Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Учимся, играя.
Игры для развития грамматического строя речи у детей 5 - 7 лет

Кириллова Татьяна Константиновна,
учитель-логопед ГБДОУ № 44
Центрального района Санкт-Петербурга

Так как игра является основным видом деятельности детей дошкольного возраста, то её нужно обязательно включать в педагогический и коррекционный процесс образовательной системы. В ходе игры происходит всестороннее развитие личности ребёнка: улучшается память, внимание, мыслительные способности, коммуникативные навыки, творческая активность и инициатива.   

 Основная задача логопедической работы с детьми - научить их связно и последовательно, грамматически  правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни.
Исходя из этого речевые игры, используемые как для формирования правильной речи, так и для коррекции различных её нарушений, решают следующие задачи:
1.Развивают слуховое внимание и восприятие, речевой слух, фонематический слух, артикуляторную моторику, дыхание и голос, мелкую  моторику.
2.Формируют правильное звукопроизношение.
3.Помогают практически усвоить лексические темы  и грамматические  формы разных частей речи, формируют связную речь.
4.Помогают подготовке к грамоте, овладению элементами грамоты.
5.Развивают внимание, память, словесно - логическое мышление, моторную деятельность.
Игра - очень эффективное средство в логопедической работе. При организации речевых игр мы должны руководствоваться определёнными требованиями:
1. Игры не должны быть длительными по времени( 10-15 мин.)
2. Они должны проводиться в неторопливом темпе, чтобы ребёнок имел возможность понять задание, осознанно исправить возможную ошибку
3. Игра должна быть  интересной. В ней обязательны красочное оформление, элементы соревнования, награды.
4. Игра может быть частью логопедического занятия.
5. В игре необходимо добиваться активного речевого участия всех детей.
6. В игре следует развивать у детей навыки контроля за своей  речью  и стремление правильно и достаточно быстро выполнять речевое задание.
7. В игре логопед принимает непосредственное участие,  поощряет ребёнка, оказывает необходимую помощь.
Подбирая игры для логопедической работы, мы должны помнить не только о требованиях к их проведению, но и строго соблюдать принцип отбора:
• от простого к сложному ( сначала в игре развиваем слуховое внимание и лишь после этого переходим к развитию фонематического слуха);
• принцип последовательности;
• принцип систематизации.                                             
Использовать такие игры можно на каждом логопедическом занятии, лексической теме. На одной лексической теме можно комплексно развивать лексико-грамматический строй речи, связную речь , фонематический слух, мелкую и общую моторику, а также общеречевые навыки (в зависимости от лексической темы).  Например,  тема: «Фрукты».  
1. Игра  «Расскажи какой фрукт». Цель: расширение и активизация словаря .  Лимон- кислый, овальный, жёлтый, твёрдый. Яблоко  -…  и т.д.
 2. Игра «Кто больше?» . Назвать, какие знаешь фрукты. В этой игре  можно использовать элементы соревнования.                                             
3. Игра  «Назови ласково» или «Большой-маленький». Цель : образование уменьшительно-ласкательной формы существительных.
Например : апельсин-апельсинчик, яблоко-яблочко, лимон-лимончик и т. д.       
4. Игра «Один-много».  Цель: образование множеств. числа существительных. В этой игре можно использовать мяч.  Яблоко-яблоки,  лимон-лимоны, груша-груши и т.д.
         5. Игра «Весёлый повар». Образование относительных прилагат.   Повар приготовил сок из яблок (какой?) – яблочный, варенье из груш-грушевое, и т.д.
       6.Составить рассказы-описания, загадки –описания о фруктах по плану. (цвет, форма, вкус, какой фрукт на ощупь, где растёт, что можно из него приготовить?). В этом задании-игре обязательно используется картинный материал.
       7. Пальчиковая игра «Яблоня». Развитие мелкой моторики.
       8. Игра «Назови фрукт». Развитие фонематического слуха. Название  какого фрукта начинается со звука «а»?  (апельсин, абрикос).

Игры, которые я предлагаю, могут быть использованы в работе учителей-логопедов, воспитателей, как специальных логопедических групп, так и массовых групп детских садов, а также родителями при  занятиях с детьми.

