Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Особенности изучения отношения родителей к проблеме
психологической готовности детей к школе

Быстрова Марина Евгеньевна,
воспитатель ГБДОУ детский сад № 32
Василеостровского района Санкт-Петербурга
 
Введение............................................................................................................................................................................. 6
Глава 1. Теоретическое обоснование психолого-педагогической готовности
к обучению в школе.......................................................................................................................................................... 4
  1. Проблемы психолого-педагогической готовности к обучению в школе.............................................. 4
    1. Психолого - педагогическая характеристика ребёнка 6-7 лет................................................................... 5
    2. Методы и приёмы работы с родителями по проблемам готовности детей
к обучению в школе.......................................................................................................................................................... 7
Глава 2. Изучение отношения родителей к психологической готовности детей
к обучению в школе ......................................................................................................................................................... 9
  1. Организация и методы исследования............................................................................................................. 9
  2. Анализ результатов исследования.............................................................................................................     13
  3. Содержание работы по формированию готовности родителей к обучению
детей в школе.................................................................................................................................................................. 16
Заключение.....................................................................................................................................................................   19
Список литературы......................................................................................................................................................... 20
Подпись: 21Приложение
 
Актуальность. Начало школьного обучения - это закономерный этап на жизненном пути ребенка, принятие новой социальной роли. От того, как будут сформированы учебно-значимые навыки, насколько ребенок будет психологически готов к школе, зависит весь процесс дальнейшего обучения. Очень важно к этой проблеме подходить комплексно, то есть стараться корректировать все сферы жизнедеятельности ребенка, что включает в себя не только развитие интеллектуального уровня, но и режим дня, досуги, занятия.
В своей работе мы опирались на работы отечественных учёных, целью которых является изучение проблемы подготовки детей к школьному обучению: В.В. Давыдов, Р Я. Гузман, В.В. Рубцов, Г.А. Цукерман, и др. Проблемами диагностирования детей поступающих в школу, занимались Л. А. Венгер, В.В. Холмлвская, Д Б. Эльконин и др.
Цель исследования:                      изучить особенности отношения родителей к
психологической готовности детей к школе
Объект исследования: психологическая готовность к школьному обучению
Предмет исследования: особенности отношения родителей к готовности детей к
школе
Задачи:
  1. Анализ литературы по проблеме исследования;
  2. Дать теоретическое обоснование психологической готовности к обучению в
школе;
  1. Провести практическую работу по изучению отношения родителей к психологической готовности детей к школе;
  2. Проанализировать результаты исследования;
  3. Разработать содержание работы по формированию готовности родителей к обучению детей в школе.
Методы исследования: беседа, опрос, тестирование
База исследования: ГБ ДОУ  д /с № 32  В.О р-на
 
Глава I. Теоретическое обоснование психолого-педагогической готовности к обучению в школе
  1. Проблемы психолого-педагогической готовности к обучению в школе
Поступление в школу знаменует собой смену социальной позиции ребенка - дошкольника, трансформацию всей социальной ситуации его развития.
На основе обобщения теоретических подходов к решению проблемы психолого­педагогической готовности к школе можно выделить ряд ее признаков:
  1. Сильное желание учиться и посещать школу (созревание учебного мотива).
  2. Достаточно широкий круг знаний об окружающем мире.
  3. Способность к выполнению основных мыслительных операций.
  4. Достижение определенного уровня физической и психологической выносливости.
  5. Развитие интеллектуальных, моральных и эстетических чувств.
  6. Определенный уровень речевого и коммуникативного развития.
В контексте коммуникативного развития ребенок должен обладать рядом навыков:
  • уметь вступать в контакт;
  • соблюдать нормы и обычаи, принятые в школе;
  • быть дисциплинированным.
Итак, психологическая готовность к обучению в школе формируется у ребенка на протяжении всего дошкольного детства и является комплексным структурным образованием, включающим три тесно взаимосвязанных аспекта: физиологический, личностный (социально-психологический) и психологический.
 
