Развитие познавательных и речевых способностей у детей
с ОНР через дидактические и развивающие
игры экологического содержания
Хрусталева Марина Константиновна
Нас окружает прекрасный мир живой и неживой природы. С самого рождения и до конца своей жизни мы тесно общаемся с этим миром: радуемся и грустим с разными явлениями природы, любуемся и удивляемся жизнью животных и растений. Сборник О.А.Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» рекомендует воспитывать у детей любовь к родной природе, способность воспринимать и глубоко чувствовать ее красоту, бережно относиться к растениям и животным. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе своего края.Проанализировав эту рекомендацию, я решила выбрать тему для своей работы: «Развитие познавательных и речевых способностей у детей с ОНР через дидактические и развивающие игры экологического содержания».
В период обследования детей были выявлены знания детей об объектах живой и неживой природы, связь живого и неживого в природе, понимание связи между средой обитания конкретных живых существ и удовлетворения их потребностей, об изменениях в природе, о животных домашних и диких, о птицах и т.д. На первом этапе своей работы, я проводила целенаправленные прогулки по участку детского сада, в Сосновский парк, на Муринский ручей наблюдать за утками и утятами, к грачевнику и к вороньим гнездам, где наблюдали поведение грачей и ворон весной, слушали пение птиц, зимой сравнивали следы вороны, голубя, воробья. Предлагалось полюбоваться стройными белыми березками, высокими величественными тополями, красивыми рябинками, осинками, кленами в разное время года, как они меняли свой наряд, как созревали плоды.
В группе предлагала детям разнообразные темы для бесед, такие как: «Что нам дарит осень», «Почему осенью деревья раздеваются», «Где найти медведя зимой» и т.д. Ответы детей были очень интересные. Мы все записывали и создавали книжки-малышки вместе с детьми. Осень очень плодотворное время года. Осенние лексические темы дают возможность работать по схемам моделям.
Это и овощи, и фрукты, и грибы. Очень интересные схемы мы придумывали с детьми грибам.
Например:
Боровик-король грибов-(корона) | Подберезовик- (ствол березки) |
Волнушка- (волны) |
Сыроежки- (кастрюля) |
Груздь- (грустное лицо) |
Опята- (пенек) |
Лисички- (кнопочки) |
Самое главное в этой работе, что все схемы дети придумывали сами.
Параллельно с этим я знакомила детей с животными лесной зоны. Я обращала внимание детей на приспособленность животных к сезонным изменениям, к переходу от осени к зиме и от зимы к весне.
Продолжая работу по развитию познавательных способностей у детей, я расширяла знания о птицах – зимующих и перелетных. Тема очень объемная и растягивается практически на весь учебный год. Я учила из сравнивать по внешнему виду, по образу жизни, заучивали стихи, разгадывали загадки и опять же придумывали модели.
Например:
Черный круг- грач | Тельняшка-кукушка | Вилочка-ласточка | Младенец-аист | Ноты-соловей | Скворечник-скворец |
В весеннее время года я знакомила детей и с первыми весенними цветами. Оказалось, что дети их практически не знают. Основные – это мать-и-мачеха, одуванчик и сам подснежник, хотя они очень часто его путают с ветреницей. Поэтому мы и для наших первоцветов придумывали модели.
Например:
Мать-и-мачеха (добрый и злой профиль) |
Ветреница (ветер) |
Подснежник (слой снега-черта и под ним расточек) |
Перелески (тропинка через лес) |
Баранчики-ключики (баранки и ключики) |
Хохлатка (хохолок) |
Я формировала у детей представления о том, что в лесу своя окружающая среда, в водоеме – своя. Дети стали понимать, что сообщество растений и животных вместе с окружающей средой называют экологической системой.
Для закрепления этих знаний с детьми проводилось много дидактических и развивающих игр: «Чей дом дерево», «Кто из яйца», «Рождение бабочки», «Волшебный овал» и др.
Очень помогали в работе игры использованием элементов моделирования и мнемотехники, схем-загадок и схем для заучивания наизусть.
Например мы составляли схему стихотворения «Подснежник» Л.Кудрявской.
Прибежал подснежник В мартовский лесок |
Заглянул подснежник В чистый ручеек |
И себя увидев, Крикнул: Вот те на! |
Я и не заметил, Что весна пришла |
Схемы модели у нас в работе постоянно. Это и пословицы о временах года:
Осень дождлива, но сытна (тарелка или блюдо с урожаем) |
Осень идет и дождь за собой ведет (осень тянет за собой тучу с дождем) |
Береги нос в большой мороз (прикрываем нос рукавичкой) |
Мороз не велик, да стоять не велит (можно нарисовать валенки) |
Апрель с водой, а май с травой (здесь можно по фантазировать) |
Грач на горе, весна во дворе (здесь можно по фантазировать) |
У нас много карточек с играми по принципу «Морской бой»
Такая игра, очень развивает логику детей, ее можно сделать по каждой лексической теме.
Например:
«Дикие животные»
2). В3,Б1,В2,А2-лиса 3). В1,Б3,В3,А3,А2-белка |
«Овощи»
2).А2,Б3,В2,А1,Б2,А3-огурец 3).В3,Б2,А1,Б2,А3-перец 4).В2,Б1,А1,А2,В3-укроп |
Спасибо.