Эффективное использование предметно-развивающей среды
Арушанян Сатеник Грайровна,
воспитатель ГБДОУ № 67
Красногвардейского района Санкт-Петербурга
Современный детский сад – это место, где ребенок проводит большую часть своего времени, познает окружающий мир, мир взаимоотношений взрослых и детей. Поэтому одним из самых важных условий образовательной работы в дошкольном учреждении является правильная организация развивающей предметной среды.воспитатель ГБДОУ № 67
Красногвардейского района Санкт-Петербурга
Одним из требований к условиям реализации ФГОС ДО является создание развивающей предметно–пространственной среды. Она должна быть трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Педагог должен обеспечить свободу действий в условиях групповой комнаты, предусмотреть ее тематический и сюжетный поворот, найти для каждой игры только ей присущий стиль игрового интерьера и оборудования. Управление игрой при помощи игрового материала может оказать существенное влияние на развитие в игре детей. Изучив психолого-педагогическую литературу, социальные сети, пронаблюдав за играми детей и проанализировав развивающую предметно-пространственную среду в группах, я пришла к выводу, что необходимо создать такую среду, которая бы отвечала требованиям ФГОС ДО. Мы, педагоги ДОУ, находимся в постоянном поиске путей создания такой среды. Развивающая предметно-пространственная среда - часть образовательной среды, представленная специально-организованным пространством, материалами, оборудованием и инвентарем, для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей их развития. Предметно – развивающая среда способствует развитию творческого воображения детей при создании игрового замысла; формированию культуры взаимоотношений. Ее содержание влияет на тематику игр, выбор и использование ролей. Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС ДО, строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, художественно-творческую, двигательную деятельность детей.
Моя модель оформления группы базируется на следующем:
- детский сад – второй дом для малышей, в котором им должно быть уютно и комфортно;
- для полноценного и разностороннего развития детей, развития их творческих способностей, необходима специально организованная среда для игр, отдыха, занятий.
На первом этапе моей работы по преобразованию РППС были изучены и выделены следующие требования ФГОС ДО, которыми в своей деятельности должны руководствоваться педагоги ДОУ. Развивающая предметно-пространственная среда в моей группе:
Гигиенически – безопасная и комфортная для пребывания детей. Соответствует полу и возрасту; интересам склонностям, способности детей; уровень развития детей и возрастные особенности. Использование детских работ в оформлении интерьера в группах. Обеспечение богатства сенсорных впечатлений. Предметы обстановки групповых помещений я подбирала таким образом, чтобы они отражали многообразие цвета, форм, материал, разнообразные бытовых предметов. Обеспечение самостоятельной индивидуальной детской деятельности я достигла через постоянное насыщение пространства разнообразными материалами. Обеспечение возможности для исследования и изучения.
В процессе взросления ребенка все компоненты РППС в группе могут меняться, обновляются и пополняться. РППС должна быть не только развивающей, но и развивающейся.
Все уголки в группе содержательны и насыщены, обеспечивают все виды активной деятельности, в зависимости от интересов и возможности детей, модули могут переноситься и передвигаться, тем самым наша среда трансформируется и даёт возможность разнообразного использования. Все игрушки, игры, материалы находятся в свободном доступе, иллюстрации плакаты в группе весят на уровне детских глаз. Это стимулирует детей на все виды активной деятельности в зависимости от их интересов и желаний и самостоятельной деятельности со сверстниками и взрослыми. Для разделения пространства в группе я использую ширмы, что позволяет мне с учётами интересов детей и их возрастных особенностей реализовать образовательную программу успешно. Все уголки предназначены как для самостоятельной, совместной деятельности детей и взрослых, так и для проведения некоторых видов деятельности. Например для чтения, прослушивания музыки, отдыха есть достаточно мягких «посадочных мест» (подушки, обтянутые пенопластовые матрацы, кресла, пуфики и пр.). В помещении достаточно столов и стульев, чтобы все дети могли одновременно разместиться за ними, помещение группы организовано так, чтобы я могла одновременно наблюдать за тем, что происходит в большинстве уголков. В группе я организовала место, куда каждый ребенок может положить свои личные (любимые) вещи и предметы. Уголок книги располагают вдали от мест игр детей, поскольку шумные игры могут отвлечь ребёнка от сосредоточенного общения с книгой.
Особенности среды также во многом определяются личностными особенностями и педагогическими установками воспитателя. В зависимости от типа детского учреждения, содержания воспитания, культурных традиций развивающая предметная среда может приобретать неповторимый колорит. С учетом всех требований развивающая предметная среда предполагает вариативность, возникающую на содержательно-педагогическом и проектно- дизайнерском уровнях. Таким образом РППР будет эффективно работать, развивать индивидуальность каждого ребёнка.