Организация здоровьесберегающей деятельности логопеда в ДОУ
Рыжова Наталья Алексеевна
В последние годы выявилась устойчивая тенденция к снижению показателей здоровья и темпов развития детей дошкольного возраста. Поэтому сейчас все более востребованы технологии здоровьесбережения обучающие приемам психической и физической регуляции.Проблемы сохранения детского здоровья становятся особенно актуальными в области образования.
Достаточно важной задачей логопедической работы является создание коррекционно–образовательной системы, оберегающей здоровье ребенка
Логопедическая работа предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но и личности детей в целом. Среди воспитанников с проблемами в речевом развитии высок процент тех, у кого имеются проблемы с развитием общей и мелкой моторики, памяти, внимания, а зачастую и мышления. Соответственно возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с данными детьми, которая включает в себя мышечную релаксацию, дыхательную гимнастику, артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику, упражнения на развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления), физкультминутки, упражнения для профилактики зрения, логоритмику.
Основным направлением здоровьесберегающей деятельности является организация учебного процесса.
Для осуществления коррекционных занятий, которые не нарушали бы образовательную деятельность, разработан соответствующий режим дня. Коррекционные логопедические занятия в детском саду проводятся в режиме смены динамичных поз. Часть занятия ребенок может сидеть, часть стоять, тем самым сохраняется его телесная вертикаль.
Использование этого метода позволяет сохранить работоспособность детей в течение всего времени занятия.
Объем двигательной активности дополняем проведением дифференцированных физминуток, подвижных игр, минуток настроения; пальчиковой гимнастики; упражнениями психологической релаксации; некоторыми приемами самомассажа, дыхательной гимнастики.
Для восстановления силы и снятия эмоционального возбуждения у детей, их успокоения во время занятий проводится мышечная релаксация.
Большинству детей с речевыми нарушениями свойственно нарушение равновесия между процессами возбуждения и торможения, повышенная эмоциональность, двигательное беспокойство. Любые, даже незначительные стрессовые ситуации перегружают их слабую нервную систему. Мышечная и эмоциональная раскованность – важное условие для становления естественной речи и правильных телодвижений. Детям нужно дать почувствовать, что мышечное упражнение по их воле может смениться приятным расслаблением и спокойствием.
Умение распознать отдельные группы мышц, выделять их среди остальных, начинается с расслабления наиболее знакомых крупных мышц рук, ног, шеи, корпуса. Дети могут лучше почувствовать расслабление указанных мышц, если сначала дать им ощутить некоторое напряжение этих же мышц. Затем следует продемонстрировать, как неприятно состояние напряженности, и, наоборот, подчеркнуть, как непринужденно мы себя чувствуем, когда наши мышцы не напряжены, расслаблены. Ведь только ненапряженные руки легко выполняют любое действие по нашему желанию. При этом необходимо обращать внимание на то, что напряжение должно быть кратковременным, а расслабление длительным.
Так же важнейшим условием правильной речи является плавный длительный выдох, четкая ненапряженная артикуляция. У детей с речевыми нарушениями речевое дыхание и четкость речи обычно нарушены.
Правильное дыхание очень важно для развития речи, оно влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса.
Занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине отрезков.
Дыхательная гимнастика– ритмичные шумные вдохи и выдохи способствуют насыщению организма кислородом, улучшают обменные процессы, психо– эмоциональное состояние, выводят из стресса, повышают иммунитет. Учитывая факт, что ряд речевых нарушений имеет в своей симптоматике синдром нарушения физиологического и речевого дыхания, работа по преодолению нарушений речи носит комплексный характер и включает в себя «постановку» правильного физиологического и речевого дыхания. Для этого используются статические и динамические дыхательные упражнения, направленные на выработку умения дышать носом, на развитие ротового выдоха, умения дифференцировать носовой и ротовой выдох, рационально использовать выдох в момент произнесения звуков, слогов, слов, фраз.
Артикуляционная гимнастика - выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные. Главная задача - выработать точность, силу, темп, переключаемость движений. Артикуляционная гимнастика включает упражнения как для тренировки подвижности и переключаемости органов, отработки определённых положений губ, языка, правильного произношения всех звуков, так и для каждого звука той или иной группы.
Систематические упражнения по тренировке движений пальчиков, является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, влияет на центры развития речи, а также помогают снять напряжение. Для этого используется «пальчиковая гимнастика»
При проявлении усталости, снижении концентрации внимания в занятия включаются физминутки. Это необходимо работоспособности и здоровья детишек.
Учитель-логопед на своих занятиях проводит большую работу по развитию мышления, памяти, внимания.
Особенности речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи оказывают влияние на формирование всех психических процессов.
Логоритмика – используется для усвоения детьми различных движений, а также преодоления речевых нарушений у детей. Логоритмические занятия, благодаря большому количеству двигательных заданий, способствует выработке более тонких динамических характеристик общей и речевой моторики, вызывают у детей положительные эмоциональные реакции. Сохранению здоровья способствует игра.
Игровые приемы решают проблемы мотивации, развития детей, но и здоровьесбережения, социализации. В игре у детей работают различные группы мышц, что благотворно влияет на здоровье.
Таким образом здоровьесберегающие технологии, влияют на развитие личности ребёнка и подготовку его к жизни в социуме с опорой на ценностные ориентиры, такие как здоровье и помогают в комплексном устранении речевых нарушений: способствуют повышению речевой активности, развитию речевых умений и навыков, способствуют высокой работоспособности и снятию напряжения, улучшают концентрацию внимания и повышают познавательный интерес.