Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Организация развивающей предметно-пространственной
среды дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО

Гусева Анна Владимировна,
воспитатель ГБДОУ Центр развития ребенка,
детский сад № 37 Приморского района Санкт-Петербурга
 
При построении развевающей среды в группе необходимо учитывать требования ФГОС и СанПиН, а так же возрастные и индивидуальные особенности детей.
Согласно этим требованиям развивающая среда дошкольной организации должна обеспечивать эмоциональное благополучие детей и быть благоприятной для их развития. Кроме возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников ее содержание должно учитывать интересы и потребности детей. Чтобы выполнить эти требования, развивающая среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
Чтобы правильно выстроить развивающую среду, важно понимать, что подразумевает каждое из требований ФГОС. Например, содержательная насыщенность – это не только достаточное количество средств обучения и воспитания, игрового, спортивного, оздоровительного оборудования и инвентаря в группе. Игровое оборудование должно соответствовать потребностям игровой деятельности детей определенного возраста.
Вариативность предполагает наличие различных пространств для игры, конструирования, уединения, а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, которые обеспечат свободный выбор детей. Кроме того, данное требование ФГОС подразумевает периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, которые будут стимулировать игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
Другое требование ФГОС к развивающей среде – доступность – подразумевает свободный доступ детей к помещениям для образовательной деятельности, а также играм, игрушкам, материалам, пособиям, которые обеспечивают основные виды детской активности. Если воспитатели закрывают игрушки в шкафах, чтобы сохранить их товарный вид, и достают только в день проверки, они нарушают данное требование. Доступность развивающей среды означает также исправность и сохранность материалов и оборудования. Если у игрушки нет каких-то деталей, то ребенок не сможет с ней играть.
Требования СанПиН. Вторая группа критериев оценки развивающей среды – требования СанПиН 2.4.1.3049–13 к санитарному содержанию и освещению групповых помещений, маркировке мебели и крупного игрового оборудования в соответствии с возрастом детей, исправности и сохранности материалов. Согласно этим требованиям пространство группы должно быть зонированным. В группе должен быть соответствующий температурный режим и освещение. Мебель должна быть исправной и соответствовать количеству детей, чтобы они могли одновременно ею пользоваться. Большое значение имеет внешний вид группового помещения: стиль оформления, цветовая гамма
Примерный перечень зон для организации РППС:
– для сюжетно-ролевых и режиссерских игр (театрализованная деятельность, ряжение, освоение социальных ролей и профессий и пр.);
– для познавательной активности (экспериментирование с различными материалами, развитие речи, наблюдение за природными явлениями, развитие математических представлений и пр.);
– для самостоятельной деятельности детей (конструирование из различных материалов, художественно-продуктивная деятельность, ознакомление с литературой, выставка детского творчества, центр патриотического воспитания и пр.);
– для двигательной активности (спортивные игры, соревнования и пр.);
– для настольно-печатных и развивающих игр (рассматривание иллюстрированного материала, дидактические игры и пр.);
– для экспериментирования и наблюдения за природными явлениями (экспериментальные лаборатории, календарь природы, центры для организации различных проектов и пр.);
– для отдыха (уединение, общение и пр.).
При создании РППС необходимо учитывать негативное воздействие  некоторой  игровой продукции – игры, игрушки, игровые информационные ресурсы, взаимодействие ребенка с которыми грозит ему ущербом, травмой для физического, психического и духовнонравственного развития.
Объективные показатели негативного влияния представлены на данном слайде
Развивающая среда должна быть «живой», то есть интересной ребенку. Насколько она отвечает этому требованию, можно убедиться в ходе наблюдений за детьми. Если дошкольники играют, действуют с различными предметами и их игры разнообразны, значит, развивающая среда группы ориентирована на их возраст и интересы.
Правильно располагайте игровые центры в группе относительно друг друга. Например, не стоит оформлять по «соседству» центр книги, центр творчества, уголок уединения и центр физической активности. В противном случае дети будут мешать друг другу.
Для младшего возраста:
Игрушки должны быть максимально открытыми, чтобы воспитанники могли по-разному их использовать, наделять новыми функциями. Пространство группы должно быть организовано так, чтобы у детей была возможность заниматься разными видами деятельности.
Для среднего возраста:
В пространстве средней группы должны быть разнообразные объекты, которые обеспечат активность детей в разных видах деятельности и творчестве, а так же возможность самовыражаться. Развивающая среда должна быть направлена на поддержку инициативы и самостоятельности воспитанников. Кроме того, объекты развивающей среды должны отражать региональный компонент.
Старший и подготовительный возраст:
Содержание уголков должно учитывать возраст детей. Например, для игры «Магазин» в младшей группе достаточно витрины и нескольких атрибутов, в средней – нескольких отделов, кассы, тележки, корзины. В старшем дошкольном возрасте жизненный опыт детей расширяется, поэтому количество отделов увеличивается: «продукты», «одежда», «обувь», «игрушки», «бытовая техника» и др. Также в уголке должны быть ксерокопии денежных купюр, пластиковые карты, чеки, ценники. Данные материалы помогут педагогам сформировать у детей элементы финансовой грамотности. Среда должна отражать гендерные особенности детей – содержать игры и игрушки для мальчиков и девочек.
Наличие предметов-заместителей обеспечит широкий спектр тем и сюжетов для игр. Кроме того, в РППС важно учитывать региональный компонент.
Чтобы дети могли играть в любой части группы, где им комфортно, игры и игрушки лучше хранить в контейнерах. Контейнеры мобильны, удобны, их легко переносить и обрабатывать дезинфицирующими растворами. В качестве навигации на боковую сторону каждого контейнера обязательно наклейте картинки – символы игр.
Обязательный атрибут в старшей группе – ширмы – разделители пространства. Но не стоит просто делить ими группу на игровые зоны. У детей должна быть возможность использовать их в игре. Это могут быть ширмы «СТО», «Больница», «Математика», «Времена года» и т. д. В этом возрасте дети должны изменять игровое пространство под себя, а значит, самостоятельно переставлять ширмы, столы, стулья, игровые модули по своим предпочтениям в течение дня. 
 
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»