Участие в конкурсном движении как этап профессионального роста педагога
Иванова Ирина Анатольевна
Особое место в работе педагогов и специалистов ДОУ занимает конкурсное и выставочное движение. Конкурсы (выставки) позволяют педагогу представить общественному мнению свои творческие достижения, повышать свою социальную культуру, демонстрировать профессиональные достижения. В конкурсах педагог приобретает опыт, который влияет на его становление, как специалиста, по результатам оценки конкурсам компетентным жюри педагог может корректировать траекторию своего профессионального развития и социальной активности.В рамках конкурса любого уровня (внутриорганизационного, районного, городского и т.д.) педагог проходит три взаимосвязанных этапа: вхождения в конкурс (происходит оценка педагогом своих возможностей и готовности к соревнованию), собственно конкурс (презентация собственных достижений), постконкурсный этап (анализ результатов, определение «полей» успеха, поиск путей дальнейшего совершенствования).
Для педагогов существуют два типа конкурсов: в первом – они представляют свое педагогическое мастерство, свои достижения, это конкурс, например, «Воспитатель года», второй тип конкурсов – конкурсы, в которых воспитатель представляет достижения своих воспитанников, которых они смогли достичь под его руководством. В нашем детском саду существует традиционный ряд конкурсов, в которых педагоги и их воспитанники принимают участие ежегодно:
- «Озорной мяч»
- «Конкурс патриотической песни»
- «УМКА»
- «Наши звездочки»
- «Мой любимый детский сад»
По итогам конкурсам (выставки) педагоги имеют возможность дальнейшего самопроектирования своей профессиональной карьеры, а также саморегуляции карьерного роста с учетом конкурентной среды.
На данном этапе особо остро встает проблема стимулирования каждого сотрудника на достижение высоких результатов. Приемы стимулирования разнообразны – от похвалы со стороны руководства на общем собрании работников ДОУ до привлечения сотрудников к управления образовательным учреждением (почувствовав свою причастность к работе ДОУ педагог способен резко повысить результативность собственной деятельности).
Основными видами вознаграждения являются:
- Одобрение
- Проявление интереса к работнику
- Предоставление самостоятельности и возможности проявить себя
- Вознаграждение свободным временем
- Продвижение по служебной лестнице
- Привлечение к управлению методической работой
- Вручение Благодарности, грамоты и т.п.
- Направления на мероприятия с ограниченным количеством приглашенных
Данная перспектива показывает педагогу, что профессиональный рост – не тяжелый путь, а возможность применить свои силы с различных сторон, реализовать свой творческий потенциал, постоянно повышать уровень своего педагогического мастерства, актуализируя тем самым качественную сторону инициативной общественной деятельности, обретая возможности самореализации и самовыражения, предотвращая синдром «эмоционального выгорания».
Введение федеральных государственных стандартов требует от педагога работы над собой, определенного самоизменения, соответствия социальному заказу. В этой связи важно отметить необходимые условия становления педагогической культуры педагога, наличие которой определяет возможность или невозможность продвижения данной личности:
- развитие научно-педагогической направленности учителя;
- постоянное пополнение психолого-педагогических знаний;
- развитие педагогической рефлексии; формирование инновационной готовности;
- формирование индивидуального стиля педагогической деятельности;
- развитие авторской, профессионально-творческой «Я»-концепции;
- приобщение учителя к изучению, обобщению и распространению лучшего опыта своих коллег;
- формирование готовности к обобщению личного передового педагогического опыта;
- формирование потребности в профессионально-педагогическом самосовершенствовании и самообразовании.