Использование музыкально-дидактических игр в работе
по развитию музыкальных способностей дошкольников
Карп Евгения Владимировна,
музыкальный руководитель ГБДОУ Детский сад №19
Приморского района Санкт -Петербурга
Цель работы:
Определить эффективную систему работы по развитию музыкальных способностей средствами музыкально-дидактических игр.
Задачи:
1. Изучение и анализ научно-методической литературы по использованию музыкально-дидактических игр в дошкольном возрасте.
2. Разработка системы игр, обеспечивающих последовательное развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста в условиях музыкальных занятий и самостоятельной деятельности.
3. Определение наиболее эффективных путей и методов формирование сенсорных способностей в процессе освоения детьми настольных музыкально-дидактических игр.
4. Разработка методических рекомендаций по использованию музыкально-дидактических игр для родителей, воспитателей, музыкальных руководителей.
Игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста.
В.А. Сухомлинский говорил: Игра-это огромное светлое окно, через которое в мир ребенка вливается поток представлений, понятий об окружающем мире.
Музыкально-образовательная деятельность строится по заранее намеченному плану. Содержание и структура занятий должны быть вариативными и интересными, с использованием разнообразных приемов, интеграции в музыке.
Существует 3 типа музыкальных занятий:
1. Фронтальное;
2. Занятие подгруппами;
3. Индивидуальное.
Занятия подразделяются на типовые, тематические, по слушанию музыки, развитию творческих способностей, по обучению игре на инструментах, комплексные, интегрированные и с применением музыкально-дидактических игр и здоровье сберегающих технологий. Это дает нам возможность проводить занятия еще более интересными и содержательными. С их помощью дети быстро усваивают требования программы по развитию певческих навыков, музыкально-ритмических движений, в области слушания музыки и игры на детских музыкальных инструментах, сохраняет психическое и физическое здоровье, обеспечивает эмоциональное благополучие ребенка. С помощью здоровье сберегающих технологий повышает адаптивные возможности детского организма, формирует правильную осанку, гигиенические навыки.
Музыкально - дидактическая игра - это игра, целью которой является
развитие музыкальных способностей и углубление представления детей о средствах музыкальной выразительности.
Дидактическая игра - одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра - основной вид деятельности детей.
Таким образом, по мнению З. Роот, дидактическая игра имеет две цели:
- одна из них - обучающая, которую преследует взрослый,
- другая - игровая, ради которой действует ребенок.
Обучающие задачи музыкально-дидактических игр:
- формировать у детей музыкальные способности,
- в доступной игровой форме помочь детям разобраться в соотношении звуков по высоте,
- развить чувство ритма, тембровый и динамический слух,
- побуждать к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях.
Музыкально-дидактические игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. В процессе игр дети не только приобретают специальные музыкальные знания, у них формируются необходимые черты личности, и в первую очередь чувство товарищества, ответственности.
Существуют различные классификации игр и пособий. Например, Н. А. Ветлугина разделяет игры для развития музыкально – сенсорных способностей на настольные, подвижные, хороводные.
Играя, ребёнок учится различать свойства музыкальных звуков, музыкальные средства выразительности, музыкальные жанры.
Музыкально-дидактические игры развивают музыкально-сенсорное восприятие:
1. Развитие звуковысотного слуха
2. Развитие динамического слуха
3. Формирование тембрового восприятия
4. Совершенствование чувства ритма
5. Развитие ладового чувства
Музыкально-дидактические игры используются для овладения детьми различными видами музыкальной деятельности:
Использование музыкально-дидактических игр в процессе пения.
1. Эффективное средство формирования звуковысотного, ритмического, тембрового, динамического слуха.
2. Помогают закреплять знакомы песни
3. Способствуют развитию слуховой сосредоточенности перед исполнением песни
В процессе обучения пению развиваются основные музыкальные способности ребенка: эмоциональная отзывчивость, музыкальный слух, чувство ритма. Ребенок старшей группы учится сравнивать свое пение с пением других, прислушиваться к исполняемой мелодии, составлять характер музыкальных пьес, оценивать качество исполнения, постепенно вырабатывается устойчивость слухового внимания и впоследствии развивается ладо - высотный слух.
С помощью музыкально-дидактических игр дети знакомятся с некоторыми первоначальными звуковысотными и ритмическими понятиями, которые складываются в ходе постоянных упражнений, развивающих мелодический слух, определяют движение мелодии вверх-вниз, сравнивают звуки различной высоты, длительности. Задания в форме игры заинтересовывают и легче осознаются детьми.
Например, для чистого интонирования очень часто используют игру “ музыкальный телефон”, которая может помочь детям выразительно исполнять ту или иную песню.
Для закрепления знакомых песен можно использовать игру “Эхо”
Пропевание мажорного и минорного трезвучия: «Здравствуйте, ребята»
Импровизировать мелодию на заданный текст: «Музыкальное лото»
Использование музыкально-дидактических игр в процессе слушания музыки.
1. Способствуют лучшему восприятию музыкальных произведений, их осмыслению и запоминанию
2. Помогают сопоставить музыкальные образы с реальными
3. Испоьзуются для закрепления пройденного материала.
Например, в игре «Догадайся, кто поет?»дети на слух определяют тембр голоса поющего: «Эту песенку свою я тебе, дружок, спою. Ты глаза не открывай, кто я – ну-ка, угадай». Такие игры, как «Будь внимательным», «Буратино»,«Времена года» развивают восприятие музыки и память, которая совершенствуется в результате неоднократного прослушивания. Но каждый раз ребенок должен узнавать что-нибудь новое.