  1. Психолого-педагогическая характеристика ребенка 6-7 лет
Особенности возрастного этапа 6—7 лет проявляются в прогрессивных изменениях во всех сферах, начиная от совершенствования психофизиологических функций и заканчивая возникновением сложных личностных новообразований.
Сенсорное развитие старшего дошкольника характеризуется совершенствованием его ориентировки во внешних свойствах и отношениях предметов и явлений, в простран­стве и времени. Особую роль в развитии восприятия в старшем дошкольном возрасте играет переход от использования предметных образов к сенсорным эталонам — общепринятым представлениям об основных разновидностях свойств и отношений
Формирование новых способов умственных действий в значительной степени опирается на освоение определенных действий с внешними предметами, которыми ребенок овладевает в процессе развития и обучения. Дошкольный возраст представляет наиболее благоприятные возможности для развития различных форм образного мышления.
Дошкольный возраст характеризуется интенсивным развитием способности к запоминанию и воспроизведению. Одним из главных достижений старшего дошкольника является развитие произвольного запоминания. Важной особенностью этого возраста является и то обстоятельство, что перед ребенком в 6-7 лет может быть поставлена цель, направленная на запоминание определенного материала. Таким образом, к 6-7 годам структура памяти претерпевает существенные изменения, связанные со значительным развитием произвольных форм запоминания и припоминания .
Внимание дошкольника еще носит непроизвольный характер. Состояние повышенного внимания связано с ориентировкой во внешней среде, эмоциональным отношением к ней. С возрастом значительно возрастают концентрация, объем и устойчивость внимания, складываются элементы произвольности в управлении вниманием на основе развития планирующей функции речи и познавательных процессов.
Воображение постепенно приобретает произвольный характер: ребенок умеет создать замысел, спланировать его и реализовать. Большой скачок в его развитии обеспечивает игра, необходимым условием которой является наличие замещающей деятельности и наличие предметов-заместителей. Ребенок осваивает приемы и средства создания образов.
К концу дошкольного детства эмоциональная сфера ребенка изменяется — чувства становятся более осознанными, обобщенными, разумными, произвольными,
 
внеситуативными; формируются высшие чувства — нравственные, интеллектуальные, эстетические, которые у шестилетних детей нередко становятся мотивом поведения .
Для семилетнего ребенка, переживающего кризис семи лет, по мнению Л.С. Выготского, в большей мере характерны манерность, вертлявость, некоторая натянутость, немотивированное паясничание, что связано с утратой детской непосредственности, наивности и возрастанием произвольности, усложнением эмоций, обобщением пережи­вания («интеллектуализация аффекта»).
Развитие воли ребенка, тесно связано с происходящим в дошкольном возрасте, изменением мотивов поведения, формированием соподчинения мотивов, придающего общую направленность поведению ребенка, являющимися, в свою очередь, одним из основных психологических новообразований дошкольного возраста. Принятие наиболее значимого на данный момент мотива является основой, позволяющей ребенку идти к намеченной цели, оставляя без внимания ситуативно возникающие желания. В этом воз­расте одним из наиболее действенных в плане мобилизации волевых усилий мотивов является оценка действий значимым взрослым.
Необходимо отметить, что к старшему дошкольному возрасту происходит интенсивное развитие познавательной мотивации: непосредственная впечатлительность ребенка снижается, в то же время старший дошкольник становится все более активным в поиске новой информации.
Становление мотивационной сферы, соподчинение, развитие познавательной мотивации, определенного отношения к школе теснейшим образом связаны с развитием самосознания ребенка, переходом его на новый уровень, с изменением его отношения к себе; у ребенка появляется осознание своего социального «Я». Возникновение этого новообразования в значительной степени определяет как поведение, деятельность ребенка, так и всю систему отношений его к действительности, в том числе к школе, взрослым и т. д.
Поступление в школу знаменует перелом в социальной ситуации развитии ребенка. Став школьником, ребенок получает новые права и обязанности и впервые начинает заниматься общественно значимой деятельностью, от уровня выполнения которой зависит его место среди окружающих и его взаимоотношения с ними.
6
  1. Методы и приёмы работы с родителями по проблемам готовности детей к обучению в школе
Содержание работы с родителями должно охватывать широкий круг вопросов, освещать все стороны развития и воспитания ребенка. Одним из главных условий всестороннего формирования личности является обеспечение нормального физического развития. Родители должны знать, что нужно делать для того, чтобы сохранить и укрепить здоровье ребенка, развить его силу и выносливость, физические способности, повысить сопротивляемость его организма болезням.
Формы работы дошкольных учреждений с родителями разнообразны: живое слово, показ воспитательной работы, организация выставок, педагогических библиотечек, привлечение родителей к активному участию в жизни детского сада и др. Ведется эта работа в двух направлениях: индивидуально и с коллективом родителей
Индивидуальные формы работы с родителями — это беседы, консультации, поручения родителям и т. п. Для коллектива родителей организуются общие консультации, групповые и общие родительские собрания, конференции, выставки, лекции, кружки; оформляются информационные и тематические стенды, фотомонтажи; вечера вопросов и ответов, встречи за круглым столом и т. д.
Общаясь с родителями индивидуально, воспитатель получает возможность установить с ними отношения, основанные на взаимном уважении, наметить пути действенной помощи семье, дать родителям конкретные советы.
Большую пользу в педагогическом просвещении родителей оказывает собранная в детском саду -библиотечка. За время пребывания ребенка в дошкольном учреждении родители могут прочитать много педагогической литературы, причем воспитатель имеет возможность руководить их чтением и направлять его.
Большие возможности раскрывает работа с коллективом родителей — широкая педагогическая информация, обмен опытом, привлечение родителей к участию в жизни детского сада. Исходя из плана работы, индивидуальных бесед с родителями, наблюдений за поведением детей в группе, воспитатель подбирает материал для коллективных бесед- консультаций, групповых и общих родительских собраний
Основная форма работы с коллективом родителей — групповое родительское собрание,   которое обычно                                      проводится                                             раз                                    в                     квартал.
На этих собраниях родителей систематически знакомят с целями и задачами, формами и методами воспитания детей данной возрастной группы в детском саду и семье. Это может быть доклад или информация воспитателя, врача, музыкального работника, заведующего. Подводятся итоги работы за определенный период. Тематика педагогических бесед и
 
