Мастер-класс
Творческо-конструктивная деятельность - залог формирования
связной речи детей старшего дошкольного возраста
Творческо-конструктивная деятельность - залог формирования
связной речи детей старшего дошкольного возраста
Сидорова Юлия Владимировна,
старший воспитатель ГБДОУ детский сад №32
Выборгского района Санкт-Петербурга
julya76@inbox.ru
старший воспитатель ГБДОУ детский сад №32
Выборгского района Санкт-Петербурга
julya76@inbox.ru
Цель: Развитие профессиональной компетентности педагогов
Задачи:
Задачи:
- Познакомить с технологией конструктивной образовательной деятельности по программе «От Фрёбеля до робота»;
- Показать приёмы работы с разного вида конструкторами – конструирование по образцу с усложнением;
- Освоить алгоритм презентации сконструированной модели.
Материально-техническое оснащение: экран, проектор, презентация, конструкторы «Полидрон каркасный», «Полидрон магнитный», «Полидрон Гигант», дидактический раздаточный материал (разрезные картинки космических аппаратов, картинка – фото модели, карточка «Алгоритм презентации модели».
План мастер-класса:
План мастер-класса:
- Приветственное слово
- Рассказ о стимулировании речевой активности детей – как об одном из ключевых аспектов технологии образовательной деятельности с использование конструкторов.
- Демонстрация алгоритма представления модели при работе с детьми.
- Практическая часть – создание космического объекта по образцу с усложнением.
- Афиширование – представление модели.
- Рефлексия.
Содержание мастер-класса:
- Доброе утро, уважаемые коллеги!
Наше мероприятие организовано в рамках апробации парциальной программы «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров». Сегодня мы хотим представить опыт педагога-мастера в рамках темы мастер-класса «Творческо-конструктивная деятельность – залог формирования связной речи детей подготовительной к школе группы».
Одним из ключевых моментов технологии непрерывной образовательной деятельности с использование конструкторов является стимулирование речевой активности детей. На фоне конструктивной деятельности педагог-партнёр выстраивает диалог с детьми, вовлекает их в коммуникативную деятельность. Он вместе с детьми обсуждает их идеи, развивает замысел, одобряет, ненавязчиво советует, проявляет интерес к деятельности. Чтобы побудить к общению задаёт открытые вопросы "Что хочешь делать?", "Из чего?", "Чем будешь делать?", "В каком порядке?", внимательно слушает ответы детей и комментирует их. Он всегда рядом: оказывает помощь тем, кому она необходима, побуждает детей к взаимопомощи. Логическим завершением процесса конструирования является обсуждение постройки, педагог побуждает ребёнка рассказать о созданной им модели.
Как правило, дети начинают с увлечением рассказывать о своей постройке, особенно, если создали её по собственному замыслу. Это очень значимо для ребёнка, ведь каждый может проявить собственные знания и умения. Но в большинстве своём дети испытывают затруднения при составлении описательного рассказа: перескакивают с одного на другое, повторяют то, что уже сказали, т.е. связного развёрнутого высказывания у них не получается.
С целью развития связной речи и логики построения ответа был разработан алгоритм представления моделей. Каждый этап алгоритма ассоциируется у детей с опорной картинкой – мнемоквадратом, из них составлена мнемотаблица, которая служит зрительным планом и помогает выстраивать последовательность описательного рассказа о своей модели.
Конечно, процесс создания описательного рассказа требует основательной предварительной подготовки по обогащению словаря техническими терминами. Поэтому для погружения в тему педагог использует разнообразный дидактический материал: презентации, мультфильмы, иллюстративный материал, стихи, загадки, раскраски, разрезные картинки, кроссворды, ребусы. Многократное повторение – это залог овладения понятием и введения его в активный словарь ребёнка. Родители с детьми составляют кроссворды и ребусы дома, а потом ребята разгадывают их в группе. Также родители пополняют среду объектами и атрибутами, сделанными из бросового материала, которые используются для сюжетно-ролевых игр при обыгрывании построек. Умения описывать постройки дети закрепляют не только в конструктивной деятельности, но и в процессе игры при обыгрывании постройки.
