Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Развитие социальных отношений детей дошкольного возраста

Соболь Ирина Александровна,
воспитатель ГБДОУ № 1
Петродворцового района Санкт-Петербурга
Социальное воспитание ребенка - это общение ребенка в обществе, общение среди сверстников, среди взрослых. Главная задача педагога дать знания об искусстве человеческих взаимоотношений. Убедить детей в том, что только они сами, их собственные мысли, чувства и действия, способность оценить других, понять и выразить себя через общение является путем к успеху в жизни, к возможности завоевать сердца людей.
 Для ребенка группа детского сада - это первое социальное объединение детей, в котором они занимают различное положение. В дошкольном возрасте проявляются различные взаимоотношения: дружеские и конфликтные, выделяются дети, испытывающие трудности в общении. В этом случае на помощь приходит педагог, используя различные методы и приемы.
Одним из главных методов является игра. Через игру воспитатель может не только выявить причины конфликтных ситуаций, но и разрешить их. Если ребенок вступает с детьми в конфликты и никакие беседы, уговоры не приводят  к положительному результату, тогда можно в игровой форме используя куклу Незнайку, разыграть сценку, Незнайка нарушал все правила поведения и вступал в конфликт с детьми. Конфликтному ребенку можно предложить исправлять все действия Незнайки. Учиться рассуждать, оценивать, анализировать ситуации. Ребенок входит в роль учителя и исправляет не только Незнайку, но и дает советы другим детям.
Можно использовать игры, которые помогают застенчивым детям раскрыться, раскрепоститься быть более уверенными. Очень хорошо использовать в работе с детьми театрализацию. Так как ребенку легче общаться с миром сказок, близким к их пониманию. В гости к детям могут придти и зайчики, и мишка любые герои из сказок. На флонелеграфе можно разыграть различные народные сказки, где возникали конфликтные ситуации, а сама сказка помогала их разрешить. Это такие произведения, как «Заячья избушка», «Два жадных медвежонка», «Теремок». Есть целый ряд русских народных сказок о добре, которое всегда побеждает зло, о чудесах, о подвигах.  Каждый ребенок, послушав сказку, уже может оценить ситуацию, понять, что хорошо, что плохо, понять как нужно себя вести в определенной ситуации.
Очень большое значение в социальном воспитании ребенка помогает постановка театрализованных спектаклей. В подготовительной группе можно поставить сказку «Золушка», в младшей « Теремок». Постановка сказок помогает детям прожить, самостоятельно почувствовать ситуацию, затронуть взрослый мир. В сказках и сценках, в доступной форме для детей раскрываются темы дружбы, товарищества, взаимопомощи. Именно в этом возрасти полезно, показывать детям пример дружбы, доброты, правдивости, трудолюбия. Важно, чтобы такая работа проводилась систематически.
           Учиться выходить из конфликтных ситуаций самостоятельно помогают игры, как театрализованные, так и сюжетно - ролевые: семья, больница, магазин, парикмахерская, строители и т.д. Ребенок  в игре сам не замечает, как входит в  социальный мир взрослых, постепенно готовясь к реальной жизни.
Детям старшего дошкольного возраста можно предложить разрешать различные психологические ситуации. Например: разыграть или проговорить следующие ситуации, происходящие в автобусе, в группе, на прогулке, дома. И дать возможность самим ее разрешить, самим сделать выводы.
  Можно с детьми использовать игровые приемы. Например: В раздевалке на каждом шкафчике поместить небольшую любимую игрушку ребенка, приходя в детский сад, поздоровается с ней, у него поднимается настроение, он делиться  с ней радостью, или  может пожаловаться, если его обидели. Даже замкнутые дети беседуют со своим другом. Тем самым, первая ступень к общению уже пройдена и, зайдя в группу ребенок готов к встрече с окружающими.
         Можно использовать индивидуальное взаимодействие и групповое с использованием игры. Например: в игре «Тайна моего Я» ребенок учиться видеть и понимать себя, осознавать то, что хорошо думать и говорить о себе - это проявление чувства собственного достоинства. А игра «Кто такая Я» учит различать индивидуальные особенности своей внешности, лица, роста, возраста (эта игра используется для детей 3-4 лет). Я привела лишь несколько примеров дидактических игр, взятых из книги «Азбука общения». Но даже из этих примеров можно сделать вывод, что для ребенка общение и понимание своего Я в обществе одна из главных задач, стоящих перед педагогом.
 
Занимаясь с детьми, педагог находится в постоянном поиске новшеств, чтобы найти контакт с детьми и главное, чтобы детям было интересно, и приносило радость.  

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»