Арт-терапия как вид здоровьесберегающих технологий
Шломина Юлия Андреевна
Идея о необходимости взаимодействия педагогики и психотерапии была основана еще в 1927 г. Немецким психиатром А.Кронфельдом в статье «Психологика, или Психотерапевтическое учение о воспитании». Автор призывал к разработке такого метода, который нацеливал бы человека на духовное оздоровление и личностный рост.Термин «арт-терапия» (буквально -лечение искусством) был введен А.Хиллом при описании собственной работы с туберкулезными больными в санаториях и является средством свободного самовыражения. В Российской энциклопедии социальной работы указано, что арт-терапия -это способы и технологии реабилитации лиц средствами искусства и художественной деятельности. К средствам искусства относятся: рисование, лепка, музыка, фотография, кинофильмы, книги, актёрское мастерство, создание историй и многое другое.
В особой символической форме: через рисунок, игру, сказку, музыку - мы может помочь ребёнку дать выход своим сильным эмоциям, переживаниям, получить новый опыт разрешения конфликтных ситуаций. Ведь, перенося свои проблемы из реальной жизни в выдуманные сказки или на лист бумаги в виде рисунка- можно совершенно по-другому посмотреть на себя и ситуацию, найти выход. В процессе творческой деятельности создаётся атмосфера эмоциональной теплоты, происходит более глубокое понимание себя и своего внутреннего мира.
Понятие «терапия», переводится не только как «лечение», но и как «уход, забота». На этом основании допустимо применение арт-терапии педагогами и педагогами-психологами, не имеющими какой-либо специальной подготовки в области психологического консультирования, психотерапии и арт-терапии.
Арт-терапию, применяемую в работе с детьми, можно правомерно представить как здоровьесберегающую инновационную технологию, которая может проявляться через систему методов спонтанного творчества наравне с другими технологиями психологической и социальной работы.
Арт-терапия позволяет каждому ребенку оставаться самим собой, не испытывать неловкости, обиды от сравнения с другими детьми, продвигаться в развитии сообразно своей природе.
А самое главное- это создание ситуации успешности для каждого ребенка. Создание комфортного психологического климата. А что это, как не технология здоровьесбережения!
Для выполнения упражнений вам понадобится:
- бумага для рисования, краски, карандаши, цветные мелки.
- картон, ножницы, клей
- пластилин
- различный природный материал
- фотографии
- музыка
Выбор материала индивидуален. Один ребенок быстрее согласится рисовать красками, другой проявит интерес к песочнице. Как показывает практика, младшие дети чаще выбирают песок, а школьники - гуашь.
Цель арт-терапевтических занятий – не научить ребёнка, а помочь посредством рисования справиться с проблемами, вызывающими у него эмоции, которые зачастую он не может вербализовать, дать выход творческой энергии. Здесь ребенок вооружается одним из доступных и приятных для него способов снятия эмоционального напряжения.Существуют две формы арт-терапии : активная и пассивная. Активная форма предполагает создание собственных творений : рисунков, рассказов, поделок из пластилина и глины и т.п. Пассивная форма включает в себя восприятие произведений искусства и возможность осознать и выразить свои чувства с помощью этих произведений.
Преимущества арт-терапии перед другими формами работы:
Упражнения с элементами арт-терапии способствуют:
-получению ребёнком необычного опыта. Раз опыт необычен, то при его приобретении снижается контроль сознания, ослабевают
механизмы защиты. В таком изображении присутствует больше свободы самовыражения, а значит, неосознанной информации.
- новые изобразительные способы мотивируют деятельность, направляют и удерживают внимание.
- формированию представлений о себе,
- изучению и выражению своих чувств и эмоций;
- формированию позитивного самовосприятия;
- развитию коммуникативных навыков;
- эмоциональному сближению членов семьи, группы;
- снятию психоэмоционального напряжения;
- развитию способностей к различным видам творческой деятельности
Арт-терапевтические занятия позволяют решать следующие педагогические задачи:
Воспитательные. Взаимодействие строится таким образом, чтобы дети учились корректному общению, сопереживанию, бережным взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми. Это способствует нравственному развитию личности, обеспечивает ориентацию в системе моральных норм, усвоение этики поведения. Происходит более глубокое понимание себя, своего внутреннего мира (мыслей, чувств, желаний). Складываются открытые, доверительные, доброжелательные отношения с педагогом.
Коррекционные. Достаточно успешно корректируется образ «Я», который ранее мог быть деформированным, улучшается самооценка, исчезают неадекватные формы поведения, налаживаются способы взаимодействия с другими людьми.
Психотерапевтические. «Лечебный» эффект достигается благодаря тому, что в процессе творческое деятельности создается атмосфера эмоциональной теплоты, доброжелательности, эмпатичного общения, признания ценности личности другого человека, забота о нем, его чувствах, переживаниях. Возникают ощущения психологического комфорта, защищенности, радости, успеха. В результате мобилизуется потенциал эмоций.
