Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Загадки, как инструмент формирования представления
о животном мире у детей старшего дошкольного возраста
Котлова Сания Халылулловна,
Организация: ГБДОУ д/с № 52
Кировского района Санкт-Петербурга
 
Великая мудрость лежит в народном творчестве. Наши прародители не имели возможности опираться на педагогические разработки, но, тем не менее, всерьез относились к воспитанию своих детей. Можно рассматривать разные конфигурации словесного фольклора и заметить, что всюду фокус внимания остается на формирование мышления, факторы воспитания и познание окружающего мира.
Загадки для детей возникли в давние времена как часть этнической культуры. Зачастую с помощью загадок проводили испытания на смышлёность. С их поддержкой забавлялись, давали оценку чувству юмора, чуткости мышления, развитию интеллекта.
Рассмотрим положение в образовательном процессе и воспитании загадок в современном мире.
Растения, как и живность, окружают нас с момента появления на свет. С целью формирования гармоничного развития детей большую значимость приобретает понимание ими разнообразия живой природы: размеры и формы, среда обитания, виды коммуникаций.
Средством развития представлений о животных для детей является загадка.
Различают несколько разновидностей загадок:
  1. Загадка-обманка. Особенные и хитрые загадки, ведь обманчивый, неверный ответ – сам напрашивается, потому что хочется ответить в рифму.  Хотя правильный ответ звучит не складно.
Пример такой загадки:
Мимо улья проходил
Косолапый …
 
Крокодил (Медведь)
  1. Загадка прямая. В такой загадке с помощью иносказаний, прямых и косвенных черт описывается загаданный предмет или явление. Форма при этом, может быть как разговорная, так и стихотворная.
  2. Загадка сюжетная. Зачастую это загадки, сочиненные детьми с использованием логически-последовательного сюжета. В них сюжет играет главную роль, при этом представляет собой фон и набор условий.
Пример сюжетной загадки:
Один учёный принёс показать другому учёному своё новое изобретение. Но тот даже не стал слушать изобретателя, а просто выгнал его прочь, сказав, что такого просто не может быть! Что изобрёл учёный?
  1. Загадка на образное мышление. Такие виды загадок решаются с помощью широкого или образного взгляда на мир, а не буквального.
  2.  
Что все живущие на Свете животные делают одновременно?
(Становятся старше)
  1. Загадки логические. Логические загадки — это как правило легкие, короткие головоломки с подвохом, ответ на которые находиться путем логического мышления без наличия глубоких математических знаний, а также более сложные задачи на сообразительность для самых находчивых!
  2. Загадки математические.
  3.  
Два мальчика играли в шашки 2 часа. Сколько времени играл каждый мальчик?
(Два часа)
Темы, на которые существуют загадки, абсолютно различны. Среди такого многообразия есть и загадки о животном мире.
С помощью загадок  об окружающих нас животных – дети получают больше информации о них, плотнее знакомятся с этим увлекательным миром. К слову, детям очень нравится такой способ расширения кругозора, они с восторгом воспринимают такую игру и с удовольствием думают над ответом.
Загадка может выглядеть как вопрос:
Угадайте, что за птица
Света яркого боится,
Клюв крючком, глаз пятачком?

(Сова)
Как правило, загадки оформляются в виде небольших стишков определенного ритма:
Ползет наоборот,
Задом наперед.
Все под водой
Хватает клешней.

(Рак)
Методические условия использования загадок:
Необходимо обратить внимание на некоторые условия в процессе обучения детей отгадыванию загадок:
  1. Содержание и тема загадки должны быть доступны для детей. Речь в загадке должна идти о хорошо знакомых им животных, их повадках, внешнем виде и среде обитания. 
  2. Работа с загадками должна строиться поэтапно. Изначально можно познакомить детей с изучаемым объектом, предметно рассмотреть его повадки, характер, внешний облик. Далее уже читается загадка , при этом можно имитировать соответствующие действия. В качестве подсказки и зрительной опоры на столе можно разложить карточки, среди которых будет изображение загадываемого животного.
Дети очень любят отгадывать рифмованные загадки:
Это правда, не обман,
Муж овечки кто?... (Баран)
Чьё дупло полно орехов?
Шубка чья с красивым мехом?
Глубоко дупло, не мелко.
Кто живёт в нём? Это... (Белка)
Лучше начать обучение детей отгадыванию загадок в процессе непосредственных наблюдений за явлениями окружающей среды. Это связано с с тем, что дети дошкольного возраста ориентируются на прямой смысл и пока плохо понимают метафоричность выражений.
Зимой лежал, а весной в речку побежал.
(Снег)
Рекомендации для воспитателей:
- Для помощи детям при составлении загадок, можно использовать схемы и модели;
- Необходимо добиваться от детей развернутого и связного ответа при отгадывании, с пониманием, почему он так решил.
- Для удачного усвоения ребятами познаний о животных, пользуйтесь упражнениями по экологическому воспитанию и в будничной жизни;
-Загадывайте детям загадки различного значения сложности, начиная с первого и помаленьку переходя ко второму. Т.е., начинать с загадок, основанных на перечислении симптомов, в коих зарифмовано слово-отгадка, а заканчивая загадками – метафорами; отгадывая эти загадки, малыши попадают в сокрытое значение метафоры, выделяют однообразие, совместные черты в предметах и явлениях на 1-ый взгляд различных друг от друга..
-Не останавливайтесь лишь только на загадывании загадок, так как еще увлекательнее и полезнее, когда малыши сами пробуют составить загадку;
Рассмотрим навыки, которые формируются при работе с загадками у детей старшего дошкольного возраста:
О животном мире:
- у детей дошкольного возраста накапливаются конкретные знания об отдельных видах животных. Характерные черты поведения, строение, внешний вид;
- формируются общие представления о живой природе. Положительно повлиять на этот процесс можно осваивая в повседневной жизни со взрослыми и другими детьми терминов, новых знаний о видах животных;
- в практической повседневной деятельности также образуются общие представления, когда ребенок учится группировать объекты на основании их сходства;
- формирование общих представлений осуществляется по законам мышления дошкольника. Ведущую роль при этом выполняет наглядный образ животного, в котором отражены его морфологические и функциональные (поведенческие) признаки.
Загадки играют весомую роль в развитии детей. Загадки развивают у ребят теоретическое и логическое мышление. Тут даже не настолько важен истинный ответ. Их полезность присутствует уже в том, что ребенок обучается сравнивать образы, данные в загадке, с видами, имеющимися в его представлении.
Загадки — это отличный тренажер памяти и мышления, так как чтобы их отгадать, надо пользоваться и ресурсами памяти. Но ведущее их предназначение состоит в том, что они развивают у ребят догадливость и смекалку. Не считая этого, загадки развивают у ребят наблюдательность, находчивость и внимание к родному языку.
 
 Список литературы:
  1. Бобылева Л., Дупленко О. О программе экологического воспитания старших дошкольников // Дошкольное воспитание. 1998. N 7. С. 36-42.
  2. Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой. – М., 1980.
  3. Виноградова Н. Ф.Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой-М., 1978.
  4. Выготский Л. С. Мышление и речь. - М., 1999.
  5. Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации.-М.:Мозаика – Синтез, 2009-с.58
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»