Интегрированный подход в гендерном воспитании дошкольников
Ольга Петровна Живага,
старший воспитател
ГБДОУ № 74 Санкт-Петербурга
В нашем ДОУ работают разные специалисты. К ним относятся воспитатели групп, музыкальные руководители, инструктор по физической культуре, педагог дополнительного образования. И перед нами остро встает необходимость координации, т.е. согласования деятельности. Иначе общего результата не будет. Каждый из специалистов решает свои задачи, но цель в конечном итоге у всех одна - развитие личности ребенка, социализация его в обществе. Достигнуть её можно только согласовывая свои действия.
старший воспитател
ГБДОУ № 74 Санкт-Петербурга
Интеграция позволяет объединить усилия разных специалистов для решения поставленной цели и взаимопроникновение их в деятельность друг друга. В качестве примера можно рассмотреть интеграцию специалистов при решении задач по гендерному воспитанию детей. Этим вопросом занимаются не только непосредственно воспитатели, но и другие специалисты нашего ДОУ. Каждый решает свою часть задач, использует свои методы. Интеграция позволяет не дублировать друг друга, а избегать перегрузки детей.
Приоритетное направление работы нашего ДОУ - физическое развитие воспитанников, в котором учитываются различия в развитии двигательных функций мальчиков и девочек, дифференцированный подход к ним в процессе физического воспитания. Работа ведётся планомерно, с должным педагогическим вниманием, с учётом дифференцированного подхода к воспитанию мальчиков и девочек в разных видах деятельности. Особенность такой дифференциации в том, что девочки и мальчики не изолированы друг от друга, а в процессе специально организованной деятельности развиваются физические качества, которые принято считать сугубо женскими или мужскими.
В непрерывной образовательной деяте6льности используем следующие методические приёмы для учёта половых особенностей дошкольников:
• Различия в подборе упражнений только для мальчиков или только для девочек (мальчики работают с гантелями, а девочки с лентами)
• Различия в дозировке (мальчики отжимаются 10 раз, а девочки 5 раз)
• Различия по времени
• Различия в обучении сложным двигательным движениям (метание на дальность легче даётся мальчикам, и наоборот, прыжки на скакалке - девочкам)
• Распределение ролей в подвижных играх (мальчики - медведи, а девочки -пчёлки)
• Различия в оценке деятельности (для мальчиков важно, что оценивается в их деятельности, а для девочек - кто их оценивает и как)
• Акцентирование внимания детей на мужские и женские виды спорта.
В нашем дошкольном учреждении ведётся работа по оснащению спортивных уголков в группах в соответствии с потребностями мальчиков и девочек. Мы стараемся максимально учесть их интересы.
Одним из эффективных средств социализации, как для мальчиков, так и для девочек является изобразительное искусство. В своих рисунках дети отражают свои представления о внешнем виде мальчиков и девочек, дружбе между ними, семейных отношениях («Моя семья», «Мои любимые игрушки», «Бальное платье», «Рыцари и принцессы» и т.д.).
Музыка - одно из средств формирования полоролевого поведения детей. На музыкальных занятиях работа по гендерному воспитанию прослеживается в различных видах музыкальной деятельности. При разучивании танцев (вальс, полька, кадриль и т.д.), мальчики овладевают навыками ведущего партнёра, у девочек делаем акцент на грациозности, изяществе, мягкости движений.
В музыкально - ритмических движениях присутствует дифференцированный подход: мальчики разучивают движения, требующие мужской силы, ловкости, стремительности (наездники, джигиты, бравые солдаты), у девочек преобладает плавность, мягкость движений (хороводы, упражнения с цветами, лентами, шарами). В игре на музыкальных инструментах - ложки, барабаны, - для мальчиков, бубны, колокольчики -для девочек.
Песни и игры о мальчиках и девочках способствуют развитию представлений ребёнка о своём поле и формированию средствами музыки позитивного принятия своего пола.
Овладению традиционными свойствами личности: мужественности - у мальчиков и женственности - у девочек помогают и такие средства воздействия, как художественное слово (сказки, былины, стихи, рассказы), видеоматериалы и элементы мужских и женских костюмов. Наиболее полно всё это используется при театрализации. Ведь театрализация - это синтез художественного слова и музыки.
Все умения, знания и навыки, приобретённые детьми в процессе гендерного воспитания, культуру взаимоотношения полов, можно увидеть при проведении праздников и развлечений для мальчиков и девочек. Педагогами нашего детского сада были разработаны перспективные планы и проведены следующие праздники: «Из чего же сделаны наши девчонки и мальчишки, «Все профессии хороши!», «Шел солдат по городу», «Мамин день».
При проведении гендерных праздников и развлечений мальчики совершенствуют такие мужские качества как храбрость, ответственность, справедливость, настойчивость, находчивость, девочки становятся более мягкими, беззащитными, требующими к себе внимания.
