Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Опыт работы с детьми  пятого года жизни
на основе взаимосвязи развития воображения и речи

Тулзакова Наталья Сергеевна,
воспитатель, ГБОУ Гимназия № 196
(дошкольное отделение)
Санкт-Петербурга
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Воображение играет огромную роль в нашей жизни. Ведь благодаря воображению мы помним о прошлом, прогнозируем будущее.  Воображение принадлежит к числу способностей, отличающих человека от животного, выводит за пределы сиюминутного существования. Обладая богатым воображением, человек может «жить» в разном времени, разных мирах, что не может себе позволить никакое другое живое существо в мире. Усилием воли мы воскрешаем в памяти образы прошлого, благодаря мечтам и фантазиям мы можем представить будущее. Воображение спасает нас в ситуациях, когда практическое действие по каким-то причинам не представляется возможным.  Воображение всегда направлено на практическую деятельность. Прежде, чем совершить действие, ребенок учится представлять, что и как он будет делать. И чем лучше развито воображение, тем успешнее будет действие с точки зрения воплощения замысла.  При хорошо развитом воображении человек уже во взрослой жизни без труда представляет себе конечный образ материальной вещи, которую ему предстоит сделать. Основу этого представления составляют сочетания тех временных связей, которые сформировались в прошлом опыте.  Однако это сочетание само по себе не приведёт к созданию нового. Для создания нового необходимо  сочетание временных связей, ранее не вступавших в сочетание друг с другом. Важнейшую роль в новых сочетаниях имеет вторая сигнальная система, речь. Процесс воображения является продуктом совместной работы обеих сигнальных систем. Только соединяясь с речью, впечатления, ощущения и представления рождают наглядные образы. А слово служит источником проявления образов воображения, является средством их закрепления, удержания, изменения, как основы для акта творчества. Ведь именно хорошо развитому воображению человечество обязано развитию технического прогресса, появлению сокровищ культуры, литературы, выходу в открытый космос.
Исходя из этого, в своей педагогической деятельности я уделяю большое внимание развитию воображения и в первую очередь в неразрывной связи с речевым развитием. В современных  семьях воспитанников наметилась тенденция, при которой родители нередко  подменяют специальные занятия и упражнения  по развитию воображения потоком информации, льющейся из телевизора, интернета. Да и многие коллеги недооценивают пользу таких простых упражнений, регулярное выполнение которых развивает у воспитанников фантазию,  воображение, учат не бояться выражать словесно свои фантазии, идеи, мечты. «Воображение – это как бы тот чуткий музыкальный инструмент, овладение которым открывает возможности самовыражения, требуют от ребёнка своих собственных замыслов и желаний» - писала О.М.  Дьяченко .
В данное время я работаю с детьми пятого года жизни. В этом возрасте дети активно усваивают социальные нормы и правила поведения. Уровень творческого воображения несколько снижен по сравнению с другими этапами развития.  На первое место выходит ролевая игра, в которой  протекает процесс развития познавательного воображения. Так же стоит отметить, что образ в воображении ребенка пятого года жизни строится путем использования действия «опредмечивания», а затем добавляется разными деталями.  В этом возрасте появляется специфическое, ступенчатое планирование своих действий. Ребёнок уже в состоянии спланировать один шаг своих действий, выполнить его, осознать результат и спланировать следующий шаг.  Знание специфики планирования ребенком своих действий помогает педагогу управлять словесным творчеством воспитанников. Например, сочиняя сказку, ребёнок нанизывает события одно на другое.
Помимо популярных игр на развитие фантазии и воображения, в своей работе я стараюсь найти и другие нестандартные подходы.  Я заметила, что очень хорошие результаты в сочинение сказок даёт метод одушевления. На моей группе у детей на шкафчиках наклеены картинки с изображением предметов. Я предложила детям придумать сказку про тот предмет, который изображен на их шкафчике,  с зарисовкой последовательности действий способом мнемотехники и с использованием элементов ТРИЗ. То есть вначале надо было сказать, кем предмет был раньше и как он появился. Таким образом, у каждого предмета появилась история, он стал интересен ребёнку. Сказку о каждом предмете мы с детьми придумывали в общих беседах, помогая ребенку- автору идеями и подсказывая последовательность событий.  Схемы своих сказок дети рисовали самостоятельно. Затем мы собрали и оформили рисунки с текстами в «Книгу наших сказок», которая пользуется у детей популярностью в свободной деятельности.