1. Игра «Один-много» по теме «Мебель» .
( дифференциация существительных единственного и множественного числа).
1 ВАРИАНТ ИГРЫ.
У взрослого один предмет, у ребёнка - несколько предметов (картинки). Можно использовать настоящую мебель.
Взрослый (логопед) : У меня стол, а в магазине
Ребёнок:  А в магазине - столы
Шкаф - шкафы
Диван  -диваны
Кресло - кресла. И т. д.
2 ВАРИАНТ ИГРЫ.
Логопед: У меня стол, а в магазине много … (?)
Ребёнок: А в магазине много столов.
2. Игра «Магазин посуды»
 (словообразование существительных с помощью суффиксов – ниц - , - ч -).
Взрослый (логопед) задаёт вопросы, где хранятся предметы (хлеб- в хлебнице,  сахар- в сахарнице, конфеты – в конфетнице, и т. д.). В игре можно использовать настоящие предметы и посуду или картинки.
После называния предмета дети кладут его в ту ёмкость, в которой он хранится.
-Давай поиграем. Я буду покупателем а ты- продавцом. Мне нужна посуда для супа, как она называется? 
Ребёнок: - Супница.
- Как называется посуда, в которую кладут селёдку ? (Селёдочница).
-Как называется посуда, в которую наливают соус? (Соусница).
- Как называется посуда, в которую кладут салат? (салатница).
-Как называется посуда для конфет (конфетница) , молока (молочник), хлеба (хлебница)?
3. Игра «Назови ласково»
 (образование уменьшительно-ласкательной формы существительных ).
1 ВАРИАНТ ИГРЫ.
   Логопед предлагает детям пригласить в гости куклу. Кукла маленькая, и её можно назвать «куколка». Все предметы для куколки маленькие и поэтому их надо называть ласково. В процессе игры дети воспроизводят уменьшительно-ласкательные формы существительных.
Стол – столик
Шкаф – шкафчик
Стул – стульчик
Ваза – вазочка
Салфетка –салфеточка
Ваза – вазочка
Тарелка – тарелочка
Ложка – ложечка
Огурец – огурчик
Помидор – помидорчик и др.
2 ВАРИАНТ ИГРЫ.
Игра «Назови ласково»
 ( закрепление согласования прилагательного и существительного , образования уменьшительных форм прилагательных ).
          Логопед произносит часть фразы, а дети её заканчивают, добавляя слово.
Цветок красный, а цветочек ( красненький ).
Яблоко сладкое, а яблочко (сладенькое).
Чашка синяя, а чашечка (синенькая).
Груша жёлтая, а  грушка (жёлтенькая).
Солнце тёплое, а солнышко (тёпленькое).
Цыплёнок пушистый, а цыплёночек (пушистенький).
Дом низкий, а домик (низенький).
Морковь вкусная, а морковочка (вкусненькая).

4.  Игра « Два брата ИК и ИЩ».
(Образование уменьшительно- ласкательных и увеличительных суффиксов существительных).
Для этой игры понадобятся картинки двух разных человечков (гномиков).
- Жили два брата. Одного звали ИК, он был маленький и худенький. А другого ИЩ, он был большой и толстый. У каждого из братьев было своё жильё. ИК имел домик, ИЩ- большой домище. Какой же дом был у брата ИК? (Маленький.) А какой дом был у ИЩ? (Большой. )
Предлагаем подумать, что могло быть у каждого из братьев в их облике, доме.
У ИКА был носик, а у ИЩА? …
Ротик- ротище
Лобик-лобище
Глазик-глазище
Ручки-ручищи и т.д.
          Делается вывод: если в слове слышится  –ик-, это значит, что предмет маленький, а если –ищ- значит предмет большой.
1 ВАРИАНТ ИГРЫ. Игра с мячом.
Логопед: Я буду говорить два слова и бросать мяч, а вы мне будете отвечать одним словом, используя –ик или –ищ. Например, я буду говорить «маленький стол», а вы отвечать: «столик». Я буду говорить «большой дом», а вы –«домище».
2 ВАРИАНТ ИГРЫ.
Кустик-кустище
Котик-котище
Шарфик-шарфище
Ножик-ножище
Коврик-коврище
Слоник-слонище и т. д.
3 ВАРИАНТ ИГРЫ. (С использованием картинок).
Рука-ручка-ручища
Хвост-хвостик-хвостище
Сапоги-сапожки-сапожищи
Дом-домик-домище
Кот-котик-котище
Диван-диванчик-диванище
Слон-слоник-слонище

5. Игра «Кто за ёлочкой?»
 (образование и употребление притяжательных прилагательных по теме «Дикие животные».)
Используется большая картинка с изображением ёлки с прорезью для картинок.
1 ВАРИАНТ ИГРЫ.
Логопед вставляет в прорезь картинку (хвост или морду животного ) и спрашивает: « Чей это хвост (морда) ? Кто спрятался за ёлочкой?»
Ребёнок: -Это лисий хвост. За ёлкой спряталась лиса.
2 ВАРИАНТ ИГРЫ.
Дети сами задают друг другу вопросы: - Чей это хвост (морда)?
Вставляют в прорезь картинку. Отвечают на вопрос. Логопед перед игрой сообщает детям, что за ёлочкой прячутся животные, какие нужно догадаться.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»