Театрализованная деятельность, как средство развития
социально-коммуникативной сферы ребенка-дошкольника
Гринина Елена Владимировна
~Потребность в общении – одна из самых важных человеческих потребностей . В дошкольном возрасте дети легко приобретают новые знания, сохраняют и удерживают сформированные представления, умения и знания. Путем общения ребенок получает не только знания. Формируется речь, развиваются эмоции, умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Практический опыт показывает, что многие дети приходят в детский сад закрепощенные, с угнетенной эмоциональной сферой, с нарушенной коммуникативной функцией речи. Из-за неумения построить общение ребенок оказывается в сложной ситуации: он «не принимается», в следствие чего, чувствует себя уязвленным и отвергнутым. Это может привести к эмоциональному неблагополучию: снижению самооценки, замкнутости, проявлению тревожности, или, наоборот - к чрезмерной агрессивности поведения. Задача взрослых (воспитателей, педагогов-специалистов ) найти методы и приемы, решающие эту проблему.
Именно таким приемом является вовлечение всего детского коллектива в театрализованную деятельность . Использование таких ярких эмоциональных средств, как этюды, упражнения, игры формируют душевность, человечность, дружелюбие, благоприятствуют раскрытию способностей и их развитию. Воспитательное значение театрализации заключается в формировании уважительного отношения детей друг к другу. Развитие эмоциональной сферы в познавательной деятельности и расширение знаний об окружающем мире с одной стороны и становление основных психических процессов с другой стороны – способствует возрастанию творческой активности детей.
Ни для кого не секрет, что телевизор, компьютер и гаджеты стали заменять детям и взрослым общение и игровую деятельность. Общение, и только живое человеческое общение обогащает жизнь детей.
Знакомство детей с театром начинается с младшего дошкольного возраста. Именно в этом возрасте формируется интерес к театрализованным играм, складывающийся в процессе просмотра небольших кукольных спектаклей, которые показывают педагоги, взяв за основу содержание знакомых ребенку песенок-потешек, стихов или сказок. Желательно персонажей подбирать положительных и отрицательных.
Со временем роли действующих лиц начинают исполнять сами ребята, а взрослый остается в образе ведущего. В среднем возрасте детям посильно исполнять коротенькие драматизации известных сказок В старшем дошкольном возрасте и роль ведущего отдается ребенку. Большое внимание должно быть уделено подбору кукол, персонажам спектакля, а именно выразительности их образов, костюмы.
Театральная деятельность выполняет одновременно познавательную, воспитательную, развивающую функции, причем воспитательные возможности в данном виде деятельности способствуют развитию многосторонних коммуникативных способностей:
- знакомство с окружающим миром;
- становление психических процессов;
- развитие словарного запаса, грамматического строя речи, особенно интанационно- выразительной речи;
- развитие эмоционально-волевой сферы;
-формирование первичных социальных навыков поведения (добро, зло, дружба, честность, смелость);
- развитие чувств, переживаний и открытий;
- приобщение к духовным ценностям;
- формирование представлений о театре, как об искусстве;
- совершенствуются музыкальные способности;
- появляется интерес к театрально-игровой деятельности.
Театрализованная игровая деятельность способствует воспитанию у детей организованности и самостоятельности.
Через ролевые высказывания , драматическую линию сюжетов спектаклей дошкольник усваивает их смысл и активно экспериментирует со словом, мимикой, жестом, движением.
В работе с детьми весомое значение приобретают театрализованные игры, которые строятся на материале сказок. Здесь ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его потребность в общении ( «Добрый грузовичок», «Медвежата», «Город игрушек»). Чем старше становятся дети, тем выше становится уровень общего развития, уже принимаются и выполняются правила игры.
Театрализованные игры вызывают и поддерживают у детей эмоционально-положительное отношение игрушкам и партнерам по игре.
Работа с образными этюдами помогают подвести ребенка к индивидуальной интерпретации не только движений, но и их эмоционального состояния, характера.
