Теоретические аспекты экологического образования детей дошкольного возраста
Леверова Татьяна Викторовна
Корни экологии уходят в далекое прошлое. С первых шагов своего развития человек был неразрывно связан с природой. Он всегда находился в тесной зависимости от растительного и животного мира.Термин «экология» был предложен в середине XIX столетия немецким биологом Эрнстом Геккелем. Термин применялся тогда, когда речь шла об изучении взаимосвязи между растительным и животными сообществами, представляющими устойчивые и организованные системы, сложившиеся в процессе эволюции органического мира окружающей среды.
Детство есть определенный период первоначальной жизни человека и первый этап становления ребенка как личности, когда закладываются основы правильного отношения к себе, к окружающему миру: природе, вещам, людям, играм и ценностной ориентации в нем. А прежде всего, уникальность детства обусловлена его культурно-исторической само ценностью.
С первых лет жизни ребенок ощущает потребность общения с природой в том случае, если взрослые помогают ему открывать чудесный мир, в котором так много загадочного, непонятного, таинственного для ребенка.
Выдающиеся педагоги всех времен отмечали огромную роль природы в человеческом развитии, в становлении человека как гражданина.
Одним из первых зарубежных педагогов, заложивших философскую основу в вопросе о роли природы в формировании личности, был представитель Нового времени (XVII - начало XVIII в.), француз Ж.-Ж. Руссо. Он разработал концепцию «естественного человека» и считал, что в природе -в противоположность обществу- сосредоточено все лучшее, что есть в нашем мире. С его точки зрения, только на лоне природы может быть воспитана гармоничная, нравственно чистая личность-более того, до 12 лет взаимодействие с обществом вообще противопоказано ребенку, т.к. оно может окончательно и безвозвратно развратить его душу.
В России основоположник научной педагогики К.Д. Ушинский писал: «Общение с природой не только доставляет эстетическое наслаждение, но и влияет на формирование мировоззрения детей, на их нравственное развитие, расширяет кругозор, обогащает впечатления».
Еще определённее сформулировал эту мысль В.А. Сухомлинский в книге «Сердце отдаю детям», считая, что в природе нет такой магической силы, непосредственно влияющей на разум, чувства и волю. Природа становится могучим источником воспитания лишь тогда, когда человек познает ее, проникает мыслью в причинно-следственные связи.
«Как важно, чтобы первые научные мысли ребенок познавал в окружающем мире, чтобы источником мысли были красота и неисчерпаемая сложность природных явлений, чтобы ребенка постепенно вводили в мир общественных отношений, труда. Чем больше деятельности, связанной с активным в России познанием природы, тем глубже и осмысленнее становится видение окружающего мира».
«Под экологическим образованием понимается непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально-природной среде и здоровью». (Из концепции общего среднего экологического образования РФ).
Экологическое образование дошкольников становится в настоящее время одним из приоритетных направлений. Чем раньше начинается формирование основ экологической культуры, тем выше в дальнейшем ее уровень. Научить видеть и понимать красоту родной природы, бережно относиться ко всему живому, передать определенные знания в области экологии - главные задачи экологической работы в ДОО.
Цель дошкольного экологического образования:
-способствовать формированию основ экологической культуры и творческого мышления у детей дошкольного возраста, а это обязывает к доступной для ребенка передачи первоначальных знаний об окружающей среде и ее значении для человека;
-воспитанию любви к природе и необходимости ее охраны;
-поддержанию эмоционально-действенного участия в приумножении природных богатств;
- формированию у детей экологического мышления
Задача экологического образования - формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.
-формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка;
-развитие познавательного интереса к миру и природе;
-содержание экологического образования дошкольников;
-формирование первоначальных умений и навыков, экологически грамотного поведения;
-воспитание гуманного, бережного отношения к миру природы;
-формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями;
-формирование первоначальной системы ценностных ориентаций;
Для осуществления поставленных задач необходимо следующее:
-создать предметно-развивающую среду;
-организовать «зеленую зону» или «живой уголок», в которых дети получают первые навыки по уходу за растениями и животными;
-собрать демонстрационный материал, закреплению знаний о природе (картинки, коллекции, альбомы, пословиц о природе, гербарии);
-активно использовать развивающие, познавательные игры, дающие толчок к экологическому познанию мира каждым ребенком и к самопознанию личности;
-рационально использовать земельные участки для выработки экологических знаний у детей: создать экологическую тропу, «Красную книгу», клумбу с растениями;
-больше проводить беседы, лекции об экологии;
-регулярно планировать и проводить тематические прогулки, экскурсии, наблюдать за погодой и природой.
Во время экскурсий и последующих бесед решаются проблемные ситуации (например, спасение птенца – от кошки, которая пыталась поймать его на участке детского сада).
Наши малыши должны учиться смотреть на окружающий мир добрыми глазами, видеть красоту родного края, слушать и уметь понимать пение птиц, скрип снега, звон ручья. Тогда можно будет надеяться, что ни один выпускник детского сада никогда не разрушит муравейник, не обидит даже самое маленькое живое существо, а полученные уроки дети сохраняют на всю жизнь.
Изучение экологических основ должно начинаться с усвоения дошкольником знаний общеобразовательного характера и применимых во всех отраслях жизни. Важно, чтобы эти знания были в основном теоретическими. Частные знания, полученные опытным путем, в таком случае должны быть сделаны на основе обширных знаний и теоретической подготовки.
Таким образом, теоретические аспекты выступают в качестве генетической основы знаний. «Необходимо на ранних стадиях войти в сознание и мышление дошкольников, и занести туда основные научные, экологические, нравственно-экологические понятия».
При таком подходе, в сознании и мышлении дошкольника формируется собственная модель – «базовый образ». На основании этой модели чуть попозже будут использоваться, встраиваться в представления дошкольника эмпирические и теоретические знания, будет генерироваться собственная модель мира ребенка.
Содержание экологического образование детей дошкольного возраста включает два аспекта:
-педагоги передают экологические знания детям;
-и дети используют полученные экологические знания во взаимодействии с окружающим миром (трансформация в отношение). Знания при этом являются обязательным компонентом процесса формирования начал экологической культуры, а отношение — конечным его продуктом.
Истинно экологические знания формируют осознанный характер отношения и дают начало экологическому сознанию. Отношение, построенное вне понимания закономерных связей в природе, социо-природных связей человека с окружающей средой, не может быть стержнем экологической воспитанности, и может стать началом развивающегося экологического сознания, ибо оно игнорирует объективно существующие процессы и опирается на субъективный фактор.