Диагностические. Арт-терапия позволяет получить сведения о развитии и индивидуальных особенностях ребенка. Это корректный способ понаблюдать за ним в самостоятельной деятельности, лучше узнать его интересы, ценности, увидеть внутренний мир, неповторимость, личностное своеобразие, а также выявить проблемы, подлежащие специальной коррекции. В процессе занятий легко проявляются характер межличностных отношений и реальное положение каждого в коллективе.
Развивающие. Благодаря использованию различных форм художественной экспрессии складываются условия, при которых каждый ребенок переживает успех в той или иной деятельности, самостоятельно справляется с трудной ситуацией. Дети учатся вербализации эмоциональных переживаний, открытости в общении, спонтанности. В целом происходит личностный рост человека, обретается опыт новых форм деятельности, развиваются способности к творчеству, саморегуляции чувств и поведения.
Арт-терапия уместна в ситуациях: Нарушениях эмоционально-волевой сфере (капризы, упрямство, повышенная тревожность, неуверенность, страхи); Актуальный стресс, психотравмирующая ситуация(новая школа, новые требования и т.д.) Искаженная самооценка. Развитие эмоционально-волевой сферы- один из важнейших компонентов социализации и психологической адаптации. Воспитание, обучение, и развитие учащегося-это , скорее искусство, где не может быть четких инструкций.
Каждый из видов арттерапии имеет свои методики, которые базируются на «переключении» активности полушарий головного мозга.
Левое полушарие – это своеобразный цензор, разум, сознание, которое подчас не пропускает наружу искренние чувства, подавляя их.
Правое - активизируется во время творческой деятельности, запускает бессознательные процессы, открывающие путь к выражению подлинных переживаний.
В результате арттерапевтических занятий полушария начинают «дружно» работать вместе, и работа эта направлена на осознание и исправление внутренних, бессознательных проблем: страхов, комплексов, «зажимов» и т.д.
Главное условие для упражнений детской арттерапии – доступность средств, привлекательность, понятность и безопасность.
Можно выделить особенности арт-терапевтического подхода:
1. Безоценочное восприятие всех работ: ведь в арт-терапии нет «правильного» или «неправильного», и это нужно четко объяснить. Детям нужно чувствовать себя в безопасности, знать, что создание образов - это способ передачи своего опыта, мыслей и чувств и что их не будут оценивать.
2. Дети являются своего рода экспертами. Работу лучше строить таким образом, чтобы отправной точкой был опыт каждого ребенка. В этом смысле дети — сами «эксперты» в отношении своих работ.
3. Важен и уникален вклад каждого из детей. Все работы нужно рассматривать с равным уважением, вне зависимости от профессионализма.
4. Сохранение тайны необходимо, поскольку произведения, возможно, задействуют личный уровень. Детские тайны нужно охранять.
5. Важен рассказ о своей работе. Условия для рассказа и обсуждения работы ребенка не должны быть директивными. Нельзя интерпретировать работу ребенка, детей нельзя заставлять раскрывать больше, чем они того желают.
6. При работе с группой желательно установить основные правила. Их нужно выполнять с взаимным уважением, ценя вклад каждого, чтобы окружающая среда была безопасной, чтобы все дети хорошо себя чувствовали.
Для организации арттерапевтической работы используются различные способы действия с художественными материалами: манипуляции с целью исследования физических свойств материалов; деструктивные действия, в результате, которых учащийся может рвать бумагу, портить карандаши, разливать воду, краску и др.; стереотипное воспроизведение одних и тех же рисунков, действий; рисование графических пиктограмм; создание художественных образов, отвечающих потребности в самовыражении и коммуникации с окружающими.
Так, смешивание и разбрызгивание красок, размазывание по поверхности пластилина используется при работе с детьми, пережившими какие-либо травматические ситуации с целью восстановления их психической чувствительности. Занимаясь с замкнутыми, эмоционально тревожными детьми желательно использовать материалы и художественные техники, позволяющие работать на больших форматах бумаги, доски, асфальта при этом целесообразно применять кисти больших размеров, валики, что задействует максимальное количество групп мышц тела. Самостоятельный выбор материалов, средств, для работы возможен после определенного периода знакомства с художественными материалами и техниками.
Наряду с общепризнанными техниками (серийное рисование, спонтанные рисунки и др.), рекомендуется использовать нетрадиционные художественные техники рисования (рисование пальцами, ладошкой, нитками, с помощью соли, рисование под музыку, методом напыления, оттиск пробкой, пенопластом, монотипия, кляксография, и др.).
Работа в нетрадиционных техниках стимулирует положительную мотивацию, вызывает радостное настроение, снимает страх перед краской, боязнь не справится с процессом рисования. Все виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно-моторной координации, коррекции мелкой моторики рук. Отображение действительности с использованием нетрадиционных техник менее утомительно; у учащихся сохраняется активность, работоспособность на протяжении достаточно длительного времени, отведенного на выполнение задания.
Методы арттерапии:
Существует множество разновидностей арттерапии, основанных на работе с разными видами искусства:
изотерапия (все, что связано с изобразительным искусством: рисование, живопись, лепка и т.д.)
Техника «рисование пальцами» служит профилактикой и коррекцией тревожности, социальных страхов, подавленности.
