Что за прелесть эти сказки!
Олехнович Марина Викторовна,
воспитатель, психолог ГБДОУ детский сад 121
Выборгского района Санкт-Петербурга
Как часто, мы, взрослые, глядя на своих детей говорим: «Мы были другими, а вот наши дети…, они не такие, как мы…», тяжело вздыхая при этом. Давайте возьмём в руки семейный альбом и вспомним, какими же были мы в детстве. Вспомним теплоту маминых рук, её доброе ласковое слово…, когда нам было плохо – нас утешали, радовались вместе с нами первым нашим успехам, поддерживали, подбадривали. Мы чувствовали себя в безопасности рядом с таким большим, добрым и сильным отцом. Мы умели мечтать, верили в чудеса, в то, что добро обязательно сильнее зла, верили в справедливость. А ещё: нам читали сказки и это было неким ритуалом, особенно перед сном… Мы засыпали спокойным безмятежным сном в предвкушении продолжения интересной истории.воспитатель, психолог ГБДОУ детский сад 121
Выборгского района Санкт-Петербурга
Надо ли читать сказки детям, есть ли в этом вообще необходимость, или в свете современных реалий можно ограничиться просмотром сказок по видео, слушать их по аудио и вообще гораздо проще включить, детям, мультфильм – да и пусть себе смотрят и слушают в своё удовольствие? Да, конечно можно и в этом есть свои несомненные плюсы, например: информация яркая и красочная и легко воспринимается, и запоминается, детьми.
Но существует достаточно серьёзная проблема, которая заключается в том, что детям не читают сказок большинство, родителей. Не читают именно от слова «совсем» и именно тех старых добрых сказок, на которых выросло не одно поколение, детей. Что же такого особого дают, детям, сказки непосредственно для их развития, в чём их особая прелесть – особая миссия; и почему именно сказки, а не что – либо другое из такого многообразия литературы?
Давайте рассмотрим этот вопрос подробнее. Из покон веков устное народное творчество передавалось из уст в уста, от человека к человеку, по роду. В каждой семье бережно передавались крупицы опыта, накопленные веками традиции, особенности быта и уклада человека того времени, той эпохи; передавалась история рода, его культура, обычаи. Что бы не быть «Иванами не помнящими без роду и племени», мы должны помнить свою историю, историю своего народа; так же, как, мы, бережно храним историю своей семьи: в фотографиях, воспоминаниях, рассказанных историях, событиях давних лет, запечатлённых в памяти и переданных следующему поколению, нашим детям – которые передадут эту эстафету нашим внукам; и так по цепочке следующим поколениям.
Проблема носит актуальный характер ещё и потому, что в современных реалиях происходит подмена понятий, что видят наши, дети: с экранов телевизоров, на экранах планшетов и телефонах??? Я ни в коем случае не против современных мультфильмов, да: они яркие и красочные, легко воспринимаются на слух и визуально. Но, на телевидении практически нет хороших детских передач, хотя есть передачи познавательного характера; исчезли старые добрые сказки и мультфильмы. С экранов льётся поток негатива, да, соглашусь: есть очень хорошие передачи и мультфильмы для, детей, но их крайне мало. Современные произведения, современных авторов, конечно учитывают нынешние реалии жизни и особенности развития детей, именно «здесь и сейчас» : ведь и на самом деле нельзя сравнивать наше поколение и нынешнее. Наши, дети, просто другие и живут они в других условиях, и несомненно впитывают всё, что их окружает.
