Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Современные требования к уровню информационной, коммуникативной
и правовой компетентности работников образования

Курбонова Анастасия Андреевна

Развитие информационно-коммуникационных технологий влечет за собой существенные изменения информационной среды современного образования и ее перестройке. Эти изменения, как и любые другие, открывают новые возможности для реформирования общества, находящего свое отражение в системе образования. 
Любые взаимоотношения в современном обществе должны регламентироваться соответствующими законодательными актами и документами. Информатизация образования протекает внутри крупного процесса между его субъектами. Вследствие чего могут возникать вопросы, требующие их урегулирования. Необходимо владеть информацией о том, как грамотно разрешать спорные и конфликтные ситуации. Эта задача во многом зависит от руководителя образовательного учреждения, который в свою очередь должен распространять правовую грамотность среди педагогов и работников образовательной организации.
Грамотный руководитель образовательного учреждения в современном обществе решает значительный круг проблем, да и система управления усложнилось. Директор вынужден решать не только проблемы, связанные с организацией педагогического процесса и хозяйственных условий, но и социально-педагогические, экономические, правовые и финансовые вопросы. В сложившихся условиях одной из целей повышения квалификации и стимулирования самообразовательной деятельности руководителя образовательной организации необходимым стало овладение им базовой информационно-коммуникативной компетентностью.
Профессиональная же направленность образования и самообразования руководителя и педагогов служит почвой, которая, развивая их педагогическую компетентность, позволяет в практической деятельности формировать предметно-ориентированный уровень информационно-коммуникативных компетентностей и необходимый в процессе организации системы управления информационной средой.
Информационная среда в образовании
В современном мире персональные компьютеры и сопутствующее оборудование являются неотъемлемой частью нашей жизни, компьютерная грамотность теперь доступна каждому и не зависит от уровня образования, проектирование информационной среды является насущным вопросом системы образования, на деятельность которой информационные процессы оказывают большое влияние.
Под воздействие информационных потоков попадают содержание образование и воспитания, деятельность педагогических и вспомогательных кадров, задачи финансово-хозяйственной деятельности. Также информационные процессы задают ориентиры и определяют точки роста всей образовательной системы. Это следует из того, что образование с одной стороны представляет педагогические организованную взаимную деятельность всех участников этой деятельности, а с другой – является информационным процессом, который связан поиском и производством, хранением и обменом, преобразованием и потреблением информации.
Как и любые процессы нашей жизнедеятельности информационные протекает в определенной среде, в качестве которой принято рассматривать информационную. Информационная среда обусловлена рядом особенностей:

  1. программно-аппаратной организацией информационной среды;
  2. учебно-методическим наполнением ее информационных ресурсов;
  3. организацией деятельности педагогического коллектива в самой среде.
Также выделяют признаки и свойства, необходимые для характеристики информационной среды образовательной организации.
 Информационная среда является условием и средством сложных взаимодействий типа "человек - техника", "человек - человек", "человек - знаковая система", "человек - художественный образ".
  1. Информационная среда формируется как самоорганизующаяся система в неразрывной связи с развитием педагогической системы образовательной организации. Такое развитие зависит от уровня самой организации и имеющегося и планируемого технического оснащения. Информационная среда должна быть единой и обладать целостной структурой, такие свойства обусловлены единством педагогических целей, взаимосвязью решаемых педагогических задач и взаимодействием участников образовательного процесса. Информатизацию основных видов деятельности (образовательной, управленческой, отвечающей за коммуникации) обеспечивают инвариантные компоненты, которые также включены в информационную среду.
Информационная среда в образовательной организации обеспечивает наличие единой базы данных, однократный ввод данных с возможностью их последующего редактирования, многопользовательский режим использования данных, разграничение прав доступа к данным, использование одних и тех же данных в различных приложениях и процессах, возможность обмена данными между различными прикладными программами без выполнения операций экспорта-импорта.
Информационная среда образовательного учреждения может рассматриваться не только в качестве компонента информационных сред более высокого уровня организации (района, города), но и как модель развития информационной среды образовательной системы вообще, поскольку именно в условиях образовательного учреждения осуществляются основные виды деятельности: обучение, воспитание и развитие личности детей.
