Всестороннее развитие ребенка при помощи
нетрадиционной техники рисования
Кошевая Ульяна Леонидовна
Чем больше мастерства в детской руке,
тем умнее ребенок!
Детство является очень важным и значимым период в жизни каждого ребенка.Чем больше мастерства в детской руке,
тем умнее ребенок!
Каждый ребёнок представляет собой маленького исследователя, который с огромным удовольствием и радостью познает незнакомый и удивительный окружающий мир.
Изобразительная деятельность является одним из видов занятий, на котором каждый ребенок может проявить свою индивидуальность, творческий потенциал, а не просто разучивает и исполняет созданные кем-то стихотворения, песни, танцы. Занимаясь данным видом деятельности, ребенок не только осваивает новые навыки, но и расширяет кругозор, воплощает в жизнь свои замыслы и конечно развивает мелкую моторику рук.
Но не стоит забывать, что во время организации занятия по нетрадиционному рисованию, важно помнить т учитывать индивидуальные и возрастные особенности детей.
Стоит отметить, что именно нетрадиционное рисование доставляет детям много положительных эмоции, так как позволяет раскрыть новые возможности давно знакомых предметов в художественной деятельности и конечно удивить своей непредсказуемость в результате. Во время нетрадиционной техники рисования дети чувствуют себя более раскованно, это позволяет детям посмотреть на мир с нового ракурса, почувствовать краски, более глубоко передать свое настроение, эмоции.
Уровень развития мелкой моторики определяет важные для ребенка и его будущего
качества: речевые способности, внимание, координацию в пространстве, концентрацию и
воображение. Центры головного мозга, отвечающие за эти способности, непосредственно
связаны с пальцами и их нервными окончаниями. Поэтому упражнения и занятия, в
которых участвуют пальчики дошкольника, исключительно важны для его
умственного и психического развития. Мелкая моторика, сенсорика, координация
движений - ключевые понятия для периода дошкольного возраста.
Проблема развития мелкой моторики у детей раннего возраста весьма актуальна, так
как именно она способствует развитию сенсомоторики - согласованности в работе глаза и
руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении
действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук.
При помощи изобразительной деятельности развивается зрительно-двигательная
координация, происходит развитие функций руки, совершенствуется мелкая моторика
кистей и пальцев рук. Вовремя нетрадиционный техники рисования создается дети становятся более открытые, инициативные, самостоятельные. Но следует помнить, что результат такой работы у каждого ребенка индивидуальный, неповторимый.
Цель работы – создать педагогические условия для развития творческого воображения детей через использование нетрадиционных техник и приемов рисования.
Задачи:
· Формировать умение детей сочетать различный материал и технику изображения, самостоятельно определять замысел, способы и формы его воплощения, технически грамотно применять традиционные и нетрадиционные способы рисования, понимать значимость своей работы, испытывать радость и удовольствие от изобразительной деятельности.
· Развивать творчество и воображение путем создания творческих ситуаций художественно изобразительной деятельности, умение ориентироваться на листе бумаги.
· Прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного.
· Познакомить с различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования с использованием различных изобразительных материалов.
· Воспитывать эстетическое отношение к окружающему миру посредством умения понимать и создавать художественные образы.
· Отслеживать динамику развития творческих способностей и развитие изобразительных навыков ребенка.
· Создавать все необходимые условия для реализации, поставленной цели.
Примеры нетрадиционной техники рисования:
- «Рисование пальчиком»
- «Рисование ладошкой»:
- «Точечный рисунок»
- «Оттиск печатками из пробки или ластика»
- «Печать по трафарету»
- «Кляксография обычная и трубочкой»
- «Оттиск смятой бумагой»
- «Набрызг»
- «Отпечатки листьев»
- «Поролоновые рисунки»
- «Рисование мелками»
- «Метод ниткографии»
- «Рисование на мокрой бумаге»
- «Учимся делать фон»
- «Восковые мелки или свеча+акварель»
Овладение нетрадиционной техникой является, с одной стороны, целенаправленным, с другой - обучение не следует превращать в систему инструкций и установок. Обучение наличие двух компонентов: целенаправленности и элемента спонтанности, творческой непредсказуемости.
Следует помнить, что существует последовательность по ознакомлению с нетрадиционными техниками рисования:
• экспериментирование;
• знакомство с нетрадиционной техникой;
• творческое преобразование;
• получение оригинального рисунка;
• использование приобретенного опыта.
Очень важно помнить, что результат работы воспитанника зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать его внимание, побуждать к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть:
• сюрпризный момент
• игра
• просьба о помощи
• музыкальное сопровождение и т. д.
Успех во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание и помочь утвердиться в позитивной позиции “творца”.
Методическое обеспечение опыта:
Для освоения нетрадиционных технологий используются разнообразные приёмы и методы:
· словесные (беседа, объяснение, познавательный рассказ);
· наглядные (картины, схемы, образцы, рисунки);
· метод наблюдения (экскурсии, прогулки, походы);
· игровые (дидактические, развивающие, подвижные)
· метод проблемного обучения (самостоятельный поиск решения на поставленное задание).
Интеграция всех образовательных областей:
· Социально-коммуникативное развитие
· Познавательное развитие
· Речевое развитие
· Художественно-эстетическое развитие
· Физическое развитие
Форма и методы реализации программы:
· Групповая и индивидуальная работа с детьми;
· Выставки творческих работ в группе и в ДОУ;
· Мастер - классы с педагогами и родителями;
· Консультации для родителей и педагогов;
· Публикация информации на сайте ДОУ;
· Оформление предметно-окружающей среды.
Заключение.
Во время моего исследования была изучена и проанализирована научно-методическая литература по развитию рисования в дошкольном возрасте. В процессе рассматривания вопроса о нетрадиционных техниках рисования были выявлены такие техники как: монотипия, кляксография, фотокопия, оттиск, граттаж, фроттаж, рисование пальцами и ладошками, рисование мятой бумагой, рисование по мокрому, тычок жесткой полусухой кистью, ватной палочкой, рисование свечей и акварелью, рисование восковыми карандашами и акварелью, солью, отпечатки листьями, цветами, печать по трафарету, пластелинография
Именно в процессе нетрадиционного рисования ребёнок всесторонне развивается. Во время таких занятий у детей сохраняется активность, работоспособность. Нетрадиционные техники также позволяют педагогу осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывать их уровень развития, интересы и индивидуальные особенности. Их использование также способствует интеллектуальному развитию, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников
Таким образом, мы приходим к выводу, что именно нетрадиционное рисование в большей степени способствует развитию у детей творчества и воображения.
Во время своей деятельности дети часто копируют предлагаемый им образец, но нетрадиционные техники рисования позволяют максимально избежать этого, так как педагог вместо образца демонстрирует лишь способ действия с нетрадиционными материалами, инструментами. Это позволяет развиваться самостоятельности, выражать индивидуальность, фантазию. Если применять и комбинировать одновременно различные способы рисования, дошкольники начинают думать, самостоятельно принимать решения, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Можно сказать, о том, что нетрадиционные техники рисования целесообразно использовать в дошкольном возрасте, т. к. они могут помочь детям лучше усвоить классическое рисование, развить мелкую моторику, а также сохранить интерес к изобразительной деятельности на долгие годы.
Литература:
1. Рузанова Ю. В. Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной
деятельности: Техники выполнения работ, планирование, упражнения для
физкультминуток. – СПб. : КАРО, 2009 г.
2. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. планирование,
конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей. - СПб. :
КАРО, 2010 г.
3. «Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники» под
редакцией Р. Г. Казаковой, Москва, изд-во «Творческий центр Сфера», 2005 г.