Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Влияние пальчиковых игр на развитие ребенка

Гергиль Светлана Владимировна
Влияние воздействия руки на мозг человека было известно еще до нашей эры. Специалисты восточной медицины утверждают, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживая мозговые системы в отличном состоянии.
В головном мозгу речевая область расположена рядом с двигательной областью, являясь ее частью. Известный исследователь детской речи М. М. Кольцов пишет: «Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связаны с речевой функцией. Развитие руки и речи у людей шло параллельно, то есть одновременно. Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи». Поэтому уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев отстает (ребенок неправильно держит ложку, с трудом справляется с карандашом, кисточкой, ножницами, пластилином, не может открутить и закрутить не только мелкие, но и крупные гайки конструктора), то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.
Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее, от пальцев.
Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
Вы можете дома самостоятельно провести эксперимент. Если в 4 года ребенок не умеет доносить в пригоршне воду до лица, не разливая ее, значит, у него отстает в развитии мелкая мускулатура. После 5 лет дети могут изобразить движения «ладонь — кулак — ребро». Если затрудняются, то это говорит об определенных нарушениях. Обнаружив отставания у ребенка, не оставляйте все как есть, ребенку необходима ваша помощь. Займитесь с ним пальчиковой гимнастикой, играми и упражнениями для развития руки.
   Слабую руку дошкольника можно и необходимо развивать.
   Для детей с полутора - двух лет имеет большое значение выразительная мимика и речь взрослого, умение сделать в нужном месте паузу, сказать громко или тихо, угадать, когда нужно повторить движение без текста, определить, где нужно говорить очень медленно. Дети этого возраста готовы вместе с взрослыми выполнять под музыку движения, постепенно запоминают текст и подпевают. Необходимо иметь в виду, что со временем пальчиковые игры следует выполнять каждой рукой. Для выразительного исполнения, стихи должны быть выучены наизусть. 
Слабую руку дошкольника можно и необходимо развивать.
   Для детей с полутора - двух лет имеет большое значение выразительная мимика и речь взрослого, умение сделать в нужном месте паузу, сказать громко или тихо, угадать, когда нужно повторить движение без текста, определить, где нужно говорить очень медленно. Дети этого возраста готовы вместе с взрослыми выполнять под музыку движения, постепенно запоминают текст и подпевают. Необходимо иметь в виду, что со временем пальчиковые игры следует выполнять каждой рукой. Для выразительного исполнения, стихи должны быть выучены наизусть. 
 

 
Возраст Содержание Технология
До 2-х лет Дети знакомятся с ладонью, выполняют простые движения (похлопывание, постукивание, прятанье рук за спину), с помощью взрослого показывают фигурку животного одной рукой. Потешку или стихотворение читают до игры 3-4р, рассматривают иллюстрацию, сопровождая ее вопросами: «Как зайка шевелит ушами? Как курочка открывает рот?» при необходимости ребенку помогают выполнять движения
С 2х до 3х лет Энергичные движения кистями рук (месим тесто, забиваем гвозди).
Знакомство с пальчиками: составление простых фигур из пальцев и ладоней (кольцо).
Простые фигуры из пальцев одной руки (зайчик).
Согласованные действия двумя руками (ворота).
С ребенком рассматривается фигурка животного или иллюстрация, отмечаются его характерные особенности.
Взрослый дает образец положения пальцев. При необходимости помогает, побуждает к звукоподражанию.
С 3х до 4х лет Дети выполняют фигуру животного сначала одной рукой, затем другой, потом двумя руками вместе.
Затем разучивается вторая фигура.
Далее дети выполняют одной рукой первую фигуру, другой – вторую, положение рук меняется.
Дети учатся сгибать и разгибать пальцы поочередно правой и левой рукой.
С детьми разучивается стихотворение, потешки или считалки. Предлагается вспомнить, как они показывали животное пальчиками, руками. Затем делается акцент на основное действие героя. При выполнении движения дети должны сохранить пальцы в нужном положении.
С 4х до 5 лет Дети выполняют разные фигуры и движения правой и левой рукой.
Дети сжимают и разжимают пальцы обеих рук вместе и поочередно.
Дети составляют фигуру из обеих рук, совмещая пальцы.
При выполнении фигуры обращается внимание на правильное положение пальцев кисти руки.
С 5 до 7 лет Дети рассказывают руками стихи, потешки с частой сменой фигур.
Совмещают пальцы одной руки поочередно (1-2, 1-3, 1-4, 1-5). Затем другой рукой и обеими руками параллельно.
Составляют из пальцев фигурки животных с использованием дополнительных материалов (шарик, платочек, карандаш)
Обращать внимание на качество составления фигуры, координированность движений отдельных пальцев и всей кисти, умение удерживать предмет.
Необходимо помнить:
1. Приступать к игре можно лишь тогда, когда и вы, и дети в группе  в хорошем настроении. Эмоциональный настрой на игру – это половина ее успеха.
2. Обязательно демонстрируйте детям собственную увлеченность игрой. Обращайте внимание на то, насколько увлечен игрой каждый малыш группы. Используйте для регулярных занятий особо понравившиеся детям игры.
3. Не ставьте перед собой задачу обучить детей всем движениям игры сразу, в один момент (а так же выучить «от и до» стихотворное сопровождение). Расширяйте возможности учиться малышам в игре постепенно.
4. Не принуждайте ребенка начать или продолжить игру, если он этого не хочет. Среди игр разных типов, всегда найдутся те, которые обязательно заинтересуют малыша.
5. Хвалите детей за правильно выполненные задания.                                                 
6. Во время занятий учитывайте индивидуальные особенности ребенка, его возраст.
