Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Формирование экологической культуры у детей раннего возраста через игру

Афанасьева Екатерина Андреевна 
Успех в экологическом воспитании 2 - 3-летних малышей обеспечивается, прежде всего пониманием воспитателя их психофизиологических особенностей. Дети этого возраста доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную со взрослым практическую деятельность, эмоционально реагируют на его добрый неторопливый тон, охотно повторяют за ним слова и действия.
Задача раннего дошкольного возраста - заложить первые  ориентиры в мире природы, в мире растений и животных, как живых существ, обеспечить понимание первоначальных связей в природе, понимание необходимости одного-двух условий для их жизни.
Ведущим фактором в интеллектуальном развитие ребёнка этого возраста является конкретный образ предмета, действия с ним. Слова должны следовать за ними – тогда ситуация в целом становится понятной малышу, усваивается им. Отсюда следует, что ведущими видами деятельности в экологическом воспитании младших дошкольников являются неоднократно повторяющееся сенсорное обследование предметов, объектов природы и практическое манипулирование с ним. Всё что можно дать детям в руки, предлагается им для обследования, в которое воспитатель включает как можно больше органов чувств.
Дети берут в руки натуральные овощи, фрукты, гладят и осматривают их, жмут, нюхают, пробуют, слушают, как они скрипят или шуршат, т.е. обследуют их всеми сенсорными способами.
Каждое ощущение воспитатель обозначает словом, просит детей повторять за ним.
     Важную роль в познании детьми объектов природы играют практические моделирующие действия, когда воспитатель изображает руками форму, размер, высоту или длину объектов природы: «рисует» в воздухе круглый помидор, яблоко длинную морковку, большой, круглый арбуз или кочан капусты. Просит детей руками сделать то же самое- движения и действия подкрепляют то, что видят глаза и что обозначено словом.
Воспитатель осторожно вводит игру как метод экологического воспитания. В этом возрасте сюжетная игра только начинается, она ещё не является ведущей деятельностью, поэтому для педагога стоит задача отобрать для ИОС простые и хорошо знакомые образы, игровые действия и слова, через которые будет выражено экологическое содержание. Лучше всего для этой цели подходят образы сказок «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Заюшкина избушка».
С самого начала года воспитатель многократно разыгрывает с куклами Би-ба-бо сказки, начиная с «Репки».
Дед, который вырастил репку, «приходит» на занятия с «фруктово-овощной» тематикой (в его огороде растёт не только репка, а в саду растут яблоки и разные ягоды), знакомит детей с самыми разными плодами, участвует в их обследовании, даёт попробовать и к детям в целом относится доброжелательно.
  Тему домашних животных легко представить с помощью Бабы и Деда из «Курочки Рябы», у которых, кроме кур, живут: корова, коза, лошадь и другие животные. На занятия  «приходит» либо Дед, либо Баба, рассказывают то о корове с телёнком, то о козе с козлятами, показывает, как они их кормят травой, сеном, поят водой. Воспитатель даёт возможность детям на правах помощников поучаствовать в этих операциях- они кормят сеном игрушечных (или изображённых на картине) коров и коз, пасут их, строят для них сараи, сами подражают их действиям и звукам. Такая игра позволяет малышам познавать сельскую действительность, развивает их игровые умения, воображение, закрепляет знание сказок.
Технология экологического воспитания детей раннего возраста включает следующие компоненты:
- разнообразные циклы наблюдений в повседневной жизни(за аквариумной рыбкой, декоративной птицей, елью на участке в зимнее время, осенними цветущими растениями, весенними первоцветами).
Каждый из циклов включает 3-5 наблюдений и позволяет детям получить первые конкретные знания об этих объектах природы;
-Ежемесячные ( в течении одной недели) наблюдения за погодными явлениями, которые сопровождаются ежедневным ведением календаря (с помощью картинок и одеванием дидактической куклы).
- Участие в подкормке зимующих птиц и наблюдения за ними, которые фиксируются в специальном календаре карточками –картинками с их изображением ежедневно в течении одной двух недель в разгар зимней подкормки.
- Проращивание лука-репки в зимнее время и создание календаря его роста: наблюдение за растущим луком ведутся в течении 4-5 недель (1раз в неделю) воспитателем в присутствии детей и с их помощью делаются зарисовки;
- Совместная деятельность воспитателя с детьми в уголке природы по уходу за комнатными растениями, аквариумом- дети приобщаются к трудовым операциям и пониманию их значения для живых существ;
- Рассказывание и обыгрывание народных сказок, рассматривание иллюстраций в книгах;
- Проведение экологических занятий 1раз в две недели;
- Проведение экологических досугов.
Психологи и педагоги (Л.С. Выготский, Н.Н. Поддяков) доказали, что детям первых семи лет жизни присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Следовательно, экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным возможностям.
В дошкольном возрасте он является ведущим, а первые три года - практически единственным способом познания мира. Особенно важно экспериментирование при формировании основ  естественно - научных и экологических понятий. Ведь знания, почёрпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. «Что я слышу - я забуду, что увижу- то запомню, что я сделаю- я пойму».
Это выражение отражает сущность восприятия окружающего мира дошкольником.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что оно даёт детям реальное представление о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе опытов идёт обогащение памяти ребёнка, активизируется его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации, обобщения. Необходимость давать отчёт об увиденном, формировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомления ребёнка с новыми фактами, но и накопление умственных приёмов и операций, которые рассматриваются как умственные умения. Нельзя не отметить положительного влияния исследований на эмоциональную сферу дошкольника, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепления здоровья за счёт повышения общего уровня двигательной активности.
В своей работе воспитатель использует элементарные опыты при ознакомлении детей с объектами неживой природы(вода, песок, глина, воздух, камни),живой природы( какой цвет предпочитают насекомые, превращение бабочки, как кошка язычком чистит себе шёрстку). В процессе занятий и во время прогулок используют исследовательскую деятельность (превращение воды в лёд, откуда дует ветер?).
Прежде всего стараются познакомить ребят с теми фактами действительности, которые, так или иначе, попадают в их поле зрение в быту, в повседневной деятельности( например: свойство воды разливаться, растворять сахар).
Занятие экспериментирование проходят в увлекательной для детей форме: встреча с волшебником, путешествие, помощь герою; с использованием художественного слова(чтение стихотворения, потешки, загадывание загадок), демонстрационный материал(иллюстрации, картинки) и различных «научных штучек»(лупа, магнит, пробирка).
 У детей 2-3 лет ярко проявляется любопытство. Они начинают задавать взрослым многочисленные вопросы, что свидетельствует, как минимум, о трёх важных достижениях: у детей накопились определённые знания; появилось понимание, что знания можно получить вербально от взрослого человека; сформировалось способность сопоставлять факты, устанавливать между ними хотя бы простейшие отношения и видеть пробелы в своих знаниях. Очень полезно не сообщать знания в готовом виде, а помочь ребёнку поставить небольшой опыт.
Дети раннего возраста ещё не способны работать самостоятельно, но охотно делают это вместе со взрослым, поэтому участие педагога в совершенствовании любых действий обязательно. Во время работы можно иногда предлагать выполнить не одно, а два действия подряд, если они просты. Полезно начинать привлекать детей к прогнозированию результатов своих действий: «Что получиться, если…..».
Приобретая личный опыт, дети этого возраста уже могут предвидеть отрицательные результаты своих действий, поэтому реагируют на предупреждения взрослого, но сами следить за соблюдением правил безопасности совершенно не способны.

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»