Консультация для родителей
Рисуем вместе с малышом
Симак Марина Владимировна
Рисование – интересный и полезный вид деятельности, приобщающий малышей к миру прекрасного. С помощью рисования развивается творческое начало личности, формируется эстетический вкус, острее ощущается гармония окружающего мира. При обучении детей раннего возраста рисованию необходимо помнить, что в возрасте 1-3 лет ребёнка интересует не результат действия, а само действие- ведь это для него прежде всего игра. Впервые взяв в руки карандаш, ручку или любой предмет, который оставляет след на бумаге, ребёнок начинает его исследовать, проводить множество линий в хаотичном направлении. И здесь важно дать ему насладиться действием - пусть он «чиркает» сколько душе угодно. Но не забудьте, что здесь важно помочь ребёнку пустить процесс рисования на стадии «каракуль» в нужное русло. Обыграйте сюжет будущего рисунка с помощью различных игрушек и предметов, сопровождая рисование эмоциональным комментарием, используя стихи, загадки, потешки и т.д. Такой метод обучения позволит заинтересовать малышей, дольше удерживать их внимание, создаст необходимый эмоциональный настрой и положительный мотив деятельности. Начинать лучше с простых , понятных ребёнку, сюжетов, например: угостим крошками птичку- нарисуем точки. При нанесении точек приговаривайте: « Раз-раз-раз». Этим мы развиваем ритм в движении и речи. «Спрячем зайку» - нарисуем штрихи. Для этого напечатайте или наклейте изображение знакомого ребёнку животного небольшого размера и предложите малышу его спрятать, зачёркивая фломастером. Такой приём постепенно поможет ребёнку научиться закрашивать предмет. А потом животных можно прятать в травке, проводя вертикальные линии сверху вниз. Не надо забывать о том, что тему для изображения необходимо разнообразить: попросить малыша нарисовать платье или рубашку в полоску, тигра или летний ливень. Когда вертикальные линии будут освоены, можно переходить к горизонтальным, что несомненно, труднее для ребёнка: дорожки, разноцветные ленточки, а затем сочетание вертикальных и горизонтальных линий: заборчик, платочек в клетку и т.п. « Ниточка к шарику»- надуйте шарик, завяжите ниткой, рассмотрите его. Обратите внимание на длину нитки. Рисовать к шарику ниточку можно, используя разные подходы. Так, увлекательно нарисовать ниточку мелом к шарикам- магнитикам на доске или мольберте. А на бумаге ниточку рисуем к шарику ( сверху вниз ), нарисованному взрослым или рукой ребёнка , объясняя: « Чтобы шарик не сдулся, завяжем его ниточкой». Когда рисуем, предлагаем ребенку проследить за движением руки и возникающей линией. Это важный момент, так как возникает взаимосвязь «глаз- рука»,что помогает ребёнку увидеть предмет целиком и сопоставить его плоское изображение с объёмным. Кстати, рисуя рукой ребёнка шар, мы уже начали подготавливать детскую руку к изображению округлых форм. Для изображения следующего сюжета поиграйте с ребёнком в клубочки .Покажите ему клубок с нитками , размотайте и смотайте нитки вместе с ребёнком- это упражнение поможет развитию мышц пальцев, координации движений и активной работе мозга. Теперь скажем, что в гости пришла кошечка ( её можно нарисовать на листе, и хорошо, если ребёнок смотрит на то , как вы это делаете), она любит играть с клубочками. Нарисуем много клубочков круговыми движениями, разного цвета, имитируя наматывание ниток. Развитие кругообразных движений в дальнейшем поможет ребёнку создать разные образы. Тем самым он переходит на новый для него уровень развития в рисовании-« головоножек»,когда к округлым предметам затем присоединятся ножки , ручки, появятся глазки. Мы уже порисовали фломастерами , карандашами, ручками, а хочется порисовать ещё и красками . Часто мамы боятся дать ребёнку краски : всё испачкает в доме. Как же быть ? Очень просто : можно использовать мольберт и рисовать на его тёмной стороне водой, а можно прикрепить старые обои узором к стене на уровне глаз ребёнка, ребёнку надеть фартук. Когда малыш изрисует весь лист, его можно поменять. Занимаясь рисованием с маленькими детьми , необходимо учитывать особенности раннего возраста. У малышей ещё не сформированы многие навыки. Они пока не умеют правильно держать карандаш и кисточку, поэтому рекомендуется поправлять положение предметов в их руке: захват осуществляется снизу, карандаш нужно держать тремя пальцами недалеко от грифеля, также тремя пальцами держать кисть, но посередине деревянной ручки, чтобы указательный палец мог свободно постучать по ней. Помыть кисточку- это целое искусство. Но и здесь все направлено на развитие ребёнка. Полоская, мы приговариваем : «Буль – буль». Прижимаем кисть к стенке банки ( для этих целей лучше использовать пластмассовую) –стекает вода, прижимаем к тряпочке – кисть сушится . Полоскание доставляет детям большую радость. Теперь приступаем к набору краски : слегка опускаем кисть в баночку, но так, чтобы верх ворса остался чистым. Что можно рисовать красками? Ручейки, широкие ленточки, мячи, баранки, яблоки и многое другое. Уважаемые взрослые! Не забывайте проявлять искренний интерес к изобразительной деятельности ребёнка, поддерживайте веру в его успех, поощряйте его словами и своим прекрасным настроением!