Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Что за прелесть эти сказки!
Олехнович Марина Викторовна,
воспитатель, психолог 
ГБДОУ детский сад 121
Выборгского района Санкт-Петербурга
Как часто, мы, взрослые, глядя на своих детей говорим: «Мы были другими, а вот наши дети…, они не такие, как мы…», тяжело вздыхая при этом. Давайте возьмём в руки семейный альбом и вспомним, какими же были мы в детстве. Вспомним теплоту маминых рук, её доброе ласковое слово…, когда нам было плохо – нас утешали, радовались вместе с нами первым нашим успехам, поддерживали, подбадривали. Мы чувствовали себя в безопасности рядом с таким большим, добрым и сильным отцом.  Мы умели мечтать, верили в чудеса, в то, что добро обязательно сильнее зла, верили в справедливость. А ещё: нам читали сказки и это было неким ритуалом, особенно перед сном… Мы засыпали спокойным безмятежным сном в предвкушении продолжения интересной истории.
Надо ли читать сказки детям, есть ли в этом вообще необходимость, или в свете современных реалий можно ограничиться просмотром сказок по видео, слушать их по аудио и вообще гораздо проще включить, детям, мультфильм – да и пусть себе смотрят и слушают в своё удовольствие? Да, конечно можно и в этом есть свои несомненные плюсы, например: информация яркая и красочная и легко воспринимается, и запоминается, детьми.
Но существует достаточно серьёзная проблема, которая заключается в том, что детям не читают сказок  большинство, родителей. Не читают именно от слова «совсем» и именно тех старых добрых сказок, на которых выросло не одно поколение, детей. Что же такого особого дают, детям, сказки непосредственно для их развития, в чём их особая прелесть – особая миссия;  и почему именно сказки, а не что – либо другое из такого многообразия литературы?
Давайте рассмотрим этот вопрос подробнее. Из покон веков устное народное творчество передавалось из уст в уста, от человека к человеку, по роду. В каждой семье бережно передавались крупицы опыта, накопленные веками традиции, особенности быта и уклада человека того времени, той эпохи; передавалась история рода, его культура, обычаи. Что бы не быть «Иванами не помнящими без роду и племени», мы должны помнить свою историю, историю своего народа; так же, как, мы, бережно храним историю своей семьи: в фотографиях, воспоминаниях, рассказанных историях, событиях давних лет, запечатлённых в памяти и переданных следующему поколению, нашим детям – которые передадут эту эстафету нашим внукам; и так по цепочке следующим поколениям.
Проблема носит актуальный характер ещё и потому, что в современных реалиях происходит подмена понятий, что видят наши, дети: с экранов телевизоров, на экранах планшетов и телефонах??? Я ни в коем случае не против современных мультфильмов, да: они яркие и красочные, легко воспринимаются на слух и визуально. Но, на телевидении практически нет хороших детских передач, хотя есть передачи познавательного характера; исчезли старые добрые сказки и мультфильмы. С экранов льётся поток негатива, да, соглашусь: есть очень хорошие передачи и мультфильмы для, детей, но их крайне мало. Современные произведения, современных авторов, конечно учитывают нынешние реалии жизни и особенности развития детей, именно «здесь и сейчас» : ведь и на самом деле нельзя сравнивать наше поколение и нынешнее. Наши, дети, просто другие и живут они в других условиях, и несомненно впитывают всё, что их окружает.