докладов на групповых собраниях определяется воспитателем в соответствии с годовым планом работы детского сада. При этом учитываются также интересы и пожелания родителей.
Особое место в пропаганде педагогических знаний занимает организация уголков для родителей. Творческое использование этой формы работы позволяет широко знакомить родителей с вопросами воспитания детей.
Действенной формой педагогической пропаганды является специально подготовленное посещение детского сада родителями. Дни открытых дверей — не только средство удовлетворения естественного интереса к тому, как живут дети в детском саду. Это, прежде всего способ познакомить родителей с условиями, содержанием, методами и приемами воспитательно-образовательной работы, а также преодолеть иногда очень стойкое у части родителей поверхностное мнение о роли детского сада в жизни и воспитании ребенка. Знакомство с организацией педагогического процесса, с приемами работы воспитателя, его манерой общения с детьми может многому научить родителей
 
Глава II. Изучение отношения родителей к психологической готовности детей к школе
2.1 Организация и методы исследования
Цель исследования:                    выявление особенностей отношения родителей к
психологической готовности детей к школе
  1. .Провести выборку детей для исследования;
2.Отобрать методы диагностики согласно цели исследования;
  1. Провести диагностику;
  2. Проанализировать результаты исследования;
  3. Разработать рекомендации для родителей.
Изучение отношения родителей к психологической готовности детей к школе было проведено на базе ГБ ДОУ д/с №>32 .
В исследовании приняли участие 15 детей подготовительной группы, в возрасте 6-7 лет и 15 родителей данных детей, в возрасте от 27 до 30 лет.
Для диагностики детей были выбраны методики:
1 .Методика «Домик»
Цель: выявить умение ребенка ориентироваться в своей работе на образец, умение точно скопировать его, выявляет особенности развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки;
  1. Методика «Последовательность событий»
Цель: исследования развития логического мышления, речи и способности к обобщению;
Для диагностики родителей были выбраны методики:
1 .Методика «Шкала тревоги и тревожности Спилбергера»
Цель: измерить тревожность и как личностное свойство, и как состояние;
2. Тест для родителей «Готовы ли мы отдать своего ребенка в школу?» Н.Н. Серова Цель: определение готовности родителей к переходу ребёнка в школу.
Описание методик:
I.Методика «Домик»
Методика представляет собой задание на срисовывание картинки, изображающей домик, отдельные детали которого составлены из элементов прописных букв (Н.И. Гуткина).
Методика рассчитана на детей 5,5—10 лет; имеет клинический характер и не предполагает получение нормативных показателей.
Инструкция испытуемому: "Перед тобой лежит лист бумаги и карандаш. На этом листе я прошу тебя нарисовать точно такую картинку, какую ты видишь на этом рисунке (перед испытуемым кладется листок с "Домиком"). Не торопись, будь внимателен, постарайся, чтобы твой рисунок был точно такой же, как этот, на образце. Если ты что-то не так нарисуешь, то стирать резинкой или пальцем ничего нельзя (необходимо проследить, чтобы у испытуемого не было резинки), а надо поверх неправильного или рядом нарисовать правильно. Тебе понятно задание? Тогда приступай к работе".
По ходу работы ребенка необходимо зафиксировать: 1) какой рукой он рисует (правой или левой); 2) как он работает с образцом: часто ли смотрит на него, проводит ли воздушные линии над рисунком-образцом, повторяющие контуры картинки, сверяет ли сделанное с образцом или, мельком взглянув на него, рисует по памяти; 3) быстро или медленно проводит линии; 4) отвлекается ли во время работы; 5) высказывания и вопросы во время рисования; 6) сверяет ли испытуемый после окончания работы свой рисунок с образцом. Когда ребенок сообщает об окончании работы, ему надо предложить проверить, все ли у него верно. Если он увидит неточности в своем рисунке, он может их исправить, но это должно быть зарегистрировано экспериментатором.
