Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Дидактические игры в экологическом воспитании детей дошкольного возраста

Федотова Наталья Викторовна
В современном мире проблема экологического воспитания ребенка достаточно актуальна, так как одним из требований к образовательным результатам в соответствии с ФГОС дошкольного образования является формирование общей культуры личности детей, развитие социальных, нравственно-волевых качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста способствует не только познанию объектов и явлений окружающего мира, но и воспитанию наблюдательности, самостоятельности, других важных качеств личности.
Экологические проблемы и необходимость их преодоления породили новое направление в образовании - экологическое: всем необходимо понимать, как человек связан с природой и как зависит от нее, какие в природе существуют закономерности и почему человечество не имеет права их игнорировать. Три последних десятилетия - это период становления экологического образовательного пространства. Это период выработки новых понятий: "экологическое сознание", "экологическое мышление", "экологическая культура", "непрерывное экологическое образование", и многих других, в том числе и понятия "экологическое воспитание дошкольников". 
Составные экологической культуры дошкольника - это представления о природе и их экологическая направленность, умение использовать их в реальной жизни, поведении, разнообразной деятельности в природе и отношении к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни.
Кем бы ни стал ребенок в будущем, он должен хорошо понимать свою роль в окружающем мире, осознавать последствия своих действий, иметь представление о законах природы. А это, в свою очередь, актуализирует разработку содержания и методики экологического воспитания дошкольников.
Значение экологического воспитания ребенка для его будущей   жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов экологического воспитания в детском саду.
          С младшей группы детей нужно и важно приучать пользоваться общепринятыми определениями характерных свойств, признаков предметов и явлений. Формирование представлений у младших дошкольников о растениях и животных -  важное условие воспитания бережного отношения к природе, к людям.
           Одним из эффективных и наиболее интересных для детей средством экологического воспитания является дидактические игры. Они направлены на решение конкретных задач обучения дошкольников, но в тоже время они имеют также большое воспитательное значение. Использование дидактических игр является неотъемлемой частью многосторонней работы по ознакомлению дошкольников с растительным и животным миром, и воспитанию бережного отношения к природе.  Следовательно, такие игры имеют огромное значение для развития ребенка в целом.
       На сегодняшний день установлены функции дидактических игр, выявлены особенности дидактических игр, разработано содержание игр, методы и приемы руководства ими со стороны педагога.
      Будучи игрой с готовым содержанием и правилами, дидактическая игра организует деятельность детей, их взаимоотношения, указывая детям   определенный способ действия, влияет на развитие самостоятельности, активности, выдержки, целеустремленности. Усвоение правил и подчинение им вырабатывают у детей умение действовать в соответствии с определенными нормами поведения, воспитывают положительное отношение к этим нормам. Дидактические игры можно проводить с детьми как коллективно, так и индивидуально, усложняя их с учетом возраста детей. Дидактические игры проводят в часы досуга, на занятиях и прогулках.  
Именно поэтому дидактическая игра может быть ценным средством экологического воспитания дошкольников.  
          Дидактические игры экологического содержания расширяют представления детей о взаимодействии человека и природы, деятельности людей в природе, взаимосвязях, существующих в природе. Игры также способствуют воспитанию эмоционально-ценностного отношения к природе, выработке навыков культуры поведения и деятельности в окружающей природной среде.
В экологическом воспитании дошкольников широко используются разнообразные дидактические игры: с предметами (картинками), настольно-печатные и словесные.
Дидактические игры с предметами и картинками разнообразны по насыщенности игровыми атрибутами. В качестве дидактических материалов можно использовать игрушки-аналоги (резиновые, мягкие, пластмассовые прообразы растений и животных), разрезные картинки, а также реальные объекты природы (кошка, собака, рыбка, овощи, фрукты, шишки и др.). Во время игры с предметами и картинками у взрослых появляется возможность решать различные воспитательно-образовательные задачи: в непринужденной форме расширять и уточнять представления детей об отличительных особенностях живой и неживой природы на основе выделения их существенных признаков, воспитывать осознанно-правильное отношение к явлениям и объектам природы ближайшего окружения.