Большое влияние на воспитание и музыкальное развитие детей оказывают русские народные мелодии. Они просты, выразительны Это и “Сорока", “Петушок”, “Андрей - воробей”.
Целостное восприятие станет более содержательным, если произведение имеет яркую мелодию, сочетая высотно–ладовое, ритмическое, темповое, динамическое разнообразие.
Использование музыкально-дидактических игр в процессе ритмических движений.
1. Помогают научить ускорять и замедлять движения, непринужденно двигаться в соответствии с музыкальным образом, разнообразным характером, динамикой музыки.2. Дают возможность детям самостоятельно импровизировать движения, составлять несложные композиции танцев.
На занятии значительная часть времени отводится разучиванию различных движений под музыку.
Детям младшего возраста свойственны подражательные движения. Поэтому для малышей используются игрушки, с помощью которых можно побуждать детей к выполнению несложных действий под музыку. С игрушками бибабо детям интересней выполнять движения в упражнении «Гулять – отдыхать», «Кукла шагает и бегает», «Научи матрёшек танцевать».
Деятельность старших дошкольников отличается активным восприятием музыки, хорошим чувством ритма, что позволяет им достаточно выразительно выполнять движения. Использование музыкально-дидактических пособий и игр, связанных с воспроизведением ритмического рисунка мелодии в хлопках, на музыкальных инструментах и передачей смены характера музыки с помощью движений. Применяются все виды пособий и игр для передачи ритма и характера музыки в движениях.Игры «Учитесь танцевать», «Кто как идёт?», «Назови танец», «Придумай пляску».
Важное место на музыкальных занятиях занимают пальчиковые игры и сказки, которые исполняются как песенки, или произносятся под музыку. Они развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев, соединяют пальчиковую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием.Например: «Грибочки», «Зайка», «Белочки»;пальчиковые сказки: «Зайчата и волчата», «Мальчик Петя».
Организуя музыкальные игры, необходимо предоставлять детям больше самостоятельности. Чем больше доверяешь детям, тем сознательнее, добросовестнее они относятся к порученному.
Использование музыкально-дидактических игр в процессе игры на детских музыкальных инструментах.
Игра на детских музыкальных инструментах вызывает у детей большой интерес.
Некоторые игрушки – инструменты используются как наглядные дидактические пособия. Их роль в развитии ритма очень велика.
Например, для развития звуковысотного слуха используется игра «Лесенка», в которой дети различают направление движения звукоряда.
С самого начала надо учить детей играть правильно, уметь четко воспроизводить ритм. Для этого мы применяем такие музыкально-дидактические игры, как «Небо синее», «Смелый пилот», «Дон-дон», «Частушки», “Музыкальный кубик”.
Благодаря этим играм развивается чувство ритма, закрепляются знания длительности нот. С их помощью дети обучаются игре на различных музыкальных инструментах, развивается интерес к познанию. Помогают песни-попевки, включенные в репертуар – это делает игру интересной и ценной для музыкально-сенсорного развития.
Музыкально - дидактическая игра в самостоятельной деятельности детей.
В свободное от занятий время дети устраивают игры с пением, самостоятельно играют на детских музыкальных инструментах, организуют театрализованные представления, играют в игры по типу лото.
Музыкально-дидактические игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способствуют применению полученных знаний в жизни.
Методические рекомендации по использованию музыкально-дидактических игр
1. Знакомство с музыкально-дидактическими играми следует начинать с раннего возраста.
2. Работу по использованию музыкально-дидактических игр нужно вести в системе, поэтапно, от простого к сложному.
3. Широко использовать наглядность: музыкально-дидактические пособия, увеличенные иллюстрации из музыкального букваря, настольно-печатные игры (карточки на каждого ребенка), кубики, лесенки, ритмические коробочки, музыкальные игрушки, музыкальные инструменты, ддидактические игрушки: зайчик, лиса, волк, медведь, птичка и др.
4. Включать музыкально-дидактические игры и упражнения во все разделы занятия (пение, слушание, музыкально-ритмические движения, в игре на музыкальных инструментах), а также в программу праздников и развлечений.
5. Знакомить с играми во время занятий, затем, переносить их в самостоятельную музыкальную деятельность детей.
6. Проводить систематическую работу с воспитателями и родителями.
7. Пополнять игротеку. Помимо имеющихся музыкально-дидактических игр изготавливать новые, опираясь на методические новинки, которые появляются в журналах, методической литературе, интернет ресурсах.
8. Привлекать родителей, воспитателей, детей к изготовлению дидактического материала для проведения игр.
Как показала работа, систематическое применение музыкально- дидактических игр вызывает у детей активный интерес к музыке, и способствует быстрому овладению детьми музыкальным репертуаром.
Список используемой литературы:
1.Программа воспитания и обучения в детском саду. Под ред. М.А. Васильевой
2. Радынова О.П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников. – М., 2000.
3. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. – М., 1968.
4. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. – М., 1981.
5. Методика музыкального воспитания в детском саду / Под. ред. Н. А. Ветлугиной. – М., 1989.
6. Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь. – М., 1989.
7. Зацепина «Методические рекомендации по музыкальному развитию детей» – М., 2007.
8. Музыкально-дидактические игры Н.Г. Кшенникова
9. Венгер Л. А. и др. «Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет». - М.: Просвещение.
10. «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников». Пособие для воспитателя детского сада. М.: Просвещение.
11. Комисарова Л. Н., Костина Э. П. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников: Пособие для воспитателей и муз. Руководителей дет. садов. - М.: Просвещение, 1986