Обработка экспериментального материала проводится путем качественного анализа ошибок. Ошибками считаются:
а)   отсутствие какой-либо детали рисунка;
б)   искажение пропорций рисунка: изменение относительных размеров деталей рисунка;
в)    увеличение всего рисунка более чем в два раза;
г)    неправильно изображенный элемент рисунка;
д)    неправильное расположение деталей в пространстве рисунка;
е)    отклонение прямых линий более чем на 30° от заданного направления;
ж)    разрывы между линиями в тех местах, где они должны быть соединены;
з)     "залезание" линий одна за другую.
При анализе детского рисунка необходимо обратить внимание на характер линий: очень жирные или "лохматые" линии могут свидетельствовать согласно имеющейся по этому вопросу литературе о тревожности ребенка. Но вывод о тревожности ни в коем случае нельзя делать на основании одного лишь рисунка. Возникшее подозрение необходимо проверить специальными экспериментальными методами по определению тревожности.
Уровни развития:               —                                                                                                               ..........
8-9 ошибок - низкий уровень;
4-7 ошибок - средний уровень
0-3 ошибки - высокий уровень.
2.Методика «Последовательность событий»
Методика предложена А.Н. Бернштейном, но инструкция и порядок ее проведения несколько изменены.
В качестве экспериментального материала используются три сюжетные картинки, предъявляемые испытуемому в неправильной последовательности. Ребенок должен понять сюжет, выстроить правильную последовательность событий и составить по картинкам рассказ, что невозможно без достаточного развития логического мышления и способности к обобщению. Устный рассказ показывает уровень развития речи будущего первоклассника: как он строит фразы, свободно ли владеет языком, каков его словарный запас ит. д.
Инструкция испытуемому: "Посмотри, перед тобой лежат картинки, на которых нарисовано какое-то событие. Порядок картинок перепутан, и тебе надо догадаться, как их поменять местами, чтобы стало ясно, что нарисовал художник. Подумай, переложи картинки, как ты считаешь нужным, а потом составь по ним рассказ о том событии, которое здесь изображено".
Задание состоит из двух частей:
  1. выкладывание последовательности картинок;
  2. устный рассказ по ним.
Бывают случаи, когда при неправильно найденной последовательности рисунков испытуемый, тем не менее, сочиняет логичную версию рассказа. Такое выполнение задания рассматривается как хорошее.
Если испытуемый правильно нашел последовательность, но не смог составить хорошего рассказа, то желательно задать ему несколько вопросов, чтобы уточнить причину затруднения. Так ребенок может интуитивно понимать смысл нарисованного на картинках, но ему не хватает конкретных знаний для объяснения того, что он видит. Бывает, что будущему первокласснику не хватает словарного запаса для объяснения, происходящего на рисунках. Точные вопросы экспериментатора позволяют понять причину плохого рассказа. Составление рассказа с помощью наводящих вопросов расценивается как выполнение задания на среднем уровне. Если испытуемый правильно нашел последовательность, но не смог составить рассказа даже с помощью наводящих вопросов, то такое выполнение задания рассматривается как неудовлетворительное. (Особо следует рассматривать случаи, когда молчание ребенка обусловливается личностными причинами: страх общения с незнакомыми людьми, боязнь допустить
