Трудовое воспитание по Марку Твену
Матвеева Светлана Евгеньевна,
воспитатель ГБДОУ Детского сада № 7
Кировского района Санкт-Петербурга
Начало трудового воспитания ребенка приходится на дошкольный возраст. Именно в этом жизненном периоде он впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности. Важная роль труда в воспитании подрастающего поколения затрагивалась в работах Яна Коменского, К. Д. Ушинского, Н. К. Крупской, А. C. Макаренко, В. A. Сухомлинского и многих других педагогов.воспитатель ГБДОУ Детского сада № 7
Кировского района Санкт-Петербурга
Особое значение трудовая деятельность имеет для формирования нравственных качеств. Выполняя несложные обязанности, связанные с сервировкой стола, помогая готовить все необходимое к занятиям, дети учатся быть полезными для других. Так у них формируется готовность приходить на помощь тому, кто в ней нуждается, охотно выполнять посильные трудовые поручения, а также развиваются старательность и исполнительность.
Большинство детей дошкольного возраста с радостью помогают взрослым и сотрудничают с ровесниками в таких видах работы, как дежурство, уход за растениями, починка игрушек, подготовка к рисованию или к работе с клеем. Вместе с тем, практический опыт показывает, что не все виды деятельности приносят детям удовольствие. «У многих детей пятого года жизни наблюдается снижение интереса к самообслуживающему труду, поскольку они уже не видят в нем новизны».[1]
Так, например, дети неохотно выполняют задания, связанные с самообслуживанием: аккуратно повесить свою одежду на стульчик перед сном, навести порядок в личном шкафчике, досуха вытереть руки после мытья и т. д. «Это происходит потому, что в этом возрасте дети еще не воспринимают труд как деятельность, основанную на воле, долге и дисциплине. Поэтому в работе с дошкольниками главными остаются интересные для них игровые приемы, занимательный и в то же время обучающий материал».[2]
В моей статье я хотела бы поделиться с коллегами своей находкой, позволяющей решить данную проблему. Идею я позаимствовала в романе американского писателя Марка Твена «Приключения Тома Сойера». Главному герою произведения Тому Сойеру пришлось красить забор в наказание за шалости и обман. Он оглядел забор, и всякая радость отлетела от него, а дух погрузился в глубочайшую тоску. Тридцать ярдов дощатого забора в девять футов вышиной! Жизнь показалась ему пустой, а существование — тяжким бременем.
Его приятель Бен пытался увлечь Тома игрой:
— Да брось ты, уж будто бы тебе так нравится белить!
Однако Тома посетила гениальная идея, и он ответил Бену:
— Нравится? А почему же нет? Небось, не каждый день нашему брату достается белить забор. [3] После этого все дело представилось в новом свете. Бен перестал жевать яблоко…
Том решил выдать наказание за привилегию. Привилегия – главное слово в моем методе для тех, кто не желает, например, навести порядок в своем шкафчике. Выглядит это приблизительно так: я раздаю каждому ребенку в моей средней группе карточку с цифрой и говорю, что шкафчик убрать сможет только тот, кто правильно ее назовет. Другой вариант: тот, кто аккуратно сложит обрезки бумаги в центр стола после аппликации, сможет после мытья рук вытирать их так долго, сколько захочет. Данный способ можно применять для самых разных поручений. Всем хочется быть самыми аккуратными, быстрыми, точными, а заодно и попасть в число «привилегированных», которым можно убрать шкафчик или аккуратно сложить одежду на стуле. Не самые любимые детками занятия становятся привилегией. Через некоторое время появляется привычка делать это постоянно и хорошо.
В силу ежедневной повторяемости действий навыки самообслуживания прочно усваиваются детьми. Самообслуживание начинает осознаваться как обязанность и, как следствие, формируется правильное отношение к трудовой деятельности.
Таким образом воспитывается самостоятельность, культура внешнего вида, привычка к опрятности. Для закрепления этих качеств необходимо чтение соответствующей художественной литературы: Благинина Е. А. «Вот какая мама!», братья Гримм «Госпожа метелица», Крылов И. А. «Стрекоза и муравей», Михалков С. В. «Три поросенка», Пантелеев Л. «Большая стирка» и др., обсуждение прочитанного, рассмотрение иллюстраций и картинок, наблюдение за взрослыми, рассказы о них. Также очень хорошо для закрепления соответствующих качеств играть с детьми в сюжетно-ролевые игры и дидактические игры.
Как ранее было сказано, в основном, этот метод я использую в самом непростом виде трудового воспитания – самообслуживании. Но он также в случае необходимости может применяться и в других видах деятельности: хозяйственно-бытовом труде, ручном труде, труде в природе.
Список литературы:
- Трудовое воспитание в детском саду. Система работы с детьми 3-7 лет/ Куцакова Л.В. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.
- Марк Твен «Приключения Тома Сойера»