Диагностика ринофонии у дошкольников
Груздева Маргарита Александровна,
учитель-логопед ГБДОУ детский сад № 52
компенсирующего вида
Калининского района Санкт-Петербурга
В практике логопеда всё чаще стали появляться дети с гнусавым голосом. Данный дефект речи не всегда обусловлен органическими изменениями в строении периферического отдела речевого аппарата дошкольника. Речь идёт о ринофонии. Ринофония – голосовое расстройство, которое характеризуется увеличением носового резонанса голоса без искажения образования звуков. Голос ребёнка с ринофонией становится монотонным, гнусавым, глухим. (2) Ринофония может быть врождённой и приобретённой, органической (есть анатомическая причина её возникновения) и функциональной. При парезах и параличах мягкого нёба возникает ринофония центрального характера, при которой сохраняется рефлекс глотания. Периферическая ринофония бывает при периферических параличах и парезах, расщелинах мягкого нёба, ограничения его подвижности после удаления миндалин. При этом нарушается рефлекс глотания. При открытой ринофонии ротовые звуки произносятся с носовым оттенком, так как происходит утечка воздуха через носовые ходы. А при закрытой ринофонии носовые звуки произносятся с ротовым оттенком, гласные же звуки приобретают неестественный оттенок. При удалении аденоидов может сохраняться привычная ринофония. (1) Некоторые авторы (3,4) выделяют смешанную ринофонию – состояние речи, характеризующуюся одновременным наличием гипер – и гипоназальным оттенком голоса. Причиной смешанной ринофонии является сочетание непроходимости носа и недостаточность нёбно – глоточного смыкания. Наиболее типичным является сочетание укороченного мягкого нёба и аденоидных разрастаний при условии, что они не участвуют в нёбно – глоточном смыкании, так как в обратном случае аденоиды способны компенсировать нёбно – глоточную недостаточность. Однако на практике это встречается крайне редко.учитель-логопед ГБДОУ детский сад № 52
компенсирующего вида
Калининского района Санкт-Петербурга
Для выявления гиперназализации используют следующие задания:
- Произнести гласные в последовательности от наименее назальных к наиболее назальным: А (ляля плачет), Э (мишка идёт), О (зубик болит), У (пароход гудит), И (мышка бежит).
- Назвать двадцать картинок с изображением двадцати слов, содержащих звуки [п п' б б']. По количеству слов, произнесённых с носовым оттенком, можно предполагать степень нёбно – глоточной недостаточности.
- Произнести одно и то же предложение, не содержащее носовые звуки, например: «У папы пальто. У Оли туфли» - дважды: с открытыми и закрытыми ноздрями. Если гиперназализация имеет место, звучание фразы изменяется. При нормальной функции нёбно – глоточного затвора предложения звучат одинаково.
- лёгкую
- среднюю
- выраженную
Носовая эмиссия выявляется с помощью медицинского стетоскопа. Мембрана подносится к носовым ходам, и во время звукопроизношения хорошо слышно, какие звуки сопровождаются носовой эмиссией, а какие нет. Можно использовать также маленькое стоматологическое зеркальце или медицинский металлический шпатель, который фиксируется под носовыми ходами, и в случае, если носовая эмиссия имеет место, запотевают.
Выявление носовой эмиссии проводится при выполнении следующих упражнений.
Упражнение 1. Произносить слог [пи] (как пищит мышонок) десять раз.
Упражнение 2. Повторить за логопедом десять двусложных слов, каждое из которых содержит два глухих или два звонких губно – губных звука [п б]:
папа, пи – пи, попугай, пупок, пупсик, бабуля, бубен, бублик, би – би (машина), баю – бай (положи лялю спать).
Недостаток носового резонирования (закрытый носовой оттенок голоса) проявляется при произнесении слов, содержащих звуки [м н]. При резко выраженной форме гипоназализации [м] произносится как [б], а [н] как [д]. При закрытии носовых ходов гипоназализация не меняется.
Для выявления гипоназализации при закрытой ринофонии применяют следующие упражнения:
Упражнение 1. Предложить ребёнку спеть, потянуть звуки [м н]. Каждый звук произносится дважды – с открытыми и закрытыми ноздрями. При истинной гипоназальности закрытие ноздрей не влияет на резонанс.
Упражнение 2. Произносить отражённо за логопедом, а затем, по возможности, самостоятельно пары слов с чередованием носовых и ротовых звуков: мама – баба, няня – дядя, мак – бак, нет – дед, море – Боря, Лина – Лида. При гипоназализации звучание разных слов практически не отличается.
Упражнение 3. Произносить отражённо за логопедом, а затем, по возможности, самостоятельно предложения, состоящие из слов с большим количеством носовых звуков, а для сравнения предложение из слов без них:
Мама мыла Милу мылом, Мила мыло не любила.
Няня утром Нину мыла, Нина мыться не любила.
Жили – были дед и баба, и была у них Курочка – Ряба.
При гипоназальном оттенке голоса предложения со стечение носовых звуков звучат крайне неразборчиво. В случае, если ребёнок затрудняется при выполнении упражнений для определения и гипер – и гипоназализации, имея при этом сохранное звукопроизношение, скорее всего у него смешанная ринофония.
Литература:
- Балакирева А.С. Логопедия. Ринолалия. Издание 2-е, исправленное и дополненное – М.: В. Секачев, 2012. – 208 с.
- Ермакова И.И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков: Кн. Для логопеда. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение: АО «Учеб. лит.», 1996. – 143 с.
- Зееман М. Расстройства речи в детском возрасте. /Пер. с чешского языка. – М.: Медицина, 1962. – 298 с.
- Митринович – Моджеевска А. Патология речи, голоса и слуха. – Варшава, 1965. – 365 с.