ошибку, ярко выраженная неуверенность в себе и т. д.)
Считается, что испытуемый не справился с заданием, если:
  1. не смог найти последовательность картинок и отказался от рассказа;
  2. по найденной им самим последовательности картинок составил нелогичный рассказ;
  3. составленная испытуемым последовательность не соответствует рассказу (за исключением тех случаев, когда ребенок после наводящего вопроса взрослого меняет последовательность на соответствующую рассказу);
  4. каждая картинка рассказывается отдельно, сама по себе, не связанно с остальными — в результате не получается рассказа;
  5. на каждом рисунке просто перечисляются отдельные предметы.
Уровни развития:
4-5 ошибок - низкий уровень;
1-3 ошибки - средний уровень;
О ошибок - высокий уровень.
  1. Методика «Шкала тревоги и тревожности Спилбергера»
Шкалы тревоги и тревожности Спилбергера
Единственной методикой, позволяющей дифференцировано измерять тревожность и как личностное свойство, и как состояние является методика, предложенная Ч. Д. Спилбергером. На русском языке его шкала была адаптирована Ю. Л. Ханиным.
Инструкция: Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных и неправильных ответов нет (текст методики см.в приложении 1).
Обработка результатов. При анализе результатов самооценки надо иметь в виду, что общий итоговый показатель по каждой из подшкал может находиться в диапазоне от 20 до 80 баллов. При этом, чем выше итоговый показатель, тем выше уровень тревожности (ситуативной или личностной).
до 30 баллов - низкая,
31-44 балла - умеренная;
45 и более высокая.
  1. Тест для родителей "Готовы ли мы отдать своего ребенка в школу?" Н.Н. Серова
Инструкция: Занесите свои ответы в таблицу: если Вы согласны с утверждением,
поставьте крестик после косой черты, если не согласны - оставьте клетку пустой.
Обработка результатов. Подсчитайте, сколько крестиков оказалось в каждом столбце и какова их общая сумма. Если общий показатель принимает значение: до 4 баллов - это означает, что у Вас есть все основания оптимистично ждать 1 сентября, по крайней мере. Вы сами вполне готовы к школьной жизни Вашего ребенка; 5-10 баллов - лучше подготовиться к возможным трудностям заранее; 10 баллов и больше - было бы неплохо посоветоваться с детским педагогом-психологом.
А теперь обратите внимание на то, в каких столбцах получено 2 или 3 крестика.
  1. - необходимо больше заниматься играми и заданиями, развивающими память, внимание, тонкую моторику;
  2. - нужно обратить внимание на то, умеет ли Ваш ребенок общаться с другими детьми;
  3. - предвидятся сложности, связанные со здоровьем ребенка, но еще есть время заняться закаливанием и общеукрепляющими упражнениями;
  4. - есть опасения, что ребенок не найдет контакта с учителем, надо обратить внимание на сюжетные игры;
  5. - ребенок слишком привязан к матери, может быть, стоит отдать его в малочисленный класс или вообще отложить школу на год
2.2.Анализ результатов исследования
Была проведена диагностика психологической готовности детей к школе, полученные результаты занесены в таблицу 1.
Таблица 1
Имя ребёнка Методика "Домик" Методика
"Последовательность
событий"
Уровень готовности к школе
Кол-во
ошибок
Уровень Кол-во
ошибок
Уровень
1.Кирилл Б. 4 С 2 С С
2. Ангелина Ж. 9 н 3 С н
3. Артем С. 8 н 2 с н
4. Алёна У. 6 с 1 с с
5. Екатерина П. 2 В 0 в в
6. Владимир Г. 9 н 3 с н
7. Артем Г. 3 В 0 в в
8. Алексей К. 3 в 0 в в
9. Богдан Л. 2 в 0 в в
10. Юлия П. 8 н 2 с н
11. Софья П. 7 с 1 с с
12. Ксения Т. 1 в 0 в в
13. ИраК. 3 в 0 в в
14. Настя Ф. 3 в 0 в в
15. Вероника Н. 2 в 0 в в
 
