Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Конспект занятия по мотивам русской народной сказки для детей старшего возраста

Гуси-лебеди

 Яровая Любовь Александровна,
логопед ГБДОУ детский сад 105
Невского района Санкт-Петербурга

Коррекционно-образовательные цели:
  • активизировать словарный запас по теме "дикие животные", "ягоды"
  • закрепить знание антонимов
  • упражнять детей в образовании относительных прилагательных
  • закрепить умение образовывать существительные в форме множественного числа творительного падежа
  • упражнять детей в образовании приставочных глаголов
  • закрепить умение образовывать родственные слова
  • развивать элементарные математические представления
 Коррекционно-развивающие цели:
  • развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику
  • развивать у детей чувство темпа и ритма
  • формировать правильное речевое дыхание
  • закреплять умение изменять силу и высоту голоса
  • развивать слуховое внимание и память
  • развивать связную речь
  • развивать звуко-буквенный синтез
Воспитательные цели:
  • формировать взаимопонимание, самостоятельность, активность, инициативность и ответственность
  • воспитывать эстетические чувства, любовь и бережное отношение к живой природе
Оборудование:
пластмассовые цилиндры с буквами, компьютер, проектор, экран.
 
I. Организационный момент
Дети заходят в зал под звучание русской народной мелодии и садятся на места.
 
II. Ход занятия.
Логопед: Сядем, деточки рядком, да поговорим ладком
                 Про сказки русские, известные и до сих пор нам интересные.
-  Жили-были старичок со старушкою, у них была дочка Алёнушка да сынок маленький Иванушка.
- Дочка, дочка, - говорит мать, - Мы пойдём на работу, принесём тебе булочку, сошьём платьице, купим платочек. Будь умна, по дому приберись, братца береги, со двора не уходи.
Старшие ушли, а Алёнушка дома прибирается, хлопочет.
 
1. Пальчиковая гимнастика "Алёнка". Координация речи с движениями.
Дети произносят слова и выполняют движения.
Алёнушка наша                                     Хлопок ладонями, удар кулаками друг
Шустра и быстра:                                 о друга - 2 раза.
Воды наносила,                                     Загибают пальчики по одному,
Сарафан дошила,                                  начиная с большого.    
Носок довязала,
Ягод насобирала,
Песню допела,
Везде поспела.                                      Хлопок ладонями, удар кулаками друг
В охотку её дело.                                 о друга - 2 раза.
Логопед: все дела по дому Алёнушка переделала, посадила братца на травку под окошком, а сама побежала на лужок, с подружками играть, хороводы водить.
 
2. Подвижная игра "На лужайке поутру".
Дети произносят слова и выполняют соответствующие движения.
На лужайке поутру                                 Дети встают в круг, берутся за руки.
Мы затеяли игру.
Я - подснежник, ты- вьюнок.
Становитесь в наш венок.
Раз, два, три, четыре,                            Дети делают 4 шага назад, расширяют круг.
Раздвигайте круг пошире.
А теперь мы ручейки,                          Бегут по кругу.
Побежим вперегонки.
Прямо к озеру спешим,                       Раздвигают круг.                     
Станет озеро большим.
Становитесь в круг опять,                   Смыкают круг.
Будем в солнышко играть.                  Бегут по кругу.
Мы - весёлые лучи,                              Тянутся на носочках, руки вверх
Мы резвы и горячи.                             Прыгают, руки на поясе.
 
3. Развитие грамматического строя речи. Образование существительных в форме множественного числа творительного падежа.
Логопед: Налетели вдруг Гуси-лебеди, подхватили Иванушку и унесли его на крыльях в тёмный лес. Отправилась Алёнушка искать братца. Идёт по лесу, торопится. А в лесу звери дикие с детёнышами ходят-бродят. Ребята, давайте посмотрим, кого встретила Алёнушка в лесу. На экране появляются изображения.
Ребёнок 1: Алёнушка встретила медведицу с  медвежатами.
Логопед:  А если детёныш один, как назовём?
Ребёнок 1: Медвежонок.
Ребёнок 2: Зайчиху с зайчатами.
Логопед: А если детёныш один, как назовём?
Ребёнок 2: Зайчонок.
Ребёнок 3: Алёнушка встретила волчицу с волчатами.
Логопед: А если детёныш один, как назовём?
Ребёнок 3: Волчонок.
Ребёнок 4: Алёнушка встретила белку с бельчатами.
Логопед: А если детёныш один, как назовём?
Ребёнок 4: Бельчонок.
Ребёнок 5: Алёнушка встретила лисицу с лисятами.
Логопед: А если детёныш один, как назовём?
Ребёнок 5: Лисёнок.
Логопед: спрашивала у них Алёнушка, не видали ли они, куда гуси-лебеди полетели, но ничем ей звери помочь не могли.
 
