Трудовое воспитание детей в ДОУ
Борцой Виктория Степановна,
воспитатель ГБДОУ детский сад № 42
Кировского района Санкт-Петербурга
Цели:воспитатель ГБДОУ детский сад № 42
Кировского района Санкт-Петербурга
Формирование положительного отношения к труду у детей дошкольного возраста. Такие виды труда, как самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, используются во всех возрастных группах, а ручной труд – в старшей и подготовительной группах. Поручения широко используются во всех возрастных группах детского сада. Но в младшей группе они являются ведущей формой организации труда. Поэтому работу с малышами по трудовому воспитанию надо начинать с индивидуальных поручений, которые ребёнок выполняет вместе с воспитателем, только много позже переходить к другим формам.
Задачи трудового воспитания детей дошкольного возраста:
1-я младшая группа
1. Воспитывать уважение к людям любой профессии.
2. Подчёркивать значимость результатов их труда.
3. Поддерживать желание детей помогать взрослым.
4. Приобщать детей к самообслуживанию.
2-я младшая группа
1. Воспитывать желание принимать посильное участие в трудовой деятельности.
Средняя группа
1. Воспитывать положительное отношение к труду; желание трудиться.
2. Учить выполнять индивидуальные и коллективные поручения, формировать умение договариваться с помощью воспитателя о распределении работы, заботиться о своевременном завершении совместного задания.
3. Формировать начала ответственного отношения к порученному заданию (умение и желание доводить начатое дело до конца, стремление сделать его хорошо).
4. Разъяснять детям значимость их труда.
5. Поощрять инициативу в оказании помощи товарищам и взрослым.
Старшая группа
1. Продолжать расширять представления детей о труде взрослых. Показывать результаты труда, его общественную значимость. Систематизировать знания о труде людей в разное время года.
2. Рассказывать о профессиях педагога, врача, строителя, работников сельского хозяйства, транспорта, швейной промышленности, торговли и др.
3. Объяснять, что для облегчения труда используется разнообразная техника (компьютер, кассовый аппарат, электрическая швейная машинка и т.п.).
4. Познакомить детей с трудом людей творческих профессий: художников, писателей, композиторов, мастеров народного декоративно-прикладного искусства. Показать результаты их труда: картины, книги, ноты, предметы декоративного искусства.
5. Объяснять детям, что труд взрослых оплачивается, а заработанные деньги люди тратят на приобретение пищи, одежды, мебели, на отдых.
6. Развивать желание вместе со взрослыми и с их помощью выполнять посильные трудовые поручения.
7. Учить доводить начатое дело до конца.
8. Развивать творчество и инициативу при выполнении различных видов труда. Формировать ответственность за выполнение трудовых поручений.
9. Учить наиболее экономным приёмам работы. Воспитывать культуру трудовой деятельности, бережное отношение к материалам и инструментам.
10. Учить оценивать результаты своей работы с помощью взрослого.
11. Стимулировать желание принимать участие в трудовой деятельности.
Подготовительная группа
1. Продолжать воспитывать интерес к различным профессиям, месту работы родителей.
2. Продолжать знакомить детей с профессиями, связанными со спецификой местных условий.
3. Расширять представления о труде взрослых. Воспитывать уважение к людям труда.
4. Формировать потребность трудиться.
5. Воспитывать любовь к труду.
6. Приучать старательно, аккуратно выполнять поручения, беречь материалы и предметы, убирать их на место после работы.
7. Воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности наравне со всеми, стремление быть полезным окружающим, добиваться результатов.
Виды труда дошкольников
· Самообслуживание.
· Хозяйственно-бытовой труд.
· Труд в природе.
· Ручной труд.
Формы организации труда
· Поручения.
· Дежурства.
· Коллективный труд (общий, совместный).
Методический комментарий.
Такие виды труда, как самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, используются во всех возрастных группах, а ручной труд – в старшей и подготовительной группах.
Поручения широко используются во всех возрастных группах детского сада. Но в младшей группе они являются ведущей формой организации труда. Поэтому работу с малышами по трудовому воспитанию надо начинать с индивидуальных поручений, которые ребёнок выполняет вместе с воспитателем, только много позже переходить к другим формам.
В силу психологических особенностей дети младших групп недостаточно самостоятельны в своих действиях, склонны к подражанию, не могут согласовывать свои действия с действиями товарищей и работать в нужном для коллектива темпе, часто отвлекаются, не доводят начатое дело до конца. Малышей мало интересует результат, их влечёт сам процесс действия. Они ещё не владеют необходимыми умениями и навыками для достижения результата. Поэтому только со второй половины года во 2-ой младшей группе, когда дети уже имеют некоторый трудовой опыт, воспитатели используют групповые поручения.
Основной формой объединения детей этого возраста в труде является труд «рядом», когда каждый ребёнок работает самостоятельно и за свою работу отвечает перед воспитателем. При этом малыш упражняется в умениях и навыках, необходимых в коллективной работе.
Во второй половине года во 2-ой младшей группе вводятся дежурства - систематический труд, требующий определённого уровня самостоятельности. Наиболее широкое применение разного вида дежурства получают в старшей и подготовительной группах.
Наиболее сложной формой организации труда детей является коллективный труд. Широко он используется только в старшей и подготовительной группах детского сада, когда навыки детей становятся более устойчивыми, а результаты труда имеют практическую и общественную значимость. Дети к этому возрасту уже имеют опыт участия в разных видах дежурств, в выполнении разнообразных поручений. Возрастные возможности детей позволяют воспитателю решить более сложные задачи трудового воспитания:
· Приучать детей договариваться о предстоящей работе;
· Работать в нужном темпе;
· Выполнять задание в определённый срок.
В старшей группе педагог использует такую форму объединения детей, как общий труд, когда дети получают общее для всех задание, а в конце работы подводится общий итог.
В подготовительной группе особое значение приобретает совместный труд, когда дети оказываются в зависимости друг от друга в процессе работы. Совместный труд даёт педагогу возможность воспитывать положительные формы общения между детьми: умение вежливо обращаться дуг к другу с просьбой, договариваться о совместных действиях, помогать друг другу.
· Приобщение детей к трудовой деятельности начинается с 1-ой младшей группы. Основной вид труда в этом возрасте – самообслуживание.
· Во второй младшей группе продолжается формирование у детей желания к посильному труду.
· Объём задач по трудовому воспитанию нарастает со средней группы, достигая максимума в старшей. Именно в средней группе дети активно овладевают различными трудовыми навыками и приёмами труда в природе, хозяйственно-бытового и самообслуживающего труда. В старшей группе добавляется ручной труд.
· В старшей группе делается больший акцент на формирование всех доступных детям умений, навыков в различных видах труда. Формируется осознанное отношение и интерес к трудовой деятельности, умение достигать результата.
· В подготовительной группе сформированные навыки и умения совершенствуются. Но базовая основа трудовых умений детей закладывается в старшей группе.
В процессе труда дети приобретают необходимые навыки, в том числе навыки ухода за растениями и животными (труд в природе), осваивают простейшие действия с предметами, узнают о материалах и их свойствах (ручной труд). У детей формируется интерес к труду, желание трудиться ( хозяйственно-бытовой труд, самообслуживание).
В каждой группе необходимо создать условия для всех видов труда, соответствующие возрасту детей. Должен рационально храниться инвентарь и материалы, чтобы дети имели возможность самостоятельно ими пользоваться.
Содержание труда детей, система включения их в труд, его продолжительность и объём, формы объединения детей в труд, методы и приёмы, постепенное усложнение задач и повышение требований к самостоятельности детей должны соответствовать программе каждой возрастной группы.