Проводимая речевая работа параллельно с конструктивно-творческой деятельностью способствует развитию связной речи, обогащению активного словаря дошкольников, а также формированию сосредоточенности, собранности, волевых усилий, логических умений, всему тому, что необходимо старшему дошкольнику для дальнейшего обучения в школе.
Итак, алгоритм презентации модели:
- Доброе утро, уважаемые коллеги!
Наше мероприятие организовано в рамках апробации парциальной программы «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров». Сегодня мы хотим представить опыт педагога-мастера в рамках темы мастер-класса «Творческо-конструктивная деятельность – залог формирования связной речи детей подготовительной к школе группы».
Одним из ключевых моментов технологии непрерывной образовательной деятельности с использование конструкторов является стимулирование речевой активности детей. На фоне конструктивной деятельности педагог-партнёр выстраивает диалог с детьми, вовлекает их в коммуникативную деятельность. Он вместе с детьми обсуждает их идеи, развивает замысел, одобряет, ненавязчиво советует, проявляет интерес к деятельности. Чтобы побудить к общению задаёт открытые вопросы "Что хочешь делать?", "Из чего?", "Чем будешь делать?", "В каком порядке?", внимательно слушает ответы детей и комментирует их. Он всегда рядом: оказывает помощь тем, кому она необходима, побуждает детей к взаимопомощи. Логическим завершением процесса конструирования является обсуждение постройки, педагог побуждает ребёнка рассказать о созданной им модели.
Как правило, дети начинают с увлечением рассказывать о своей постройке, особенно, если создали её по собственному замыслу. Это очень значимо для ребёнка, ведь каждый может проявить собственные знания и умения. Но в большинстве своём дети испытывают затруднения при составлении описательного рассказа: перескакивают с одного на другое, повторяют то, что уже сказали, т.е. связного развёрнутого высказывания у них не получается.
С целью развития связной речи и логики построения ответа был разработан алгоритм представления моделей. Каждый этап алгоритма ассоциируется у детей с опорной картинкой – мнемоквадратом, из них составлена мнемотаблица, которая служит зрительным планом и помогает выстраивать последовательность описательного рассказа о своей модели.
Конечно, процесс создания описательного рассказа требует основательной предварительной подготовки по обогащению словаря техническими терминами. Поэтому для погружения в тему педагог использует разнообразный дидактический материал: презентации, мультфильмы, иллюстративный материал, стихи, загадки, раскраски, разрезные картинки, кроссворды, ребусы. Многократное повторение – это залог овладения понятием и введения его в активный словарь ребёнка. Родители с детьми составляют кроссворды и ребусы дома, а потом ребята разгадывают их в группе. Также родители пополняют среду объектами и атрибутами, сделанными из бросового материала, которые используются для сюжетно-ролевых игр при обыгрывании построек. Умения описывать постройки дети закрепляют не только в конструктивной деятельности, но и в процессе игры при обыгрывании постройки.
Проводимая речевая работа параллельно с конструктивно-творческой деятельностью способствует развитию связной речи, обогащению активного словаря дошкольников, а также формированию сосредоточенности, собранности, волевых усилий, логических умений, всему тому, что необходимо старшему дошкольнику для дальнейшего обучения в школе.
Итак, алгоритм презентации модели:
- Название модели
- Из какого материала (в данном случае вида конструктора) сделана?
- От чего зависит прочность конструкции? (тип соединения деталей конструкции)
- Из каких частей состоит модель?
- Где находит применение, какие функции выполняет?
Таким образом, в процессе активного мастер-класса мы попробуем решить вместе с вами, наши участники, следующие задачи:
- Освоить приёмы работы с разного вида конструкторами.
- Сконструировать модель по предложенному образцу, точнее по его изображению. Данные модели были созданы детьми по собственному замыслу.
- Презентовать свою модель в соответствии с предложенным алгоритмом.
