Приемы эффективного общения с родителями
Олейник Людмила Ивановна,
воспитатель ГБДОУ № 24
Кировского района Санкт-Петербурга
воспитатель ГБДОУ № 24
Кировского района Санкт-Петербурга
Чтобы узнать ребенка, надо хорошо узнать его семью
В.А.Сухомлинский
Работа с семьей – это ежедневный, кропотливый труд. Воспитателю необходимо учитывать современный подход в работе с семьей. Обучать родителей приемами эффективного взаимодействия с ребенком с целью сохранения его здоровья и создание в семье здорового нравственно-психологического климата. Главная тенденция – обучать родителей самостоятельному решению жизненных задач. И это требует от воспитателей определенные усилия. И воспитатель, и родитель – взрослые люди, которые имеют свои психологические особенности, возрастные и индивидуальные черты, свой жизненный опыт и собственное видение проблем. Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Они стремятся анализировать собственный опыт, и опыт других семей. Создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, заинтересованность воспитателя разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь – главный ключ во взаимоотношениях педагога с родителями. Основная цель всех видов форм взаимодействия воспитателя с семьей – установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду. Задачи, которые ставит перед собой педагог для эффективного общения с родителями: • Повышение педагогической культуры родителей • Приобщение родителей к участию в жизни детского сада • Изучение семьи и установление контактов с ее членами для согласования воспитательных взаимодействий на ребенка. Беседуя с родителями очень важно показать свою заинтересованность, спокойно, иногда с юмором проводить конструктивную беседу. Родители более отзывчивы, когда видят компетентного воспитателя, его отзывчивость и доброту. Это чувствуется и во взаимоотношениях с детьми. Они с радостью идут в детский сад, делятся своими впечатлениями, рады видеть воспитателя и своих друзей. Самое важное для ребенка общение. Они видят, как воспитатель доброжелательно разговаривает с папой и мамой, спокойно идут в группу, а в вечернее время не хотят покидать детский сад. Родителей это радует. Находясь в постоянном взаимодействии с родителями, общаясь с родителями, чувствует ситуацию, настроение папы и мамы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать. Ведь родителям нужна поддержка, помощь и добрый совет. В работе с родителями воспитатель использует разные подходы: - индивидуальный (учитывая индивидуальные особенности ребенка, быть с ним рядом, понимать его желания, потребности, иногда и требования); - личностно-ориентированный (создание комфортных и безопасных условий для детей, понимать желания и требования родителей, где в центре стоит учет личностных особенностей ребенка). Исходя из вышесказанного, можно вывести несколько позитивных правил общения воспитателя с родителями: - открытость воспитателя, его доброе отношение к ребенку ведут к пониманию между педагогом и родителями; - принимая другого человека как себя, педагог не сможет быть закрытым и агрессивным; - не критиковать и не осуждать родителей, что не вызовет раздражение и негативную реакцию со стороны родителей; - проявляя эмпатию, и чуткость к разговоре с родителями, педагог всегда получит обратную связь со стороны родителей, к открытому разговору; - терпеливо слушать родителей, дайте возможность высказаться по всем вопросам; - заинтересованность и искренность в отношениях с родителями воспитанника никогда не позволят воспитателю где-то между делом, пробегая мимо родителей, решить какие-либо вопросы. - позитивное взаимодействие с родителями изо дня в день воспитывает потребность делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать. В настоящее время педагог прекрасно понимает, что мало обладать коммуникативными умениями, компетентностью в педагогических вопросах, необходимо, и важно привлекать родителей к участию в работе детского сада и группы. Для привлечения родителей к активному участию в жизни детского сада и группы используются разные методы, приемы, формы работы: • - лекция, консультация, родительские собрания; • - социально-педагогические тренинги (по эффективности общения с ребенком); • - совместные ролевые игры; • - совместные действия (отдых, труд); • - групповая дискуссия, конференции, круглый стол; • - совместные праздники, семейные традиции; • - совместные прогулки и экскурсии; • - фотовыставки, фотомонтаж; • - выставка семейных реликвий; • - анкетирование. Каждая встреча с семьей должна заканчиваться конструктивными рекомендациями для родителей и самого ребенка. Необходимо помнить всегда, что любой родитель хочет слышать не только плохое, но и хорошее, дающее шанс на будущее. . Вывод: «Мы вместе, каждый со своей стороны и используя свои ресурсы, помогаем ребенку реализовывать его потенциал». Желаю удачи во взаимодействии с родителями! Май, 2018г. В.А.Сухомлинский