Методическая разработка
Сценарий сказки «Как звери весну искали» с авторскими элементами
(для театра кукол бибабо)
Александрова Маргарита Эдуардовна,
воспитатель высшей кв. категории
ГБДОУ д/с № 30 компенсирующего вида
Калининского района Санкт-Петербурга
Дошкольный возраст является наиболее сенситивным периодом одом для эмоционального развития. Эмоциональная регуляция поведения у детей является ведущей, с развития эмоциональной сферы начинается познание ребёнком окружающего мира и общения с людьми. От того, как ребёнок научится « читать» эмоции, понимать и управлять ими зависит уровень его развития. Театрализованные игры развивают эмоциональную сферу, заставляя ребёнка сочувствовать персонажам, сопереживать им. Дети мысленно переносятся в положение другого человека. Театрализованные игры формируют опыт социальных навыков поведения, благодаря этому ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. Проблемные ситуации опосредованы от лица персонажей, что помогает преодолевать робость, «зажатость»,. В процессе работы над выразительностью речи персонажей, совершенствуется звуковая культура речи, обогащается и активизируется словарный запас , улучшается диалогическая речь .Театрализованные игры проходят на высоком положительно-эмоциональном фоне. Проводя целенаправленную работу по данному направлению, я отметила значительные улучшения в развитии эмоциональной сферы у детей. Они могли не только определять эмоциональное состояние других людей, но и причину данного состояния, самостоятельно выбирая линию поведения. Повысился уровень развития мелкой и общей моторики, лицевой мускулатуры. Все дети с радостью принимали участие в театрализованных играх.
В работе использовались разные виды театра, знакомые детям художественные произведения и сказки, составленные воспитателями и родителями.
Представляю сценарий сказки «Как звери весну искали» с использованием театра кукол бибабо.
Предварительная работа над сказкой в разных видах детской деятельности.
Виды детской деятельности |
Содержание деятельности |
Коммуникация |
Рассказывание сказки «Как звери весну искали». Беседа по сказке. Обсуждение поступков персонажей сказки, обсуждение сказки, явлений природы. Пересказ сказки, разучивание диалогов. Составление описательных загадок «Узнай героя по описанию» Составление рассказов по картинам о весне. Дид. игры : « Цепочка слов» «Когда это бывает» «Какая бывает весна» «Узнай по интонации героя сказки» |
Восприятие художественной литературы |
Чтение рассказов и стихов об образе животных, птиц , явлениях природы в весенний период (рекомендованные воспитательно- образовательной программой) . Отгадывание загадок «о животных, о весне. |
Познавательно- исследовательская |
Беседы по теме « Что будет если…( Не наступит весна. Зайчик не отправится за советом к лесным зверям…) « Что было бы если бы Петя отправился на речку « Почему лёд весной тает» ( выявить агрегатные состояния воды при повышении температуры) « характерные особенности весеннего времени года и зависимость образа жизни, внешнего вида животных от времени года» |
Игровая |
Дид. игры: « Узнай героев сказки по следам, по частям тела» « Определи выражение лица у героев сказки». Сюж -ролевая игра « Путешествие в весенний лес» « Зоопарк» . Строительные игры « Домик для зайки, ежа и др. персонажей сказки». Народная игра « Заяц белый куда бегал» « у медведя во бору». Театрализованные игры – настолльный театр, пальчиковый театр, тростевой театр по сказке « Как звери весну искали» |
Продуктивная |
Рисование , лепка, аппликация, пластикография: « Персонажи сказки» « Весна пришла» « В весеннем лесу» « Дорисуй героя сказки» « Волшебный лес» |
Двигательная |
Игры на выразительность движений: « Разные походки» « Угадай кто я?»( герои сказки). Игры на развитие мелкой моторики. Подвижные игры « Бездомный заяц» « Хитрая лиса» Народная игра « Заяц белый куда бегал» « у медведя во бору» |
Трудовая |
Ручной труд из бросового, природного материала, из бумаги, оригами : « Герои сказки «Какая бывает весна» . Изготовление декораций к игре. Изготовление пригласительных к театрализованной постановке. |
Музыкально- художественная |
Прослушивание произведений из альбома П.И. Чайковского « Времена года» . Разучивание песен о весне. Прослушивание аудиозаписи « Пение птиц». Разучивание танцев « Весёлый зоопарк» « Зайки» |
Взаимодействие с семьёй: Изготовление кукол бибабо, декораций к сказке, чтение стихов и рассказов о животных, о признаках весны рекомендованные воспитателем, повторение роли с ребёнком, присутствие на театрализованной постановке.
Сценарий сказки «Как звери весну искали» с авторскими элементами.
Действующие лица: Заяц, Ёж, Ворона, Лиса, волк, Медведь, Дятел, Петя , собака Шарик.
( Звучит отрывок из альбома П.И. Чайковского « Времена года. Апрель.» Из-за ширмы появляется Заяц ( кукла бибабо) . Он радуется, поёт.)
Заяц: -Ля-ля-ля .
