Создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста к ДОУ
Ефремова Елена Михайловна,
педагог-психолог ГБДОУ детский сад № 46
Среда дошкольных учреждений имеет свою специфику. Особенностями ДОУ является одновременное длительное пребывание вместе довольно значительного числа детей, а также определенные стандарты в подходе к детям. Для того, чтобы предотвратить какие-либо нежелательные проявления как со стороны состояния здоровья, так и всестороннего развития ребенка, надо проявлять постоянную заботу о совершенствовании работы в детских дошкольных учреждениях.
В нашем саду разработана система работы по адаптации ребенка к дошкольному учреждению.
1. Профилактический блок.
1.1. Анкетирование родителей при записи ребенка в ДОУ.
1.2. Родительское собрание для вновь поступающих детей с участием заведующей, методиста, медицинского персонала и педагога-психолога.
1.3. Индивидуальный прием родителей детей группы риска (возможные трудности адаптации) – по результатам анкетирования и наблюдений за детьми.
2. Адаптационный блок.
2.1. Работа детско-родительской группы «Давайте знакомиться».
2.2. Постепенное вхождение ребенка в ДОУ.
2.3. Печатная информация на стендах и в родительских уголках.
2.4. Первичный прием родителей и детей психологом (для детей с трудностями в адаптации)
2.5. Медико-педагогическое совещание по адаптации детей к ДОУ, определение причин сложностей и методов их устранения.
3. Диагностический блок.
3.1. Наблюдение за ребенком по картам развития.
3.2. Анкетирование воспитателей.
3.3. Анкетирование родителей.
4. Сопровождение и коррекция.
4.1. Первый блок программы Е.М. Ефремовой
4.2. ЕА Лисина «Баиньки», имаготерапевтическая, релаксационно-оздоровительная программа социально-психологической адаптации и оздоровления.
4.3. Екатерина и Сергей Железновы. Музыка с мамой «Веселые песенки для подвижных игр от1,5 до 4 лет»
Программа адаптации представлена комплексом мероприятий по работе с семьей, работе с педагогами, работе с администрацией.
Задачи программы:
1. Преодоление стрессовых состояний у детей в период адаптации к детскому саду.
2. Развитие навыков взаимодействия детей друг с другом.
3. Формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей.
4. Снижение родительской тревожности
Из практики хорошо известно, что при переходе ребенка из одной среды в другую происходят неблагоприятные для его развития изменения в поведении и психике. Резкое изменение привычных условий может привести к срыву в системе высшей нервной деятельности по типу «психического стресса». Поэтому мы уделяем большое внимание преемственности семьи и детского сада. Мы заранее информируем родителей о том, что надо сделать, чтобы облегчить детям овладеть новой микросоциальной средой, снизить заболеваемость в первое время после поступления в ДОУ. На первом родительском собрании родители получают информацию о подготовке ребенка к дошкольному учреждению и «домашнее задание» на лето, чтобы они смогли приблизить домашние условия к условиям в детском саду.
Одной из наиболее интенсивно развивающихся потребностей у маленького ребенка является ориентирование в среде, которая его окружает. Насколько быстрее происходит изменение среды, настолько сильнее отрицательные эмоции, отклонения в поведении более продолжительные и адаптация значительно затруднена. Из этого можно сделать вывод, что предварительное знакомство ребенка с новой средой в ДОУ создает наиболее благоприятные условия и возможности для легкой и быстрой адаптации.
Познакомиться с новой средой дети могут при посещении семейной детско-родительской группы. В этом процессе ознакомления и связывания с окружающей средой дети естественно и спонтанно ищет помощи у взрослых. И тогда в этот очень трудный для ребенка период адаптации воспитатель «вводит» его в эту среду, чтобы ребенок почувствовал его защиту и стал привязанным к нему. Если созданное эмоциональное отношение между маленьким ребенком и социальной средой (воспитатель и остальные дети) положительное и сильное, оно в значительной мере может заменить или компенсировать недостатки новой социальной среды (изменение обстановки, незнакомые люди и т.д.). Это первоначальное создание положительного отношения, привязанности к воспитателю с последующим «перенесением» положительного отношения к более широкому кругу людей к новой среде. Благодаря эмоциям, привязанности детей к воспитателю, который вводит их в новые условия и создает положительное отношение к детским яслям, адаптация ребенка облегчается.
Семейная адаптационная группа работает до начала посещения детьми ДОУ. Встречи проходят до начала посещения детьми ДОУ. Находясь с мамой или папой, дети могут знакомятся и играют со своими воспитателями и будущими друзьями. Встречи проходят в утреннее время в физкультурном зале. Длительность занятий 40 минут. Начало занятий – последняя неделя августа. Длительность работы группы 2 недели. С первого сентября часть детей заканчивает посещение адаптационной группы и переходит в ДОУ. Группа продолжит свою работу еще одну неделю. Дети и родители могут начать посещать адаптационную группу в любой день работы группы.
1. Август. Работа детско-родительской группы. « Я играю только вместе с мамой»»
2. Август-сентябрь. Работа детско-родительской группы. «Мама рядом».
3. Сентябрь. Постепенное вхождение ребенка в группу ДОУ.«Я немножко поиграю с тетей».
4. Октябрь. Постепенное вхождение ребенка в группу ДОУ «Мне хорошо здесь, я готов отпустить тебя».
Таким образом создается возможность для облегченного приобщения ребенка к условиям новой среды. Уменьшение отрицательных эмоций и постепенное их исчезновение отражается положительно на поведении детей и снижение заболеваемости в период адаптации.