 
 

 
Обозначения таблицы: В - высокий уровень, С - средний, Н - низкий Из таблицы 1 видно, что умение детей ориентироваться в своей работе на образец, умение точно скопировать его, выявляет особенности развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки находится на низком уровне у 4 детей, на среднем уровне у 3 детей, на высоком уровне у 8 детей. Развитие логического мышления, речи и способности к обобщению на среднем уровне у 7 детей, на высоком уровне у 8 детей, дети с низким уровнем не выявлены.
Таким образом, уровень готовности к школе у 4 детей находится на низком уровне, у 3 детей на среднем, у 8 детей на высоком.
Проведём исследование родителей. Полученные результаты мы представили в виде таблицы №2.
Таблица 2
Уровни ситуативной и личностной тревожности родителей
Имя Отчество родителей Методика 1 Общий
уровень
тревожности
Методика
2
 
баллы Уровень
СТ
баллы Уровень
ЛТ
 
баллы уровень  
1. Лариса Валерьевна 33 У 4 н У 5 С  
2. Нина Владимировна 46 В 53 в В 10 н  
3. Ольга Сергеевна 50 в 48 в в 12 н  
4. Светлана Леонидовна 29 н 10 н н 3 в  
5. Наталья Витальевна 25 н 6 н н 4 в  
6. Мария Александровна 48 в 60 в в 11 н  
7. Ирина Анатольевна 55 в 58 в в 14 н  
8. Андрей Николаевич 27 н 4 н н 1 в  
9. Светлана Николаевна 22 н 3 н н 2 в  
10. Ольга Анатольевна 46 в 54 в в 10 н  
11. Антонина Владимировна 30 н 5 н н 4 в  
12. Вера Михайловна 35 У 4 н У 6 с  
13. Галина Николаевна 20 н 8 н н 3 в  
14. Марина Алексеевна 23 н 11 н н 2 в  
15. Ирина Васильевна 38 в 7 н в 11 н  
 
Обозначения таблицы: В - высокий уровень, У - умеренный, Н - низкий уровень
 
 

 
Из таблицы 2 видно, что высокий уровень тревожности отмечается у 6 родителей, умеренный у 2 родителей, низкий у 7 человек. Изучение готовности родителей отдать ребёнка в школу определило следующее: 6 родителей не готовы к обучению ребёнка в школе, 2 родителя со средней готовностью, 7 родителей с высокой готовностью.
 
 
 
 
 
 
 
Для сравнительного анализа сопоставим данные таблиц 1 и 2 в таблице №3: Сравнительный анализ особенностей отношения родителей к психологической
Таблица 3.
готовности детей к школе
Имя ребёнка Уровень
готовности
детей
И. О. родителей Общий
уровень
тревожности
Уровень
готовности
родителей
1.Кирилл Б. С 1 .Лариса Валерьевна У С
2. Ангелина Ж. Н 2. Нина Владимировна В н
3. Артем С. н 3. Ольга Сергеевна в н
4. Алёна У. с 4. Светлана Леонидовна н в
5. Екатерина П. в 5. Наталья Витальевна н в
6. Владимир Г. н 6. Мария Александровна в н
7. Артем Г.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»