Построение единой информационной среды (ЕИС), которая рассматривается в качестве педагогически и технически организованной сферы информационного взаимодействия участников образовательного процесса, является приоритетной задачей, решаемой в рамках развития процессов информатизации образовательным учреждением.
Что же включает в себя единая информационная среда? В ЕИС входят материально-технические, информационные и кадровые ресурсы. Она обеспечивает автоматизацию управленческих и педагогических процессов, согласованную обработку и использование информации, полноценный информационный обмен. Также предполагает наличие нормативно-организационной базы, технического и методического сопровождения.
Участниками ЕИС являются директор, заместитель директора по информатизации, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, педагог-организатор, социальный педагог, психолог, секретарь, библиотекарь, классный руководитель, педагог, обучающийся, законный представитель обучающегося.
Структура ЕИС состоит из следующих компонентов:
  1. центральный выделенный сервер для хранения единой базы данных образовательного учреждения и иных информационных ресурсов общего доступа;
  2. компьютерные классы для преподавания курса информатики, для компьютерной поддержки общеобразовательных предметов, для организации внеклассной работы;
  3. передвижные и/или статичные демонстрационные комплексы;
  4. автоматизированные рабочие места для административных работников, для сотрудников социально-психологической службы, для библиотеки, для методической работы, в учебных предметных кабинетах;
  5. медиатеку, Интернет-центр и информационно-аналитический центр.
Техническая инфраструктура ЕИС образовательной организации состоит из:
  1. компьютерной техники (компьютерные классы, отдельные компьютеры, выделенный сервер);
  2. периферийного и проекционного оборудования (принтеры, сканеры, проекторы и др.);
  3. телекоммуникационного оборудования (модемы, маршрутизаторы и др.);
  4. локальной вычислительной сети;
  5. системного программного обеспечения.
Информационная инфраструктура ЕИС образовательного учреждения складывается из:
  1. программного обеспечения общего назначения (текстовые и графические редакторы, электронные таблицы и др.);
  2. программного обеспечения для автоматизации деятельности различных служб (для учета учащихся и родителей, для кадрового учета, для составления расписания, для анализа успеваемости, для автоматизации библиотеки и др.);
  3. программно-методического обеспечения для организации учебно-воспитательного процесса (обучающие и развивающие компьютерные программы, электронные справочники, мультимедийные энциклопедии и др.);
  4. информационных ресурсов образовательного учреждения (единая база данных, учебно-методические банки данных, мультимедийные учебные разработки, хранилище документов, Web-сайт).
Нормативно-организационное обеспечение ЕИС образовательного учреждения включает:
  1. программу информатизации образовательного учреждения, в которой описываются основные цели, задачи и этапы информатизации, приводится план мероприятий и план развития технической инфраструктуры на текущий учебный год;
  2. планы реализации тех образовательных проектов, которые образовательное учреждение осуществляет в данный момент;
  3. распределение функций между сотрудниками образовательного учреждения, в том числе по управлению процессами информатизации, по техническому и методическому сопровождению, по обучению и консультированию, по внедрению информационных технологий в образовательную практику;
  4. регламентирующие документы, в том числе права и обязанности пользователей ЕИС, графики работы компьютерного оборудования.
Информационная среда образовательного учреждения должна быть единой, выполнять как образовательные, так и управленческие функции. Это связано с тем, что большая часть информации, используемой в управленческой деятельности образовательной организации, носит открытый характер (расписание, образовательные программы, учебные планы и т. п.).
Организация информационной образовательной среды с использованием современных компьютерных и информационных технологий составляют систему, которая становится не просто набором информации в электронном виде, пусть даже и структурированной по примеру электронных библиотек. Теперь информационная среда представляет собой систему связи профессиональной и проектной деятельности в этой среде и систему доступа к различным хранилищам самой разнообразной информации.