В эмоционально-игровых ситуациях дети по предложенной педагогом теме создают определенные художественные образы ( «Кот, пес и мышонок», «Гусеница и яблоко»,
«На птичьем дворе»)
Если работать с игровыми упражнениями , то можно подвести ребенка к созданию образов при помощи соединения нескольких компонентов: движений, речи и реквизита. (, «Три поросенка», «Три медведя», «Волшебный кубик»).
Творческие задания со словом детям тоже будут интересны («Ручной мяч», «Сочини сказку»). Сюда относится разучивание стихов с различной интонацией («Кисонька-Мурысонька», «Обедать»)
В окружающем детей пространстве необходимо уделить место для игровой самостоятельной деятельности. В свободном доступе рекомендуется выставлять следующий дидактическо-игровой материал:
- различные виды театра (настольный, пальчиковый, кукольный);
- игры, направленные на сплочение детского коллектива ( «Давайте познакомимся», «Лунный камень», «Динозавр, который ничего не видит», «День рождения», «Два зеркала»)
- театрализованные игры («Веселые обезьянки», «И я тоже», «Угадай, что я делаю»)
- карточки с заданиями для игр и действий с воображаемыми предметами «Что мы делали -не скажем, что мы делали – покажем», «Давайте поиграем»);
- иллюстрации к знакомым танцам и песням, фонотека по ритмопластике;
- игры и упражнения , карточки-схемы на развитие двигательных способностей («Снеговик», «Баба-Яга»);
- игры и упражнения на развитие воображения, фантазии («Одно и то же по-разному», «Все наоборот»)
- карандаши, краски, мелки, ткань, бумага и др. бросовый материал для изготовлений афиш, масок, декораций, предметов-заместителей;
Использование в работе с детьми театрализованной деятельности, несомненно, ведет к развитию коммуникативных способностей дошкольников и позволяет решать многие педагогические задачи:
- формирование общего развития: интеллектуального, художественно-эстетического воспитания, речевого.
- проявление любознательности, раскрепощение, повышение самооценки;
- развитие ассоциативного мышления и общего интеллекта;
- развитие способности к импровизации;
- развитие эмоционально-волевой сферы;
- развитие коммуникативных навыков;
-формирование опыта социального поведения в коллективе сверстников и взрослых.
Список литературы:
1. CD-ROM. Социально-коммуникативное развитие младшего дошкольного возраста .ФГОС. - Москва: СИНТЕГ, 2016. - 700 c.
2. CD-ROM. Социально-коммуникативное развитие дошкольников. ФГОС. - Москва: Мир, 2019. - 646 c.
3. Абрамова, Любовь Владимировна Социально-коммуникативное развитие дошкольников.. Учебно-методическое пособие для занятий с детьми дошкольного возраста / Абрамова Любовь Владимировна. - М.: Мозаика-Синтез, 2017. - 826 c.
4. Генов, Г.В. Театр для малышей. - М.: Просвещение, 2011. - 154 с
5. Дубровская, Наталия Вадимовна Парциальная программа художественно-эстетического развития дошкольников. От 2 до 7 лет / Дубровская Наталия Вадимовна. - М.: Детство-Пресс, 2017. - 608 c.
6. Ершова, А. Вреден ли театр дошкольникам? // Обруч. - 2013. - № 4. - С.3-4.
7. Карпухина, Н.А. Реализация содержания образовательной деятельности. Старший возраст (5-6 лет). Познавательное развитие. Социально-коммуникативное развитие. Физическое развитие. ФГОС ДО / Н.А. Карпухина. - М.: Метода, 2017. - 774 c.
8. Коломийченко, Л.В. Дорогою добра. Концепция и программа социально-коммуникативного развития и социального воспитания дошкольников / Л.В. Коломийченко. - М.: Сфера, 2017. - 346 c.
9. Маханева, М.Д. Мы вместе. Социально-коммуникативное развитие дошкольников / М.Д. Маханева. - М.: Сфера, 2017. - 651 c.
10. используемые интернет-ресурсы:
-http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2020/01/07/proekt-rechevoe-tvorchestvo-detey
-http://www.berezka332.ru/metodicheskaya-kopilka/teatralizovannaya-deyatelnost-sredstvo-formirovaniya-kommunikativn.html/