Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Кинезиология как эффективный метод коррекции
речевого развития детей с ограниченными
возможностями здоровья

Серкунова Клара Рауфовна,
учитель-логопед,
Санкт-Петербург 
С каждым годом в дошкольных образовательных учреждениях увеличивается количество детей с нарушениями речи в той или иной степени. Дефицит речевых средств создает проблемы в адаптации, общении и социализации ребенка. В связи с этим у дошкольников в будущем возникают трудности в процессе усвоения ими школьных программ и адаптации к школе.
Изучая научные труды нейрофизиологов, кинезиологов  становится ясным, что главным в возникновении речевых нарушений у детей являются нарушения функциональной асимметрии коры больших полушарий головного мозга и их межполушарного взаимодействия.
Одной из причин вышеизложенного является «координационная неспособность» к обучению, т.е. неспособность правого и левого полушарий к интеграции. Какое либо нарушение развития в детском возрасте затрагивает двигательную сферу, поэтому сформированность, артикуляционной, пальчиковой и общей моторики является важнейшим показателем общего физического состояния ребёнка. Отсюда следует, что развивающую работу с детьми в дошкольном возрасте необходимо направить от движения к мышлению, но не наоборот.
Кинезиология актуальна для всех детей с нарушениями речи. Современной наукой доказано, систематическое использование кинезиологических  упражнений с детьми, имеющими мозговые дисфункции, задержку либо  нарушение психического развития, приводят к  уменьшению степени агрессивности, улучшению психоэмоционального состояния, к стойкому увеличению продуктивности, объёма и устойчивости внимания, аналитико-синтетической способности, т.е.  способности к обобщениям и умозаключениям, восстановлению нарушенных межполушарных связей. При всем этом совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы.
Педагогам рекомендуется широко использовать в работе с детьми, имеющие речевые нарушения, комплексы упражнений, стимулирующие активность головного мозга. Основным требованием к квалифицированному использованию специальных кинезиологических комплексов является точное выполнение движений и приемов. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения.
Учеными выявлено, чем более интенсивна нагрузка, тем значительнее происходят изменения. Кинезиологические упражнения рекомендуется включать в непосредственно образовательную деятельность, а так же использовать в свободное от занятий время на индивидуальных либо подгрупповых занятиях. Со временем необходимо увеличивать время и сложность кинезиологических упражнений. У детей необходимо формировать навыки выполнять движения по очереди сначала правой рукой, затем левой, затем двумя руками вместе. При затруднениях рекомендуется ребенку помогать себе командами, т.е. оречевлять свои действия («заяц-коза-вилка» или «ухо-нос» и т.д.). Продолжительность занятий будет зависеть от возраста детей и составлять от 5 до 15 минут за один период. Упражнения станут наиболее эффективными, если их связать с интересным сюжетом, используя  при этом игровые ситуации.  Так как дети очень любят стихи, большую часть материала рекомендуется предлагать детям в стихотворной форме. Ритм стихов способствует развитию речевого дыхания, координации и произвольной моторики, речеслуховой памяти при этом включаются слуховой, речевой и кинестетический анализаторы.
В комплекс кинезиологических упражнений следует включать дыхательные, глазодвигательные упражнения, упражнения для развития крупной и мелкой моторики, упражнения на релаксацию. Стоит отметить, движения необходимо постепенно усложнять и увеличивать их частоту. Необходимо создавать  эмоционально доброжелательную,  комфортную обстановку во время занятий, включая  спокойную музыку. По исследованиям ученых кинезиологические упражнения дают как немедленный, так и кумулятивный, т.е. накапливающий эффект.
Результативность упражнений будет зависеть от систематической, кропотливой работы. Постепенно усложнять упражнения можно следующим образом:
1.Выполнять упражнения со слегка прикушенным языком и закрытыми глазами, чтобы исключить речевой и зрительный контроль;
2.Подключать движения глаз и языка к движениям рук;
3. Подключать дыхательные упражнения и методы визуализации.
В результате последовательной работы по использованию кинезиологических упражнений у детей наблюдается стойкий прогресс: регулируется эмоционально-волевая сфера, наблюдается положительная динамика в психических процессах: внимании, мышлении, памяти, повышении стрессоустойчивости и самооценки, понижении тревожности, облегчении процессов обучения чтению и письму, повышении способности концентрироваться при выполнении  заданий.
Развитие интеллектуальных и творческих возможностей детей через развитие межполушарных связей отвечает современной концепции образовательной деятельности в дошкольных учреждениях.
 Литература:
1. Паутова В. В. Педагогическая кинезиология в рамках проблемы готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе // Концепт. – 2015. – № 10 (октябрь). – ART 15354. – 0,5 п. л. – URL: http://e-kon-cept.ru/2015/15354.htm. – ISSN 2304-120X.
2. Тимофеева О.А. Кинезиологические упражнения для развития устной и письменной речи у детей/ О.А Тимофеева // «Практическая кинезиология» - 2016. - № 8 - .С.24-28. Взаимодействие ДОО
15  апреля 2020

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»