Для участия в мастер-классе мы приглашаем 9 человек. Проходите, пожалуйста, к нам и занимайте свои рабочие места за столом. Таким образом, вы разделились на 3 мини-группы. Внутри этой группы вы будете работать сообща над созданием одной модели.
Все предложенные постройки объединены общей темой. Чтобы понять, о чём пойдёт речь, предлагаем взять конверт и собрать разрезные картинки. Все эти объекты называются космическими аппаратами: луноход, спутник, космическая ракета. В конверте вы также найдёте названия основных частей этих объектов. Теперь возьмите конверт с названием вашей постройки. Там изображение этих объектов, созданных детьми по собственному замыслу. Вам необходимо рассмотреть изображение, выбрать конструктор, из которого сделана постройка, произвести отбор необходимых деталей и собрать представленную модель. Каждый член команды может собрать одну из частей космического аппарата, а потом последовательно соединить все части в единое целое. Заключительный этап – презентация модели по заданному алгоритму, используя опорные слова основных частей космического аппарата из конверта.
Каждая группа определилась, из какого конструктора будет строить. Теперь предлагаем внимательно рассмотреть детали конструктора и определить тип соединения деталей.
Спросить и рассказать каждой команде
Все предложенные постройки объединены общей темой. Чтобы понять, о чём пойдёт речь, предлагаем взять конверт и собрать разрезные картинки. Все эти объекты называются космическими аппаратами: луноход, спутник, космическая ракета. В конверте вы также найдёте названия основных частей этих объектов. Теперь возьмите конверт с названием вашей постройки. Там изображение этих объектов, созданных детьми по собственному замыслу. Вам необходимо рассмотреть изображение, выбрать конструктор, из которого сделана постройка, произвести отбор необходимых деталей и собрать представленную модель. Каждый член команды может собрать одну из частей космического аппарата, а потом последовательно соединить все части в единое целое. Заключительный этап – презентация модели по заданному алгоритму, используя опорные слова основных частей космического аппарата из конверта.
Каждая группа определилась, из какого конструктора будет строить. Теперь предлагаем внимательно рассмотреть детали конструктора и определить тип соединения деталей.
Спросить и рассказать каждой команде
- Полидрон каркасный: специальное шиповое соединение – легко защелкивается, как замочек только на плоской поверхности
- Полидрон магнитный: магнитный тип соединения – легко и быстро собирается на плоскости и превращается в объёмную фигуру
- Полидрон гигант: специальное шиповое соединение, расположенное на каждой стороне детали. Также на деталях этого конструктора присутствует рельефно-точечный шрифт Брайля, обозначающий геометрическую фигуру.
- Детали конструкторов идеально крепятся друг к другу, благодаря чему можно строить 2- и 3-мерные фигуры.
- Можно приступать к работе. Желаем удачи!
Участники конструируют.
Педагог-мастер руководит процессом, проявляет заинтересованность, задаёт вопросы, направляет в случае затруднения участников мини-группы.
Затем кто-то один от команды презентует постройку.
Рефлексивный круг:
Участники конструируют.
Педагог-мастер руководит процессом, проявляет заинтересованность, задаёт вопросы, направляет в случае затруднения участников мини-группы.
Затем кто-то один от команды презентует постройку.
Рефлексивный круг:
- Расскажите о своём эмоциональном состоянии в начале и в конце мастер-класса.
- Был ли полезен полученный опыт?
- В чём испытывали затруднения?
- Оцените своё участие на мероприятии.
Участники высказываются в соответствии с заданным алгоритмом.
Педагог-мастер резюмирует и завершает тем самым рефлексивный круг.
- Спасибо всем участникам. В заключении хочется продемонстрировать опыт работы с детьми, а именно, как же дети подготовительной группы рассказывают о своих постройках.
Педагог-мастер резюмирует и завершает тем самым рефлексивный круг.
- Спасибо всем участникам. В заключении хочется продемонстрировать опыт работы с детьми, а именно, как же дети подготовительной группы рассказывают о своих постройках.