Но есть моменты, на которые нельзя не обратить внимание: устное творчество, создаваемое сегодня,  которое впитывают, наши дети, будь то: мультфильмы, сказки, рассказы, стихи – не обладает самобытностью – «старины глубокой», той изюминкой, не несёт ту незримую связь поколений; а значит – прерывается связь рода, теряются традиции, забывается или коверкается история. Современные произведения на экране телевизора очень яркие и красочные, что не может не привлекать внимание, детей, но в то же время: яркие насыщенные краски – утомляют детей, происходит повышенная нагрузка на сенсорную систему и часто психика, детей, не справляется с тем наплывом информации – которая подаётся с широкого экрана, происходит срыв. Частое мелькание картинок на экране – очень отрицательно сказывается на нервной системе и зрении, маленького человечка. Не происходит непосредственного живого общения, нет тактильного контакта, нет тесной эмоциональной связи с, родителями, как это было раньше…, в наше время. Эмоциональный контакт очень важен, и всё хорошо в своё время, вовремя, тогда, когда это ребёнку необходимо. Современные произведения зачастую агрессивны и несут разрушительное воздействие на психику подрастающего поколения.
Что же дают детям сказки, почему так важно их именно читать, а не прослушивать аудио, просматривать видео, получать эту информацию из современных источников, ведь сейчас век современных информационных  технологий,   и мир не стоит на месте?
Сказки очень хорошо воспринимаются на слух, они доступны и понятны, детям; вызывают живой интерес и часто, ребёнок, ассоциирует себя с тем или иным героем сказки: выбирает линию поведения понравившегося героя сказки, подражает ему, хочет быть на него похожим; обыгрывает сюжеты сказок – при этом развивается фантазия и воображение, маленького человека.
Неоспоримая польза сказок в том, что: они несут заряд морально нравственных ориентиров, которые важны для формирования гармоничной личности, таких ориентиров, как: победа добра над злом, справедливость, милосердие, всепрощение, добросердечность и других. Эти качества очень редки сегодня. В сказках можно проследить путь развития своего народа, познакомиться с его бытом и культурой, почерпнуть знания и опыт, увидеть  народную мудрость в простых вещах. Чтение сказок взрослыми, в том числе, ближайшими родственниками, маленького человека – позволяют наладить тесный эмоциональный контакт, тактильный контакт, визуальный контакт; позволяют почувствовать себя защищённым, снимают чувство тревоги и стресса – ведь рядом, близкие люди. Чтение сказок способствует укреплению внутрисемейных отношений, духовному сближению. Сказки, позволяют верить в чудеса, мечтать. Человек не может жить без мечты, без веры в чудо – всё это придаёт сил моральных и душевных, ведь жизнь не всегда бывает гладкой. Сказки пропитаны духом предков, а это история рода, её нельзя забывать.
Не стоит сравнивать наше поколение и нынешнее: они, просто другие, не такие, как мы, но в том – то и прелесть всей этой ситуации – прелесть разницы поколений, ведь нельзя топтаться на месте – всё течёт и изменяется в соответствии с предлагаемыми обстоятельствами, как и меняются, наши дети.
А дети наши, действительно замечательные: они не появляются на этот свет изначально плохими, наши дети, представляют из себя то, чем мы, их наполняем с детства – добротой ли, злобой, завистью, чувством справедливости, ответственностью, правдивостью или ложью ; позитивом или негативом и другими положительными или отрицательными составляющими.  
Надо ли читать, детям, сказки? Несомненно, сказки несут колоссальный позитивный заряд, а наши дети, впитывают всё, что их окружает.
Читайте, детям, сказки в обязательном порядке!!! Это просто необходимо для их гармоничного развития. Сделайте вечернее чтение семейной традицией, своеобразным ритуалом, что бы, ребёнок ждал этих моментов с нетерпением. И обязательно обсуждайте прочитанное, что бы, ребёнок, делился своими впечатлениями, не боялся задавать вопросы, чувствовал себя более раскованным. Читая сказки ребёнку, и делая это не «от случая к случаю», а систематически, вы: способствуете развитию когнитивных способностей – памяти, внимания, мышления и речи, прививаете морально – нравственные и этические нормы поведения в обществе. Укрепляете взаимосвязи между, вами, и , вашим ребёнком, делаете их более тесными, более прочными.
Надо ли читать сказки, детям??? Вне всякого сомнения: читать сказки, детям, необходимо, это важно для их гармоничного развития.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»