    Настольно-печатные игры различны по содержанию, обучающим задачам и оформлению. Они помогают уточнить и расширить представления детей о мире природы, систематизировать основы экологических представлений, развивать осознанное отношение ребенка- дошкольника к окружающей природной среде. Среди настольно-печатных игр для дошкольников наиболее распространенными   являются лото («Зоологическое лото», «Цветут цветы», «Растения леса» и др.), где принцип тождественности реализуется через подбор соответствующих картинок; домино («Овощи», «Фрукты», «Грибы» и др.), где принцип парности осуществляется подбором картинок; складных кубиков, на которых изображены объекты или явления природы, разделенные на несколько частей.
 Словесные игры отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе имеющихся представлений и без опоры на наглядность. Поэтому словесные игры проводятся в основном с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. Сделать экологическое образование понятным для дошкольников помогут сюжетно-дидактические игры. В данных играх («Лесная аптека», «Цветочный магазин», «Ярмарка» и др.) моделируются реальные жизненные ситуации, которые ребенок реализует посредством выполнения определенной игровой роли. Соединение учебно-игровой задачи и реальной действительности эффективно влияет на усвоение детьми основных экологических понятий, овладение ими элементарной природоохранной деятельностью, формирование осознанно правильного отношения к природе.
Дидактические игры можно классифицировать по характеру игровых действий:
  • игры-путешествия;
  • игры-предположения;
  • игры-поручения;
  • игры-загадки;
  • игры-беседы;
  • подвижно-дидактические игры.
  • Цель игры-путешествия – усилить впечатление, обратив внимание детей на то, что находится рядом, но не замечается ими. Игра-путешествие отражает реальные факты и события, но обычное раскрывает через необычное, простое – через загадочное, трудное – через преодолимое. В этой игре используются многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение способов ее решения, иногда разработка маршрутов путешествия, поэтапное решение, задач, радость от ее решения. В состав игры могут входить подарки, песни, загадки, и многое другое. Сюда можно отнести такие игры, как «Путешествие в сказочный лес», «Наш поезд едет в Далекую страну», и др.
  • Игры-поручения имеют те же структурные элементы, что и игры-путешествия, но по содержанию они проще, а по продолжительности короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения. Игровая задача и игровые действия в них основаны на предложении что-то сделать: «Собери в корзиночку все овощи», «Разложи картинки домашних животных», «Достань из мешочка морковь».
  • Игры-предположения «Что было бы...?», «Что бы я сделал…?», и др. Дидактическое содержание игры заключается в том, что перед детьми ставится задача и создается ситуация, требующая осмысления последующего действия. Игровая задача заложена в самом названии, а игровые действия определяются задачей и требуют от детей целесообразного предполагаемого действия в соответствии или с поставленными условиями созданными обстоятельствами.
  • Игры-загадки – в основе этих игр лежит принцип загадывания и отгадывания загадок, игры могут быть самыми разнообразными по содержанию и организации. Как известно, содержанием загадок является окружающая действительность: социальные и природные явления, предметы труда и быта, растительный и животный мир. Особенностью загадок является логическая задача. Способы построения логических задач различны, но все они активизируют умственную деятельность ребенка. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы. («Отгадай загадку – покажи отгадку», «Найди, где спрятано», «Сундучок с секретом» и другие).
  • Игры-беседы - основа игр общение педагога с детьми, детей с педагогом и детей друг с другом. Это общение имеет особый характер игрового обучения и игровой деятельности детей. В игре-беседе педагог часто идет не от себя, а от близкого детям персонажа и тем самым не только сохраняет игровое общение, но и усиливает радость его, желание повторить игру. Воспитательно-обучающее значение заключено в содержании сюжета – темы игры, познавательное содержание игры не лежит «на поверхности»: его нужно найти, добыть – сделать открытие и в результате что-то узнать. Сюда можно отнести такие игры, как «Сядем рядком да поговорим ладком», «У нас в гостях Незнайка», «Расскажи о себе», «Что случилось с нами...», «Как ты провел выходные», «Где бывали, что видали» и др.
  • Подвижно-дидактические игры содержат в себе три вида задач: обучающую, игровую, задачу физического воспитания. В ходе таких игр решаются задачи по развитию у ребят физических качеств и умений, а также происходит закрепление материала, полученного на других занятиях - «К названному дереву беги», «Секрет», «Путешествие», «Отгадай загадку – покажи отгадку» и другие.
       По утверждению Ушинского К. Д, в игре ребенок «живет» и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни. В игре ребенок учиться подчинять свое поведение правилам игры, познает правила общения с людьми, развивает свои умственные способности и познавательные интересы, которые особенно важны для успешного обучения в школе. Игра для ребенка — это серьезное занятие.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»