Работа всех специалистов и воспитателей по созданию в детском саду условий, способствующих гендерной социализации детей, дала положительные результаты:
Приоритетное направление работы нашего ДОУ - физическое развитие воспитанников, в котором учитываются различия в развитии двигательных функций мальчиков и девочек, дифференцированный подход к ним в процессе физического воспитания. Работа ведётся планомерно, с должным педагогическим вниманием, с учётом дифференцированного подхода к воспитанию мальчиков и девочек в разных видах деятельности. Особенность такой дифференциации в том, что девочки и мальчики не изолированы друг от друга, а в процессе специально организованной деятельности развиваются физические качества, которые принято считать сугубо женскими или мужскими.
В непрерывной образовательной деяте6льности используем следующие методические приёмы для учёта половых особенностей дошкольников:
• Различия в подборе упражнений только для мальчиков или только для девочек (мальчики работают с гантелями, а девочки с лентами)
• Различия в дозировке (мальчики отжимаются 10 раз, а девочки 5 раз)
• Различия по времени
• Различия в обучении сложным двигательным движениям (метание на дальность легче даётся мальчикам, и наоборот, прыжки на скакалке - девочкам)
• Распределение ролей в подвижных играх (мальчики - медведи, а девочки -пчёлки)
• Различия в оценке деятельности (для мальчиков важно, что оценивается в их деятельности, а для девочек - кто их оценивает и как)
• Акцентирование внимания детей на мужские и женские виды спорта.
В нашем дошкольном учреждении ведётся работа по оснащению спортивных уголков в группах в соответствии с потребностями мальчиков и девочек. Мы стараемся максимально учесть их интересы.
Одним из эффективных средств социализации, как для мальчиков, так и для девочек является изобразительное искусство. В своих рисунках дети отражают свои представления о внешнем виде мальчиков и девочек, дружбе между ними, семейных отношениях («Моя семья», «Мои любимые игрушки», «Бальное платье», «Рыцари и принцессы» и т.д.).
Музыка - одно из средств формирования полоролевого поведения детей. На музыкальных занятиях работа по гендерному воспитанию прослеживается в различных видах музыкальной деятельности. При разучивании танцев (вальс, полька, кадриль и т.д.), мальчики овладевают навыками ведущего партнёра, у девочек делаем акцент на грациозности, изяществе, мягкости движений.
В музыкально - ритмических движениях присутствует дифференцированный подход: мальчики разучивают движения, требующие мужской силы, ловкости, стремительности (наездники, джигиты, бравые солдаты), у девочек преобладает плавность, мягкость движений (хороводы, упражнения с цветами, лентами, шарами). В игре на музыкальных инструментах - ложки, барабаны, - для мальчиков, бубны, колокольчики -для девочек.
Песни и игры о мальчиках и девочках способствуют развитию представлений ребёнка о своём поле и формированию средствами музыки позитивного принятия своего пола.
Овладению традиционными свойствами личности: мужественности - у мальчиков и женственности - у девочек помогают и такие средства воздействия, как художественное слово (сказки, былины, стихи, рассказы), видеоматериалы и элементы мужских и женских костюмов. Наиболее полно всё это используется при театрализации. Ведь театрализация - это синтез художественного слова и музыки.
Все умения, знания и навыки, приобретённые детьми в процессе гендерного воспитания, культуру взаимоотношения полов, можно увидеть при проведении праздников и развлечений для мальчиков и девочек. Педагогами нашего детского сада были разработаны перспективные планы и проведены следующие праздники: «Из чего же сделаны наши девчонки и мальчишки, «Все профессии хороши!», «Шел солдат по городу», «Мамин день».
При проведении гендерных праздников и развлечений мальчики совершенствуют такие мужские качества как храбрость, ответственность, справедливость, настойчивость, находчивость, девочки становятся более мягкими, беззащитными, требующими к себе внимания.
Работа всех специалистов и воспитателей по созданию в детском саду условий, способствующих гендерной социализации детей, дала положительные результаты:
- Повысился уровень психолого-педагогической компетентности воспитателей и вырос их творческий потенциал. Родители воспитанников приобрели знания об особенностях воспитания детей разного пола;
- Выросла культура поведения и общения детей, мальчики стали более внимательными по отношению к девочкам, а девочки - доброжелательными по отношению к мальчикам.
Интеграция позволила педагогам пересмотреть традиционный подход к воспитанию мальчиков и девочек, выстроить процесс воспитания с учётом гендерных особенностей воспитанников, современных социокультурных потребностей общества и современной педагогической реальности, что становится важным фактором эффективного обучения, воспитания и позитивной их социализации. Это дает педагогам возможность самореализовываться, самовыражаться, способствует творческому подходу к педагогической деятельности, а ребенку позволяет реализовать свои творческие возможности.