Но есть моменты, на которые нельзя не обратить внимание: устное творчество, создаваемое сегодня, которое впитывают, наши дети, будь то: мультфильмы, сказки, рассказы, стихи – не обладает самобытностью – «старины глубокой», той изюминкой, не несёт ту незримую связь поколений; а значит – прерывается связь рода, теряются традиции, забывается или коверкается история. Современные произведения на экране телевизора очень яркие и красочные, что не может не привлекать внимание, детей, но в то же время: яркие насыщенные краски – утомляют детей, происходит повышенная нагрузка на сенсорную систему и часто психика, детей, не справляется с тем наплывом информации – которая подаётся с широкого экрана, происходит срыв. Частое мелькание картинок на экране – очень отрицательно сказывается на нервной системе и зрении, маленького человечка. Не происходит непосредственного живого общения, нет тактильного контакта, нет тесной эмоциональной связи с, родителями, как это было раньше…, в наше время. Эмоциональный контакт очень важен, и всё хорошо в своё время, вовремя, тогда, когда это ребёнку необходимо. Современные произведения зачастую агрессивны и несут разрушительное воздействие на психику подрастающего поколения.
Что же дают детям сказки, почему так важно их именно читать, а не прослушивать аудио, просматривать видео, получать эту информацию из современных источников, ведь сейчас век современных информационных технологий, и мир не стоит на месте?
Сказки очень хорошо воспринимаются на слух, они доступны и понятны, детям; вызывают живой интерес и часто, ребёнок, ассоциирует себя с тем или иным героем сказки: выбирает линию поведения понравившегося героя сказки, подражает ему, хочет быть на него похожим; обыгрывает сюжеты сказок – при этом развивается фантазия и воображение, маленького человека.
Неоспоримая польза сказок в том, что: они несут заряд морально нравственных ориентиров, которые важны для формирования гармоничной личности, таких ориентиров, как: победа добра над злом, справедливость, милосердие, всепрощение, добросердечность и других. Эти качества очень редки сегодня. В сказках можно проследить путь развития своего народа, познакомиться с его бытом и культурой, почерпнуть знания и опыт, увидеть народную мудрость в простых вещах. Чтение сказок взрослыми, в том числе, ближайшими родственниками, маленького человека – позволяют наладить тесный эмоциональный контакт, тактильный контакт, визуальный контакт; позволяют почувствовать себя защищённым, снимают чувство тревоги и стресса – ведь рядом, близкие люди. Чтение сказок способствует укреплению внутрисемейных отношений, духовному сближению. Сказки, позволяют верить в чудеса, мечтать. Человек не может жить без мечты, без веры в чудо – всё это придаёт сил моральных и душевных, ведь жизнь не всегда бывает гладкой. Сказки пропитаны духом предков, а это история рода, её нельзя забывать.
Не стоит сравнивать наше поколение и нынешнее: они, просто другие, не такие, как мы, но в том – то и прелесть всей этой ситуации – прелесть разницы поколений, ведь нельзя топтаться на месте – всё течёт и изменяется в соответствии с предлагаемыми обстоятельствами, как и меняются, наши дети.
А дети наши, действительно замечательные: они не появляются на этот свет изначально плохими, наши дети, представляют из себя то, чем мы, их наполняем с детства – добротой ли, злобой, завистью, чувством справедливости, ответственностью, правдивостью или ложью ; позитивом или негативом и другими положительными или отрицательными составляющими.
Надо ли читать, детям, сказки? Несомненно, сказки несут колоссальный позитивный заряд, а наши дети, впитывают всё, что их окружает.
Читайте, детям, сказки в обязательном порядке!!! Это просто необходимо для их гармоничного развития. Сделайте вечернее чтение семейной традицией, своеобразным ритуалом, что бы, ребёнок ждал этих моментов с нетерпением. И обязательно обсуждайте прочитанное, что бы, ребёнок, делился своими впечатлениями, не боялся задавать вопросы, чувствовал себя более раскованным. Читая сказки ребёнку, и делая это не «от случая к случаю», а систематически, вы: способствуете развитию когнитивных способностей – памяти, внимания, мышления и речи, прививаете морально – нравственные и этические нормы поведения в обществе. Укрепляете взаимосвязи между, вами, и , вашим ребёнком, делаете их более тесными, более прочными.
Надо ли читать сказки, детям??? Вне всякого сомнения: читать сказки, детям, необходимо, это важно для их гармоничного развития.