Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Инновация в организации прогулок с воспитанниками ДОУ

Князькина Оксана Леонидовна
Прогулка является главным режимным моментом жизнедеятельности детей в ДОУ. В течение года прогулки проводятся ежедневно. Пребывание детей на свежем воздухе способствует укреплению здоровья, закаливанию организма, развитию двигательной и познавательной деятельностей. Основная задача педагогической работы воспитателя на прогулке состоит в обеспечении активной содержательной, разнообразной и интересной для детей деятельности.  Цель прогулки – укрепление здоровья, физическое и умственное развитие детей, восстановление сниженных в процессе деятельности функциональных ресурсов организма, закаливание. Основные требования, которые должны соблюдаться при организации прогулок, определены в Постановлении Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.06.2013 №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13. «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
Рекомендуется организовывать прогулки 2 раза в день: в первую половину дня и во вторую половину дня – после дневного сна или перед уходом детей домой.
Рассмотрим задачи инновационной деятельности при организации прогулок с воспитанниками:
  • Разработать и применить на практике работы ДОУ четкую методику проведения тематических прогулок с дошкольниками;
  • Создать сценарии пяти видов тематических прогулок с дошкольниками: прогулки-развлечения с персонажем, прогулки-события,  прогулки-походы, спортивные прогулки и прогулки-трудовые акции
Прогулка является наиболее доступным средством закаливания детского организма, способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям;                                                            
На прогулке дети много двигаются, а движение усиливает обмен веществ, кровообращение, улучшает аппетит. Дети учатся преодолевать препятствия, становятся более активными, ловкими, смелыми и выносливыми. У них вырабатываются двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус.
Педагогам ДОУ необходимо тщательно продумать содержание прогулок с воспитанниками, необходимо включение как образовательной составляющей, так и самостоятельной деятельности детей. Тогда прогулки будут поистине интересными.
Во время проведения прогулок важно обеспечить активную, содержательную разнообразную деятельность детей. Необходимо грамотно дозировать двигательную и спокойную деятельность воспитанников, правильно распределять физическую активность во время прогулки, а также учитывать индивидуальные способности каждого воспитанника.
Хотелось бы выделить помимо традиционных прогулок, 5 видов тематических, которые естественно нужно чередовать. Это прогулки-развлечения, прогулки-события, прогулки-походы, спортивные прогулки и прогулки-трудовые акции.
Итак, рассмотрим каждую из прогулок.                             
Прогулки-развлечения. Этот вид прогулки содержит в основе развлекательный элемент и направлен на создание хорошего настроения у воспитанников. Можно подготовить определенного персонажа на прогулке.  В качестве персонажа-ведущего прогулки обычно выступает сказочный герой (его роль исполняет воспитатель или другой сотрудник ДОУ по договорённости), он поручает детям увлекательные задания, создавая проблемную ситуацию («Помогите мне разгадать все загадки и найти спрятанные предметы, чтобы я смог попасть обратно в сказочную страну», например) и вовлекая к участию в подвижных играх. В жизни детей дошкольного возраста праздники и развлечения – это яркие и радостные события. Такие прогулки-развлечение безусловно будут интересными и увлекательными.
Прогулки-события. Эти прогулки являются довольно познавательными, они обогащают уже имеющиеся знания воспитанников об окружающем мире, вовлекают в творчество и т.д. Прогулки-события проводятся в ДОУ во время важного события в жизни детского сада (Праздник осени, Масленичная неделя, Пасхальная неделя, День космонавтики, День Победы, Патриотическая неделя, Неделя экологии и т. д.). Задания на прогулке соответствуют тематической направленности события, подчёркивают его важность, создают сопричастность детей. Прогулка-мероприятие может быть посвящена частному случаю в жизни конкретной группы (появился новый инвентарь, завезли песок, пришла пора заниматься озеленением участка). Такие прогулки-события способствуют умственному, нравственному, эстетическому воспитанию детей. Педагогу (организатору) таких прогулок важно продумать все условия для осуществления данной прогулки, для того чтобы прогулка оказалась успешной и принесла максимум позитива.
Прогулки-походы. Прогулки-походы представляют собой один из важнейших организованных видов двигательной деятельности, в ходе которой решаются не только оздоровительные задачи, совершенствуются двигательные навыки и физические качества детей, но и воспитывается любовь и эстетическое отношение к природе, удовлетворяются их познавательные потребности.
Как известно, дети старшего дошкольного возраста отличаются высокой степенью самостоятельности и организованности, что является важным условием для проведения прогулок-походов за территорию детского сада - в парки, зеленые площадки микрорайона.
Организация (возможно круглогодичных) прогулок-походов предусматривает планомерную их подготовку, регулярное (ежемесячное или еженедельное) проведение и овладение детьми определённым объёмом знаний и умений.
Пешие прогулки-походы могут включать в себя все или часть предлагаемых ниже составляющих:
  • Наблюдение в природе и сбор природного материала;
  • Чтение природоведческой литературы и беседа по содержанию (лучше если произведение будет посвящено тем объектам природы, которые находятся в зоне непосредственного наблюдения детей);
  • Выполнение имитационных движений (подражание действиям птиц, зверей, насекомых);
  • Подвижные и дидактические игры;
  • Физкультурное занятие или комплекс игр и физических упражнений;
  • Упражнения на дыхание, игры на внимание;
  • Самостоятельные игры детей (на привале);
Прогулки-походы требуют планомерной подготовки: необходимо определить маршрут прогулки-похода; согласовать с администрацией ДОУ; взрослым (организаторам) знать маршрут прогулки-похода; участие родителей воспитанников п прогулках-походах; подготовка снаряжения; предварительная работа с детьми (беседы, игры-эстафеты, чтение литературы и т.д.)
