Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Развитие познавательных и речевых способностей у детей
с ОНР через дидактические и развивающие
игры экологического содержания

Хрусталева Марина Константиновна
Нас окружает прекрасный мир живой и неживой природы. С самого рождения и до конца своей жизни мы тесно общаемся с этим миром: радуемся и грустим с разными явлениями природы,       любуемся и удивляемся  жизнью животных и растений. Сборник О.А.Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» рекомендует воспитывать у детей любовь к родной природе, способность воспринимать и глубоко чувствовать ее красоту, бережно относиться к растениям и животным. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе своего края.
Проанализировав эту рекомендацию, я решила выбрать тему для своей работы: «Развитие познавательных и речевых способностей у детей с ОНР через дидактические и развивающие игры экологического содержания».
 В период обследования детей были выявлены знания детей об объектах живой и неживой природы, связь живого и неживого в природе, понимание связи между средой обитания конкретных живых существ и удовлетворения их потребностей, об изменениях в природе, о животных домашних и диких, о птицах и т.д. На первом этапе своей работы, я проводила целенаправленные прогулки по участку детского сада, в Сосновский парк, на Муринский ручей наблюдать за утками и утятами, к грачевнику и к вороньим гнездам, где наблюдали поведение грачей и ворон весной, слушали пение птиц, зимой сравнивали следы вороны, голубя, воробья. Предлагалось полюбоваться стройными белыми березками, высокими величественными тополями, красивыми рябинками, осинками, кленами в разное время года, как они меняли свой наряд, как созревали плоды.
В группе предлагала детям разнообразные темы для бесед, такие как: «Что нам дарит осень», «Почему осенью деревья раздеваются», «Где найти медведя зимой» и т.д. Ответы детей были очень интересные. Мы все записывали и создавали книжки-малышки вместе с детьми. Осень очень плодотворное время года. Осенние лексические темы дают возможность работать по схемам моделям.
Это и овощи, и фрукты, и грибы. Очень интересные схемы мы придумывали с детьми грибам.
 
Например:
Боровик-король грибов-(корона) Подберезовик-
(ствол березки)
Волнушка-
(волны)
Сыроежки-
(кастрюля)
Груздь-
(грустное лицо)
Опята-
(пенек)
Лисички-
(кнопочки)
 
Самое главное в этой работе, что все схемы дети придумывали сами.
Параллельно с этим я знакомила детей с животными лесной зоны. Я обращала внимание детей на приспособленность животных к сезонным изменениям, к переходу от осени к зиме и от зимы к весне.
Продолжая работу по развитию познавательных способностей у детей, я расширяла знания о птицах – зимующих и перелетных. Тема очень объемная и растягивается практически на весь учебный год. Я учила из сравнивать по внешнему виду, по образу жизни, заучивали стихи, разгадывали загадки и опять же придумывали модели.
 
Например:
Черный круг- грач Тельняшка-кукушка Вилочка-ласточка Младенец-аист Ноты-соловей Скворечник-скворец
В зимнее время делали с детьми кормушки и наблюдали какие птицы прилетают к птичьему ресторану.
В весеннее время года я знакомила детей и с первыми весенними цветами. Оказалось, что дети их практически не знают. Основные – это мать-и-мачеха, одуванчик и сам подснежник, хотя они очень часто его путают с ветреницей. Поэтому мы и для наших первоцветов придумывали модели.
 
Например:
Мать-и-мачеха
(добрый и злой профиль)
Ветреница
(ветер)
Подснежник
(слой снега-черта и под ним расточек)
Перелески
(тропинка через лес)
Баранчики-ключики
(баранки и ключики)
Хохлатка
(хохолок)

Я формировала у детей представления о том, что в лесу своя окружающая среда, в водоеме – своя. Дети стали понимать, что сообщество растений и животных вместе с окружающей средой называют экологической системой.
Для закрепления этих знаний с детьми проводилось много дидактических и развивающих игр: «Чей дом дерево», «Кто из яйца», «Рождение бабочки», «Волшебный овал» и др.
Очень помогали в работе игры использованием элементов моделирования и мнемотехники, схем-загадок и схем для заучивания наизусть.
Например мы составляли схему стихотворения «Подснежник» Л.Кудрявской.

 
Прибежал подснежник
В мартовский лесок
 

 
Заглянул подснежник
В чистый ручеек
И себя увидев,
Крикнул: Вот те на!
 

 
Я и не заметил,
Что  весна пришла
Под текстом делаются зарисовки, и дети с большим удовольствием заучивают стихи. Такой прием заучивания очень нравиться и родителям.
Схемы модели у нас в работе постоянно. Это и пословицы о временах года:
Осень дождлива, но сытна
(тарелка или блюдо с урожаем)
Осень идет и дождь за собой ведет
(осень тянет за собой тучу с дождем)

 
Береги нос в большой мороз
(прикрываем нос рукавичкой)
Мороз не велик, да стоять не велит
(можно нарисовать валенки)

 
Апрель с водой, а май с травой
(здесь можно по фантазировать)
Грач на горе, весна во дворе
(здесь можно по фантазировать)
 
У нас много карточек с играми по принципу «Морской бой»
Такая игра, очень развивает логику детей, ее можно сделать по каждой лексической теме.
Например:

 
«Дикие животные»
  1 2 3
А в а к
Б и о е
В б с л
1). А1,Б2,В3,А3-волк
2). В3,Б1,В2,А2-лиса
3). В1,Б3,В3,А3,А2-белка

 
«Овощи»
  1 2 3
А р о ц
Б к е г
В а у п
1). А1,Б2,В3,В1-репа
2).А2,Б3,В2,А1,Б2,А3-огурец
3).В3,Б2,А1,Б2,А3-перец
4).В2,Б1,А1,А2,В3-укроп
Очень надеюсь на то, что мой материал вам понравится и поможет в дальнейшей работе.
Спасибо.
 

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»