4. Развитие артикуляционной моторики. Образование относительных прилагательных.
Логопед: Пошла Алёнушка дальше. Видит, печка стоит. Просит печка девочку открыть заслонку, вынуть пирожки, пока они не сгорели. некогда было Алёнушке, но пожалела она печку, вынула пирожки. А мы покажем, как пирожки да ватрушки в печку попали.
Дети вместе с логопедом выполняют под музыку следующие артикуляционные упражнения:
  1. "Месим тесто". Толкать языком в одну щёку, затем в другую.
  2. "Раскатаем тесто". С силой протягивать язык через зубы и втягивать обратно в рот.
  3. Держать язык широкой лопаткой.
  4. "Кладём начинку". Заворачивать края языка.
  5. "Печём пирожки". Надувать щёки и медленно выпускать воздух через округлённые губы, произнося "пух-х-х".
  6. "Вкусный пирожок". Облизать губы языком.
Логопед: Ах, какие вкусные пирожки у нас получились, да с вареньем разным. А давайте придумаем, какое варенье можно в пирожки положить.
Наварила наша мама ароматного варенья,
Вкусного такого, ну просто объеденье! 
Вот сейчас возьму я ложку и отведаю немножко;
Из вишни варенье - вишнёвое,
(дальше дети отвечают по аналогии. На экране появляются соответствующие изображения)
Логопед: Из клубники...
Логопед: Из черники...
Логопед: Из крыжовника...
Логопед: Из смородины...
Логопед: Из рябины...
Больше съесть я не могу...
 
5. Развитие слухового внимания, элементарных математических представлений.Упражнение "Яблоки".
Логопед: Идёт Алёнушка по лесу дальше, через сломанные ветки перешагивает, через лужи перепрыгивает, с кочки на кочку скачет.(Дети выполняют соответствующие движения через воображаемые преграды). Вышла на опушку леса, видит, яблонька растёт. А на ней яблок видимо-невидимо. А давайте мы с вами эти яблочки посчитаем.
Логопед: Три яблока.
                  Одно сорвать
                  Ручонка так и тянется.
                  Но прежде надо сосчитать -
                  А сколько же останется?....
Логопед: Три яблока из сада
                  Ёжик притащил.
                  Самое румяное
                  Белке подарил.
                  С радостью подарок
                  Получила белка.
                  Сосчитайте яблоки
                  У ежа в тарелке...
Логопед: Яблоки в саду поспели,
                  Мы отведать не успели
                  Пять румяных, наливных,
                  Два с кислинкой.
                  Сколько их?..
Логопед: Четыре спелых яблока
                  На веточке качалось.
                  Два яблока снял Паша,
                  Сколько же осталось?..
Логопед: На берёзе три толстых ветки, на каждой толстой ветке по три тоненьких веточки. На каждой тоненькой веточке по одному яблочку. Сколько всего яблок?..
Молодцы ребята! Яблочки мы посчитали, а теперь пора нам с Алёнушкой дальше в путь-дорогу отправляться, Иванушку из беды выручать.
 
6.Развитие навыков звуко-буквенного синтеза.
Логопед: Шла Алёнушка, шла и до речки дошла. А река широкая, да глубокая. Как же ей на другой берег перебраться?
Дети: нужно построить мост.
Логопед: Посмотрите, ребята, на берегу реки камни лежат, а на камнях буквы написаны. попробуем из них слово сложить, может, тогда сможем на другой берег перебраться.
Дети складывают из букв слово "МОСТ", "переходят на другой берег".
 
7.Фонопедические упражнения "В лесу"
Логопед: Идёт Алёнушка по лесной тропинки, к лесным звукам прислушивается.
Скрипит старое дерево.                            Дети пропевают "а-а-а" бас на связках              
Воет ветер в кроне деревьев.                    Пропевают "у-у-у", изменяя голос по высоте.
Шелестят листья на ветру.                        Призносят "ш-ш-ш" на продолжит. выдохе
Квакают на болоте лягушки.                    Пропевают "ква" в низком регистре.
Зудят комары.                                             Припевают "з-з-з", меняя силу голоса.
Страшным голосом ухает филин.            Произносят "ух" самым низким и самым высоким голосом
Логопед: Наконец, зашла Алёнушка в самую чащу, видит, дом Бабы-Яги стоит. Иванушка у неё в избе сидит, плачет. Затаилась Алёнушка, дождалась, когда Баба-Яга из дома уйдёт, взяла братца на руки и побежала домой. А гуси-лебеди отправились в погоню.
 
8. Координация речи с движениями и музыкой, образование приставочных глаголов.
Полетели, полетели                                 Дети поют и выполняют соответствующие движения
И до неба долетели.                                   
В стороны разлетелись,
Разлетелись, разлетелись.
Снова в стаю все слетелись,
Все слетелись, все слетелись.
Полетели, полетели,
Вокруг дома облетели,
Улетели, улетели
вдаль за детьми...(П.И.Чайковский "Печальная песня")
Логопед: Но гуси-лебеди не смогли догнать детей и Алёнушка с братцем прибежали домой. А там и мать с отцом пришли.
 
III. Заключительная часть. Работа с антонимами.
Логопед: Хорошая сказка у нас получилась. А давайте с вами вспомним: Баба-Яга была злая, а Алёнушка...
Баба-Яга старая, а Алёнушка...
Когда у Алёнушки братца украли она была грустная, а когда она нашла его и домой вернулась стала...
Деревья в лесу высокие, а кусты ...
Река широкая, а ручеёк...
Молодцы. Тут и сказке конец, а кто слушал молодец!
 
 
 
 

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»