Так же хорошие результаты в развитии умения соотносить предмет с признаками даёт игра-сочинительство загадок.  Выбирается ребёнок, который будет отгадывать. Его просят выйти из игровой в спальню. Дети выбирают предмет, о котором будут придумывать загадку. Например, мяч. К слову «мяч» необходимо подобрать три признака и найти те же признаки у других предметов. Например, мяч круглый, как апельсин, прыгучий, как заяц, упругий как батут. Затем приглашается ребенок из спальни, которому дети загадывают придуманную про мяч загадку. Такие загадки дети с удовольствием загадывают и дома родителям.
Не менее популярна у нас игра «Шляпа волшебника». Для этой игры  я использую большую красную шляпу с полями. Объяснив детям, что шляпу рассеянный волшебник потерял в лесу, я предлагаю её померить. Надев шляпу на голову  и закрыв глаза, я начинаю рассказывать, что вижу лес, в котором грибы величиной с дом и каждом грибе кто-то живёт, или пустыню, по которой в старых башмаках движется по песку отряд отважных улиток.  Погрузив детей в фантастический образ, я спрашиваю, кто хочет попробовать надеть шляпу и посмотреть,  что происходит в этом фантастическом месте, задав непременное условие, что в этом месте всё наоборот, большое становится маленьким, вещи имеют непривычный цвет.  Дети с удовольствием включаются в игру. Можно помогать уточняющими вопросами: «Кого ты встретил?», «Что он сказал?» «Какого он цвета?»  Наиболее удачные сюжеты  дети в дальнейшем проигрывают в своих сюжетно-ролевых играх.
Раз в триместр мы  организуем на группе праздник и показываем родителям представление.  Дети участвуют на всех этапах приготовления. Мы вместе сочиняем сказку, обсуждаем сценарий, распределяем роли, готовим реквизиты .  Предметы для представления, сделанные своими руками, дети охотнее других предметов используют в дальнейшем в своих играх.
Очень хорошо развивает фантазию ещё одна игра, появившаяся у нас спонтанно. Как-то, поднимая детей  после тихого часа, я услышала, как одна девочка говорит другой, что ей приснился интересный сон.  Я попросила её рассказать, что ей приснилось. Другие дети наперебой заговорили, что им тоже приснился сон. Они с интересом выслушивали сны друг друга, да и сюжеты отличались большим разнообразием, чем при условии  заданной для рассказывания темы. Это хороший пример свободного фантазирования, при котором дети не ограничены тематическими или структурными  рамками. Рассказывание снов после тихого часа  прижилось у нас и дети теперь часто и с удовольствием рассказывают сны. Эта  игра  оказалась  более действенной  для тренировки придумывания детьми собственных образов, а не повторения услышанных ранее сюжетов за другими детьми, что частенько наблюдается при играх наподобие « Винегрета  из сказок». Так же детям очень нравится рисовать свои сны. После задания нарисовать свой самый весёлый сон, пересказы детей по рисунку всегда эмоционально положительно окрашены, а  предложение нарисовать «самый страшный сон», позволяет в обсуждениях поделиться своими страхами, переживаниями, выразить сочувствие. Зарисовка снов хорошо развивает творческое воображение, ведь ещё Л. С Выгодский говорил о том, что «всякое построение фантазии обратно влияет на наши чувства, и если это построение не соответствует само по себе действительности, то всё же высказываемое им чувство является действительным, реально переживаемым, захватывающим человека чувством». Этот «закон эмоциональной реальности воображения» и должны использовать мы, педагоги, в работе с детьми, развивая воображение, используя богатство эмоциональных состояний.
 
Используемая литература:

  1. Выготский Л.С. «Воображение и творчество в детском возрасте. – Спб, 1997
  2. Дьяченко О.М. «Развитие воображения дошкольника» М.://Вопросы психологии. М. Педагогика 1988 №6
  3. Рубинштейн С.Л. «Основы общей психологии» Изд-е 2-е, М. 1946
  4. Субботина Л.Ю. «Развитие воображение у детей» Ярославль «Академия развития» 1996

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»