Безусловно, дети узнают много нового и интересного на таких прогулках, обогащается их словарный запас, развивается любознательность , формируются определенные понятия.
Спортивная прогулка. Это особый вид прогулки, в которой используются разнообразные элементы детской деятельности на спортивную тематику.
Цели и задачи спортивной прогулки предусматривают укрепление здоровья детей, профилактику утомления, физическое и умственное развитие, оптимизацию двигательной активности детей. При правильной организации прогулки оказывают закаливающее воздействие на организм в естественных условиях, способствуют повышению уровня физической подготовленности  дошкольников. Акцент в таких прогулках делается  на воспитании у детей интереса к спорту и здоровому образу жизни, формировании физических качеств. Спортивные прогулки с дошкольниками могут проводиться 1 – 2 раза в месяц в те дни, когда организуется образовательная деятельность с большой умственной нагрузкой или по художественному творчеству.
При правильной организации такие прогулки оказывают закаливающее воздействие на организм дошкольников. Организация спортивной прогулки предполагает знакомство воспитанников с различными видами спорта, спортсменами. Возможна экскурсия или целевая прогулка на стадион (городской, школьный, дворовый). Наблюдение за тем, как занимаются спортсмены или школьники, поможет вызвать у детей интерес и желание заниматься спортом. С детьми младшего дошкольного возраста на спортивной прогулке можно организовать разнообразные подвижные игры сюжетного характера. Можно пригласить старших воспитанников, которые будут играть с младшими, давать им двигательные задания, обучать определенным двигательным навыкам. С детьми старшего дошкольного возраста можно поговорить об Олимпиаде  и истории развития спорта, познакомить их со спортивными играми древности, рассказать о народных играх, популярных в детские годы их родителей, бабушек и дедушек, таких, как городки, классики, штандер. Можно ввести сюжетно – ролевые игры «Олимпиада», «Спортивные кружки», «Футбольный матч», в которых воспитанники могут примерить на себя роли комментатора, судьи, зрителей, спортсменов, продавцов билетов и др.
Структура спортивной прогулки:
  • Организационный момент;
  • Подвижные спортивные игры;
  • Спортивные упражнения;
  • Самостоятельная деятельность воспитанников;
  • Индивидуальная работа с воспитанниками, включающая различные направления;
  • Итоги прогулки; 
Спортивные прогулки должны проводиться в ДОУ не реже 2 раз в месяц. Отмечу, что спортивные прогулки дают каждому ребенку свободу выбора. Для этого педагогу (организатору) следует продумать организацию спортивной прогулки, подобрать упражнения, задания, игры, учитывая интересы и возможности детей.
Прогулки – трудовые акции. Труд в жизни каждого человека имеет определяющее значение, поэтому приобщать ребенка к труду необходимо уже в дошкольном возрасте. Воспитывать положительные отношение к трудовым обязанностям, развивать соответствующие умения и навыки у дошкольников можно в ходе специально организованных прогулок – трудовых акций. Подобные прогулки в ДОУ должны проводиться регулярно, но не чаще 2-3 раз в месяц. Цели и задачи таких прогулок определяется воспитателем исходя из приобретённых навыков и трудовых умений детей, а также их физических возможностей. На прогулках, предполагающих выполнение трудовых действий, важно формировать у дошкольников понимание, что труд в природе – это не игра и не развлечение, а серьезное занятие. Следует подводить их к пониманию необходимости такой деятельности, воспитывать желание участвовать в труде по уходу за растениями, кормлению птиц, уборке территорию: сгребание снега, очистки скамеек от песка. Во время таких прогулок дети учатся работать в коллективе, сообща. Итог труда - это результат совместной работы всех.
Младших дошкольников привлекают к выполнению простейших поручений: посадка лука, полив растений на грядках и клумбах, посев семян крупных цветов.
Дети среднего дошкольного возраста (4-5 лет) выполняют поручения самостоятельно, рыхлят землю на грядках, вместе со взрослыми выращивают цветы и овощи, поливают клумбы.
В старшем дошкольном возрасте воспитанники могут трудиться в любой сезон. Осенью дети могут заниматься уборкой урожая на участке, собирать семена, выкапывать луковицы, сгребать листья. Дети старшего дошкольного возраста также могут привлекаться к перекопке грядок и клумб, в посадке деревьев и кустарников. Зимой дети могут убирать снег на дорожках, создавать вместе со взрослыми кормушки и подкармливать зимующих птиц. Весной – рыхлить землю, делать грядки, клумбы, сеять семена, ухаживать за растениями на участке детского сада. Летом – поливать растения на клумбе, пропалывать, прореживать, собирать урожай. Воспитанников необходимо познакомить с такими инструментами как совок и грабли, научить пользоваться лопатой, лейкой. Важно помнить, что время, отведенное на прогулке для трудовых поручений для детей старшего дошкольного возраста, не должно превышать 40 минут.
Нагрузку необходимо правильно распределять на каждого ребенка, учитывая особенности развития каждого.
Сюрпризные моменты в прогулках-трудовых акциях приветствуются. Можно организовать для детей встречу с любимым героем из сказки, персонажем любимого мультфильма и т.д.
Подобные прогулки организовываются на территории детского сада и носят сезонный характер. 

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»