Аппаратной основой информационной образовательной среды является локальная сеть, которая обеспечивает удаленный доступ и к компьютерам, и к периферийным устройствам. Наличие сети позволит организовать хранение данных на одном носителе и использовать их одновременно с различных рабочих станций. Применение более совершенного программного обеспечения позволит педагогам создавать и тиражировать вполне пригодные для использования на уроках дидактические средства. Возможно и проведение тестирования обучающихся как в целях проверки знаний, так и в целях психолого-педагогической диагностики. Именно на этапе формирования сети приходит понимание следующих фактов:
  1. компьютер – это дидактическое средство с весьма широкими возможностями, а также средство повышения эффективности труда педагогов;
  2. ограничение применения компьютеров только преподаванием информатики является осознанным отказом от качественно более высокого уровня организации умственного труда обучающихся, и, как следствие, усугубление расхождения векторов педагогически направленного и стихийного процессов развития личности ребенка;
  3. компьютер должен быть в первую очередь не предметом изучения, и не средством обучения информатике, а универсальным средством применения информационных технологий для обучения и воспитания детей.

Для реализации выше перечисленного необходимо изменить подходы к обучению и профессиональной подготовке педагогов, ориентируясь на формирование информационной культуры – целостного компонента общей духовной культуры личности.
Компонентами образовательной среды являются организационный и программно-технический подходы.
Организационный компонент включает в себя компетентность руководителя образовательного учреждения в понимании значимости такой среды и ее функционирования. На этапе становления и организации информационной среды преимущества системы видны не сразу. Объем работы возрастает, а не уменьшается, как ожидалось (необходимо поместить материал в библиотеку, перед этим набрать или отсканировать его; научиться работать с компьютером и программными приложениями; начинать свой день с прочтения электронных писем и т.п.). Здесь важны управляющие способности руководителя (контроль, корректные и грамотные приказы, коммуникативные способности и пр.). Без желания администрации организовать такую систему управления образовательным процессом, она обречена на провал – энтузиасты будут пытаться что-то сделать, но не находя поддержки и понимания, будут стремиться в другие структуры или снизят активность.
Программно-технический компонент отвечает за снабжение образовательного учреждения компьютерной техникой в объеме, который позволяет использовать ее не только на уроках информатики, но и на уроках по другим дисциплинам. Кроме персональных компьютеров должны быть дополнительные технические устройства для наиболее эффективного использования современных информационных технологий в учебном процессе (принтеры, сканеры, проекторы, оборудование для организации локальной сети и др.), а также необходимы средства связи для выхода в Интернет.
На этапе создания организационной и программно-технической инфраструктуры в образовательном учреждении оформляются программно-аппаратные комплексы, компьютерные классы, Информационно-Методический Центр, демонстрационный комплекс Лекционного Зала (возможны рабочие станции с TV-out в профильных кабинетах), появляются рабочие места административного персонала, оснащенные компьютерами. Все компьютеры образовательных организаций подключаются к сети. Идет активное внедрение обучающего программного обеспечения.
На этом этапе видно, что период стихийной информатизации ушел в прошлое. Уровень организации системы возрос. Без продуманной стратегии ее развития на основе понимания основных феноменов и закономерностей этого развития дальнейшее движение вперед будет просто бессмысленным расходованием ресурсов. Окончательно осмысливается задача проектирования единой информационной среды образовательного учреждения, обеспечивающей совершенствование образования и воспитания обучающихся на основе использования информационных и коммуникационных технологий, повышение информационной культуры субъектов образовательного процесса.
Кадры в образовательном учреждении должны быть компетентны и обучены, соответствовать требованиям современного образования, его задачам и условиям. Необходимы навыки работы на компьютере, со стандартными системными и программными приложениями, специальными программными приложениями, навыки работы с информацией в целом и с информацией расположенной в сети Интернет. Кадры должны выполнить, особенно на начальном этапе формирования информационной среды, определенную работу по разработке методических материалов в электронном виде (учебники, тесты, контрольные и практические работы) и размещению их в общем хранилище данных. И самое главное понимать необходимость в наше время такой образовательной среды, необходимость изменений подходов и принципов работы в системе образования.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»