. - 154 с
5. Дубровская, Наталия Вадимовна Парциальная программа художественно-эстетического развития дошкольников. От 2 до 7 лет / Дубровская Наталия Вадимовна. - М.: Детство-Пресс, 2017. - 608 c.
6. Ершова, А. Вреден ли театр дошкольникам? // Обруч. - 2013. - № 4. - С.3-4.
7. Карпухина, Н.А. Реализация содержания образовательной деятельности. Старший  возраст (5-6 лет). Познавательное развитие. Социально-коммуникативное развитие. Физическое развитие. ФГОС ДО / Н.А. Карпухина. - М.: Метода, 2017. - 774 c.
8. Коломийченко, Л.В. Дорогою добра. Концепция и программа социально-коммуникативного развития и социального воспитания дошкольников / Л.В. Коломийченко. - М.: Сфера, 2017. - 346 c.
9. Маханева, М.Д. Мы вместе. Социально-коммуникативное развитие дошкольников / М.Д. Маханева. - М.: Сфера, 2017. - 651 c.
10. используемые интернет-ресурсы:
-http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2020/01/07/proekt-rechevoe-tvorchestvo-detey
-http://www.berezka332.ru/metodicheskaya-kopilka/teatralizovannaya-deyatelnost-sredstvo-formirovaniya-kommunikativn.html/

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»