Проект для второй младшей группы
Гость из прошлого
(Петрушка - народная игрушка)
Стрельникова Ольга Олеговна
Тип проекта: познавательно- творческий.Сроки реализации проекта: две недели.
Участники проекта: дети младшей группы, воспитатели, родители.
Актуальность
Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой мы живем. Нашим детям необходимо знать и изучать культуру и традиции своих предков. И поскольку игрушка – неизменный спутник ребёнка с первых дней жизни. А народная игрушка полна традициями национального русского искусства, приспособлена к игре как главному проявлению духовной жизни ребёнка. Поэтому так важно с самого раннего детства познакомить малыша с народной игрушкой. Играя с Петрушками, свистульками, дети приобщаются к традициям и культуре своего народа, развивают коммуникативные навыки. Народная игрушка несет в себе педагогическую ценность в процессе развития дошкольников практически всем видам детской деятельности. С помощью народной игрушки решаются задачи духовного воспитания, социальной адаптации в среде сверстников и взрослых, происходит включение в традиционную культуру русского народа с принятыми в нем ценностями, представлениями о праве, красоте, пользе, нравственных идеалах и этических нормах. Народная игрушка – это игрушка развивающая, вобравшая в себя игровую культуру многих поколений. Несмотря на кажущуюся простоту, народная игрушка заставляет ребенка прилагать определенные физические и интеллектуальные усилия, чтобы получить радующий, положительный результат, поднимающий по ступенькам развития. Игры с народными игрушками развивают эстетическое восприятие, логическое мышление, внимание, воображение, сенсомоторные навыки, ловкость, смекалку.
Проблема для педагога: Народная игрушка, в наши дни стремительно превращается в сувенирную продукцию, не предназначенную для ребенка, как средства всестороннего развития.
Но именно народная игрушка всегда несла в себе огромный потенциал социального наследия.
Проблема для детей: С кем играл Петрушка?
Цель проекта: Показать ценность народной игрушки, как исторического наследия, способствующего всестороннему развитию ребенка.
Задачи проекта:
- Познакомить детей с народной игрушкой: Петрушкой.
- Познакомить с содержанием игр с Петрушкой, возможностью использования их в разных видах детской деятельности (подвижные, сюжетные, режиссерские игры, театрализованная деятельность, изобразительное творчество по мотивам народной игрушки).
-Способствовать развитию у детей восприятия, мышления, логики речи, мелкой моторики, координации рук.
-Развивать коммуникативные навыки, желание использовать народные игрушки в совместной и самостоятельной деятельности.
Содержание проекта охватывает следующие образовательные области:
-коммуникативно - личностное развитие;
-познавательное развитие;
-художественно- эстетическое развитие.
Методы проекта:
•игровые: дидактические игры, подвижные игры, инсценировки;
•словесные: чтение и рассказывание стихов, потешек, сказок; разговор, беседа, рассматривание картинок;
•наглядные: просмотр альбома с фото, рассматривание картинок, просмотр мультфильма, рисунки, презентации, рассматривание Петрушки.
Предполагаемый результат:
1.Пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины.
2.Развитие познавательного интереса к народной игрушке – Петрушке.
3. Обогащение сенсорного опыта (основные цвета, оттенки цветов, размер);
4.Развитие творческих способностей
5. Активное участие родителей в реализации проекта.
6. Пополнение развивающей среды в группе;
Итоговое мероприятие: Показ кукольного театра« Теремок» родителями группы .
Этапы проекта:
1 этап – организационный или подготовительный
Задачи:
•Определить актуальные знания детей о Петрушке.
•Вызвать интерес к решению поставленной задачи.
Формы организации работы 1 этапа:
-сбор информации по данной теме;
-подбор методической и художественной литературы;
-подбор интернет - ресурсов по теме проекта;
-составление плана мероприятий;
2 этап – основной или практический
Поиск ответов на поставленные вопросы разными способами.
Задачи:
•знакомство детей с народной игрушкой Петрушкой.
•развитие речи, моторики рук;
•формирование представления о том, что Петрушки бывают разные;
•пополнить развивающую среду группового помещения материалами по теме проекта.
Формы организации работы 2 этапа:
- Беседа (сюрпризный момент) «Посылка от бабушки Маши» (знакомство с игрушкой Петрушкой)
- Дидактическая игры «Наряди Петрушку», «На чем играет Петрушка?»
- Создание мини- музея в группе: « Петрушка – народная игрушка»
- Посещение музея « История игрушки»
- Создание альбома « Как играли с Петрушкой в прошлом»
- Показ мультфильма или фильма
- Чтение художественной литературы чтение стихотворений, потешек, загадок о Петрушке.
- Художественно-продуктивная деятельность: работа по рисованию «Раскрась Петрушку»
- Показ настольного театра « Петрушкины игрушки»
Условия реализации проекта
1.Кадровые условия: воспитатели младшей группы, родители воспитанников.
2. Финансово - экономические ресурсы: для успешного воспитательно-образовательного процесса по данному направлению в группе преобразована предметно-развивающая среда.
3. Материально- технические ресурсы: компьютер, доступ к интернет-ресурсам, принтер, фотоаппарат, музыкальный центр, бумага, карандаши, краски, ножницы, клей, бросовый материал, дидактические игры.
4.Организационно- методические: реализация проекта.
5. Информационные ресурсы: размещение информации о проекте на сайте детского сада.
6. Временные сроки: краткосрочный проект (2 недели ноября).
7. Правовые ресурсы: права и обязанности участников проекта определяются Конвекцией о правах ребенка, действующим законодательством РФ, Уставом МБУ.
Перспективы реализации проекта:
-Внедрить в работу данный проект
-Пополнить предметно - развивающую среду.