Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Организационно-педагогические условия работы
по формированию основ безопасного поведения
детей старшего дошкольного возраста

Линевич Нина Сергеевна
Анализ психолого-педагогической литературы позволяет представить разработку оптимальных педагогических условий как определение путей воспитания безопасного поведения в быту, этапов работы, последовательное прохождение ребенком которых способствует его освоению. При этом нужно учитывать, как происходит процесс познания у ребенка правил поведения, накопление соответствующего опыта. В современных исследованиях приводятся убедительные доказательства того, что человек может осуществлять безопасную для себя, окружающего социума и природы жизнедеятельность, только при условии сформированости ценностных ориентаций и всех компонентов культуры безопасности: мотивации к безопасности; системы знаний об источниках опасности и средствах их предупреждения и преодоления; компетенций безопасного поведения; физической и психологической готовности к преодолению опасных ситуаций; готовности к эстетическому восприятию и оценке действительности; личностных качеств, способствующих предупреждению и преодолению опасных ситуаций.
Формирование основ безопасного поведения у детей младшего дошкольного возраста будет эффективным, если соблюдать следующие организационно-педагогические условия:
1) создать содержательно - насыщенную развивающую предметно – пространственную среду, соответствующую возрасту детей;
2) активизировать участие родителей в совместной деятельности по формированию у детей основ безопасного поведения
3) использование проектной деятельности в процессе формирования основ безопасного поведения у старших дошкольников.
Рассмотрим каждое условие.
Первое условие. Одним из определяющих факторов познавательного развития детей в ДОУ является содержательно насыщенная наполняемость развивающей предметно –пространственной среды. Однако, организовывая предметно-пространственную развивающую среду в соответствии с ФГОС ДО в детском саду, необходимо помнить, что ее содержание в направлении «Социально-коммуникативное развитие» детей дошкольного возраста должно определяться содержанием непосредственно образовательной деятельности в данном направлении и возрастной категорией детей. Правильно организованная предметно-развивающая среда со специально подобранным методическим материалом помогает педагогу обеспечить правильное развитие ребенка.
Цель создания развивающей предметно –пространственной среды  в ДОО - обеспечить систему условий, необходимых для развития разнообразных видов детской деятельности и совершенствованию структуры детской личности. Развивающая среда в детском саду, является одним из важнейших критериев оценки качества образования. Это обусловлено значимостью окружающей обстановки для разностороннего развития ребенка и успешной социализации в обществе. Предметно-развивающая среда – это система условий, обеспечивающая всю полноту развития деятельности ребенка и его личности. Предметно-развивающая среда должна обеспечивать возможность общения детей в совместной деятельности и взрослых, двигательной активности, а так же возможности для уединения.
Развивающая предметно - пространственная среда по ФГОС ДО должна быть: безопасной, насыщенной, трансформирующей, полифункциональной, вариативной и доступной.
Развивающая предметно – пространственная  среда должна периодически обновляться и регулярно пополняться, применяемый методический материал должен быть доступен для понимания всех воспитанников в группе для непосредственного восприятия детей и их использования на практике. Так же предметно-развивающая среда в группе должна обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала, через нее должен осуществляться образовательный процесс. В детском саду ребенку важно чувствовать себя любимым и неповторимым, именно поэтому так важна среда, в которой происходит образовательный процесс.
Определяющее значение при формировании безопасного поведения имеет выбор методов и форм организации самостоятельной детской деятельности. Безусловный приоритет должны иметь методы, обеспечивающие познавательную, творческую активность детей. Формируя умения действовать в конкретных обстоятельствах, на основе приобретенных ранее знаний и опыта, целесообразного обсуждать с детьми определенные ситуации (увиденные в реальной жизни или в произведениях художественной литературы, происходившие на самом деле и смоделированные кем-либо), погружать их в игровые проблемные ситуации, а также ситуации морального выбора, общения и взаимодействия со сверстниками.
 Наибольшим развивающим эффектом обладают проблемные ситуации, предлагаемые детям, которые требуют от них особого внимания и призывают к активности мышления. Знакомство с основными правилами безопасного поведения осуществляется в соответствии с требованиями программы всего учебного процесса, должно предотвращать перегрузку детей ненужной информацией и учитывать состояние здоровья и настроение детей.
Использование активных методов обучения и воспитания при формировании компетенций безопасного поведения позволяет обеспечивать готовность детей действовать в опасных ситуациях не только на репродуктивном, но и на творческом уровне.
 Второе условие. В деле решения вопроса по формированию основ безопасного поведения не последнюю роль играют родители, которые должны быть примером и эталоном для малыша. Для того, чтобы педагогу достичь положительных результатов в образовательном процессе с детьми в данном направлении необходимо привлечь внимание родителей к проблеме. Родители должны быть хорошо осведомлены о содержании работы с детьми в детском саду. Выработанные в саду умения и сформированные понятия закрепляются в семье. Родители должны служить образцом для подражания, подавать личный пример безопасного поведения в различных ситуациях, бережного отношения к своему здоровью. Необходимо соблюдать принцип единства требований. И тут педагогу очень важно помнить, прежде чем начинать работу с детьми по обучению их безопасному поведению, необходимо определить готовность родителей к сотрудничеству, а также уровень осведомленности семьи в этом вопросе. Для этого необходимо педагогу провести анкетирование и на основании полученных результатов строить работу с родителями. Важно добиться от родителей понимания того, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если они сами не всегда ему следуют. Их особая родительская ответственность заключается в том, чтобы дома было как можно меньше опасных ситуаций. Этот вопрос можно решить на родительском собрании, посвященном проблеме безопасности, совместными усилиями разработать план работы, затем стимулировать активное участие этих родителей в работе по профилактике безопасности через беседы, консультации, участие в досуговых мероприятиях по теме, участие в выставках рисунка, фотовыставках. Своевременно информировать родителей о тех или иных мероприятиях в группе, ДОО, городских мероприятиях.
Совместная деятельность осуществляется по схеме педагог – ребенок, ребенок – родитель, родитель – педагог.
Описание третьего организационно-педагогического условия работы по формированию основ безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста будет нами представлено в отдельном параграфе работы, так использованию проектной деятельности будет посвящена наша практическая часть исследования.
Таким образом, в результате реализации комплекса организационно-педагогических условий работы по формированию основ безопасного поведения можно ожидать динамику развития ребенка в освоении опыта безопасного поведения детей старшего  дошкольного возраста.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»