(К Зайцу подлетает Ворона)
Ворона: - Кар-кар. Что ты так развеселился?
Заяц: - Так ведь весна наступила! Хорошо то как!
Ворона: - Никакая это не весна! И не придёт она к нам! Видишь вон, там ещё снег не растаял, а на реке ещё и лёд. Кар-кар!
Заяц: - Как это не придёт?
Ворона: - А вот так. Не придёт. Я всё знаю! ( Улетая: « Кар-кар» )
Заяц (горько плачет): - Как же мы будем без весны? Как же лето наступит?
( Из- за ширмы появляется Ёж)
Ёж: - Эй, Косой, что ты плачешь? И так сыро. Вон сколько воды!
Заяц: - Ничего ты Ёж, не знаешь. Весны не будет. А-а-а. (плачет)
Ёж: - Да кто тебе сказал?
Заяц: - Ворона, она всё- всё знает!
Ёж: - Как же не будет? А я вот проснулся, травку молоденькую отыскал, подкрепился немного. Ай -ай-ай!
Заяц: - Проснулся, подкрепился! Я вот шубку белую на серую поменял, как мне теперь быть? Меня любой найдёт, и следы путанные не помогут! ( плачет).
( Появляется Лиса)
Лиса: - Что за шум, кто здесь плачет?
Заяц: - Ой, ой, Лиса идёт, побегу, спрячусь. ( убегает за ширму)
Лиса: - Привет, Колючий, что здесь происходит? Это ты так горько плачешь?
Ёж: - Ты, Лиса, ничего ещё не знаешь. Весны не будет. Так Ворона сказала, а она всё знает!
Лиса: - Да что ты такое говоришь! Как это не будет! У меня шубка линять начала, вот посмотри. ( Лиса поворачивается и показывает шубку). А лисятам, как без весны? Что ты?!
Ёж: - Плохо дело. Не выжить нам! Пойду я к Дятлу, расскажу ему, какая беда случилась. (вздыхает и уходит )
Лиса: - Весны не будет… А вон солнышко как припекает.( Поворачивает мордочку к солнцу на декорации) Странно!
(Из-за ширмы появляется Волк у него в лапах букет подснежников)
Волк: - Здравствуй, Кумушка. Что ты такая невесёлая? Смотри, какие я цветы нашёл, подснежники! Волчице своей несу, она у меня очень любит цветы! Вот обрадуется.
Лиса: - Серый, ты ещё не знаешь. Весны не будет! Ворона так сказала.
Волк: - Нет, Лиса, не верю я тебе, да и Вороне тоже! Пойдём- ка к Медведю, узнаем, проснулся он или нет?
Лиса (беспокойно): - Некогда мне! Будет весна, не будет, а я проголодалась. Побегу, добычу поищу. Пока, Серый.
Волк: ( громко кричит) - Медведь, Медведь!
( Появляется Медведь)
Медведь: - Ну что ты раскричался? Медвежат моих разбудишь. Они играли, резвились, только успокоились, заснули, а ты кричишь.
Волк: - Косолапый, весны не будет!
Медведь: - Ну и глупый же ты, Серый! Посмотри вокруг. Вот же она, весна! ( разводит лапами, поворачивается)
Волк ( крутится): - Где? Ничего не вижу!
Медведь: - Посмотри, солнце-то как светит! Вот проталинки, травка зелёная пробивается. А у тебя в лапах то что? Подснежник!
Волк: - Да. это верно. Смотри-ка, почки на деревьях набухли. Побегу, Лису обрадую! (убегает)
( Появляется Дятел, стучит по дереву . Заяц. Ёж)
Заяц: - Дятел, ты всё работаешь. А знаешь, что весны не будет!
Ёж: - Да, да. Ворона так прокаркала!
Дятел: - Весны не будет ! Ха-ха-ха! А ну-ка прислушайтесь! ( звучит аудиозапись с пением птиц). Слышите. Птицы поют, возвращаются из тёплых стран. Хлопочут, гнёзда вьют. А это значит, весна наступила!
Ёж: - Да, я и сам тоже думаю: дни стали длиннее, ночи короче. А мне спать совсем не хочется!
Заяц: - Так говорите, наступила весна? Ой, как хорошо! Ворона опять неправду сказала! Обманула нас!
(Слышится лай собаки, появляется пес )
Шарик: - Ав –ав! Эй, друзья, вы моего Петю не видели? Очень я за него беспокоюсь. Он хотел на речку пойти, а там ледоход , как бы не случилось чего!
Заяц, Ёж: - Нет, Шарик мы никого не видели, мы весну искали! И нашли!
Дятел: - Вон там твой Петя идёт! Я его вижу!
( появляется Петя)
Петя: - Вот здорово! Я сейчас на речке был, там лёд по реке идёт! Шарик, побежали ручейки делать и кораблики пускать.
( Шарик и Петя убегают)
( Перед ширмой выходят все действующие лица с куклами )
Говорят хором: - Здравствуй, весна! .
Воспитатель называет действующее лицо и исполнителя. Артист выходит вперёд и кланяется под аплодисменты зрителей .