То, что кажется простым для нас, взрослых, очень сложно и трудно выполнить детям. Первые неудачи могут вызвать разочарование и даже раздражение. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, — это будет подкреплять интерес к играм и занятиям.
Что дает пальчиковая гимнастика детям?
1.         Способствует овладению навыками мелкой моторики.
2.         Помогает развивать речь (формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать ее темп, учит соблюдению речевых пауз)
3.        Повышает работоспособность коры головного мозга.
4.        Развивает у ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение.
5.        Снимает тревожность.
6. Положительно влияют на эмоциональное состояние, а также радуют и ободряют детей, учат их общаться.
     Умелыми пальчики становятся не сразу. Поэтому игры, упражнения, пальчиковые разминки необходимо проводить ежедневно, в детском саду и дома, во дворе, во время выездов на природу.
Методика и смысл данных игр состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребенка и мозговая деятельность активизируется, формируются добрые взаимоотношения между взрослым и ребенком, а также в кругу детского коллектива.
     Развитию кистей и пальцев рук помогает не только пальчиковая гимнастика, но и разнообразные действия с самыми различными предметами:
- Мозаика, семена, орешки, косточки, крупа.
Попробуйте выложить из них любой рисунок — солнышко, домик, цветок. Выкладывание узоров, контуров предметов, букв из различных материалов — серьезное занятие. Оно требует от детей усидчивости и терпения, развивает навык выполнять действие по образцу, развивает фантазию. И самое главное — развивает пальцы рук. Взрослым необходимо контролировать все занятия с использованием мелких предметов, обязательно находиться рядом.
- Возьмите в руки пластилин, помните и слепите, что хотите. Пластилин прикасается к каждой точке ваших пальцев и ладоней, массажирует и стимулирует их. Он дает уникальные возможности проводить интересные игры с пользой для общего развития ребенка.
- Дети очень любят играть с бумагой и ножницами, учатся вырезать по контуру и по линиям сгиба. Работа с бумагой отлично развивает мелкую моторику. Развитию сложных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полосок и складывание разнообразных фигурок — оригами.
- Упражнения с шестигранными карандашами, крупой, бусинками, орешками оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие.
- Изготовление поделок из природного материала: палочек, веточек, шишек, початков, скорлупы орехов и т. д.
- Рисование — занятие любимое всеми детьми и очень полезное. Чем чаще ребенок держит в руках карандаш или кисть, тем легче ему будет в школе выводить первые буквы и слова. Важно следить за тем, чтобы ребенок правильно держал карандаш! Предлагайте детям разнообразные задания: штриховать фигуры прямыми и волнистыми линиями, обводить по контуру, срисовывать по образцу, продолжить задуманный узор, дорисовать вторую половинку изображения и т. д. В настоящее время продается много разнообразных раскрасок с интересными заданиями. Очень хорошо, если родители не просто покупают своим детям раскраски, а выполняют задания вместе с ними, учат правильно подбирать цвет, аккуратно закрашивать.
- Пористые губки, резиновые мячи с шершавой поверхностью, резиновые эспандеры прекрасно массажируют и развивают кисти рук.
- Очень интересны и полезны упражнения с деревянными и пластмассовыми палочками, спичками (обязательно обрезать серные головки!), соломинками.
- Можно также использовать металлические и пластмассовые конструкторы, цветные клубочки ниток для перематывания, веревочки разной толщины для завязывания и развязывания узлов, разноцветные кнопки для составления узора на губке и многое другое, что подскажет ваша фантазия.
 Еще раз подчеркиваем, что работа с мелкими и острыми предметами требует обязательного присутствия взрослых.
- пальчиковый театр. Для развития ручной умелости, а так же детского творчества, артистизма у детей, используются различные виды инсценирования. Спектакли игры, напоминающие театральные представления требуют кропотливой совместной работы детей и взрослых. Пальчиковый театр, Соответствующими движениями кисти или пальцами руки дети имитируют движение персонажей: наклоны и повороты головы, разнообразные движения туловища и рук куклы.
-  Плетение - один из старинных способов крепления деталей для получения изделий. способствует развитию у детей произвольного внимания, наблюдательности, памяти, сообразительности, чувства ритма, способствует развитию глазомера и координации движения пальцев. плетение оказывает влияние на воспитание аккуратности, терпения, настойчивости, стремлению преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца, постепенно контролируя свои действия, т.е. всех тех качеств необходимых ребенку для обучения в школе.
- Развитию мелкой моторики способствуют различные виды труда, шитье, вышивание.
- Большое значение для "постановки руки" имеет развитие графической моторики. Особое место здесь занимает штриховка, обведение по трафарету фигур или предметов, с использованием простого и цветного карандаша. Трафареты на разную тематику: овощи, фрукты, посуда, одежда, животные и т.д. Для штрихования используются книжки для раскрашивания. Однако следует помнить, что эти упражнения представляют собой значительную нагрузку на зрение и их продолжительность должна быть не более 5-7 минут.
Литература:
  1. Н. Н. Карасюк «Значение пальчиковых игр для развития речи дошкольников», «Дошкольная педагогика» (№1/январь/2011).
  2. Оригинальные пальчиковые игры. - М.: «ДОМ ХХ1 век», 2007г.
  3. Д.Н. Колдина. Аппликация. – М.: Мозаика-Синтез, 2012г.
  4. Д.Н. Колдина. Лепка. – М.: Мозаика-Синтез, 2011г.
  5. Г.Н.Колдина. Пластилинография. – М.: «Скрипторий», 2008г.
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»