Рисование сухими листьями (сыпучими материалами и продуктами) подходит детям с выраженной моторной неловкостью, негативизмом, зажатостью, способствует процессу адаптации в новом пространстве, дарит чувство успешности.
Рисование предметами окружающего пространства: (мятой бумагой, резиновым игрушками, кубиками, губками, зубными щетками, палочками, нитками,листьями, коктейльными соломинками, ластиками) служит для ребёнка залогом успешности адаптационного процесса, возрастания самооценки, появления сил для выдвижения и отстаивания собственных идей.
музыкотерапия,
· библиотерапия (работа со словом – сочинение сказок, стихов и т.д.),
· данс - терапия, драматерапия.
· Логоритмические игры, пальчиковая гимнастика с музыкальным сопровождением, подвижные игры с ролью и с текстом, хороводы, самомассажы
· Цветотерапия. Педагогам необходимо владеть элементарной информацией о цветотерапии и использовать эти знания в учебно-образовательном процессе.
Метод погружения в определённый цвет в настоящее время активно используется в практике работы ДОУ.
С малоактивными, пассивными детьми - используют для активизации задания с использованием красного, оранжевого или жёлтого цветов.
Это цветовые фотографии, задания с цветовыми фишками и т.д.
Гиперактивным детям предлагаются упражнения с холодными оттенками цвета: голубым, синим или зелёным.
Задания с цветом помогают развивать у детей внимание, сосредоточение.
Терапия водой. Вода первый и любимый всеми детьми объект для исследования. Она даёт ребёнку приятные ощущения, развивает различные рецепторы, предоставляет практически неограниченные возможности развития познавательной активности. Ценность технологии заключается в том, что игры с водой один из самых приятных способов обучения. Это даёт возможность использовать эту технологию для познавательно-речевого развития, обогащения эмоционального опыта ребёнка, при трудностях с адаптацией. (рисование на воде- эбру)
Песочная терапия
Игра с песком - это не только развлечение, но и развитие тактильных ощущений, мелкой моторики рук , восприятия, мышления, памяти, внимания, речи и изображения.
Песок и его исцеляющие свойства были известны еще древним.Тибетские монахи и по сей день практикуют создание из разноцветного песка магических кругов - для достижения совершенства и духовной гармонии.В Китае, Индии и Японии сосуды с песком размещают около входа в дом. Каждый входящий и выходящий опускает руки в песок, чтобы очиститься от дурных мыслей и опасных чувств.
Рисунки на песке «Свободны от ошибок». Рисуя на песке невозможно ошибиться, можно все исправить. А если захотелось, то и превратить один рисунок в другой. Песочную терапию применяют не только на занятиях ИЗО и при знакомстве с литературными произведениями (можно нарисовать литературных героев, сюжет произведения), на окружающем мире(рисуем схематично животных и растительный мир, математике, развитии речи. Работу с песком лучше проводить под релаксационную музыку.
Кроме описанных изобразительных техник и их вариаций, для детей 4-10 лет можно подбирать задания, которые предложены в книгах:
· «Весёлое рождество» и «Весёлые игры» Р. Гибсон и Д. Тайлер;
· «Игры на листе бумаги» М. Дрезниной;
· «Рисуем без кисточки» А. А. Фатеевой;
· «Развитие эмоционального мира детей» Н. Л. Кряжевой.
Примерный список основных правил в работе с детьми:
1. Внимательно слушать друг друга.
2. Не перебивать говорящего.
3. Уважать мнение друг друга.
4. Не обязательно принимать активное участие в занятии, если не хочется.
5. Не говорить плохо - хорошо, правильно - не правильно.
6. Все сказанное на занятии должно оставаться конфиденциальным- если иного решения не было принято.
«Искусство - это время и пространство, в котором живёт красота человеческой души. Как гимнастика выпрямляет тело, так искусство выпрямляет душу.»
В.А.Сухомлинский
Список литературы
1. Аметова Л.А. "Формирование арт-терапевтической культуры младших школьников. Сам себе арт-терапевт". М., 2003.
2. Берн Э. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. – В кн.: Игры, в которые играют люди. – СПб.: Лениздат, 2004
3. Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1965.
4. Зеньковский В.В. «Психология детства» – М., 2000
5. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. "Путь к волшебству, Теория и практика арттерапии". СПб.: Златоуст, 2005.
6. Киселева М.В. "Арт-терепия в работе с детьми". СПб.: Речь, 2008.
8. Копытин А.И. Теория и практика арттерапии. СПб., 2002.
9. Короткова Л.Д. "Арт-терапия для дошкольников и младшего школьного возраста". СПб.: Речь -2001.
10. Лебедева Л.Д. "Практика арт-терапии: подходы, диагностика". СПб.: Речь, 2003.
11. Мухина В.С. Детская психология. Апрель Пресс, М., 2000
12. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. СПб, 2007.
13. Сучкова Н.О. Арт-терапия в работе с детьми из неблагополучных семей. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008.
14.Ковалько, В.И. Здоровьесберегающие технологии [Текст] / В.И Ковалько. – М.: ВАКО, 2007, 160с.