Расскажи нам сказку, музыка!
Быкова Мария Вячеславовна,
музыкальный руководитель
ГБДОУ детский сад № 50
Калиниского района Санкт-Петербурга
музыкальный руководитель
ГБДОУ детский сад № 50
Калиниского района Санкт-Петербурга
Музыка – воображение – фантазия – сказка – творчество –
такова дорожка, идя по которой ребенок развивает свои духовные силы.
В.А.Сухомлинский
Дети от природы любознательны, постоянный поиск и желания делать что-то абсолютно новое и неизведанное. Но не всегда у детей хватает навыков и умений, поэтому следует создать необходимую обстановку и условия, т. е. творчески проектировочную среду.такова дорожка, идя по которой ребенок развивает свои духовные силы.
В.А.Сухомлинский
Развитие творческого потенциала у дошкольника - это постоянный процесс, который направлен на развитие личности ребенка в целом, поэтому творческое направление включают в себя всю систему познавательных действий: память, восприятие, мышление, воображение,
Накопление музыкальных впечатлений - важнейший этап для развития музыкального восприятия детей.
По мере овладения речью, ребенок может воспринимать музыку более осмысленно и точно, соотносить музыкальные звуки с жизненным явлениями. У детей восприятие музыки формирует более разнообразные впечатления. Приобретая с возрастом некоторые навыки музыкальной деятельности, дети получают возможность активно, творчески осмыслить и закрепить содержание музыки.
Цель: развивать творческое воображение через музыкально- слуховые представления создавая сказочные образы.
Задачи:
Образовательные: формировать музыкально - слуховые представления, свободную ориентировку в не привычных ситуациях, умение применять свой опыт в новых условиях: создавать сказочные образы через ритмо - пластические движения.
Развивающие: развивать у детей творческое воображение, фантазию, поиск решений проблем.
Воспитывающие: воспитывать эстетические чувства, эмоциональную отзывчивость
Предварительная работа: знакомство с произведениями Э.Грига, П. Чайковского, Г.Свиридова, Д. Шостаковича.
Оборудование: костюмы бабочек, разноцветные шарфики, платочки, султанчики, колпачки, мешочки, колокольчики; аудиозапись музыкальных произведений.
Ход мероприятия :
Вводная часть.
музыкальный руководитель встречает детей в музыкальном зале, здоровается с ними песенкой.
Музыкальный руководитель: Ребята! Все вы любите сказки: веселые и добрые, с чудесами и приключениями. Как вы думаете, а музыка может рассказывать сказки?
А с помощью чего она это делает? (С помощью звуков). Да, звуки могут быть ласковые и сердитые, а еще какие? (Грозные, таинственные, шутливые, жалостливые, задумчивые,
мечтательные, легкие и тяжелые).
Предлагаю вам сочинить свою музыкальную сказку, и оживить героев, о которых рассказывает музыка. Только как же попасть в сказку? Может, вы знаете волшебные слова? (Ответы). Тогда возьмемся за руки и произнесем волшебное слово: «Абракадабра!»
Основная часть.
Звучит фрагмент 2 части музыкального произведения Э. Грига «Шествие гномов»
Музыкальный руководитель: Ребята! Посмотрите вокруг, мы попали в сказочную страну на лесную полянку. Присаживайтесь, сейчас мы узнаем, кто здесь живет.
Звучит фрагмент произведения Э.Грига «Бабочка»
Музыкальный руководитель: Вы узнали, о ком рассказала музыка?
А бабочки все были одинаковые или разные?
Покажи, Аня, бабочку, которую ты увидела, прослушав музыку.
А ты, Даша, передай образ своей бабочки, ее настроение.
Никита, а какое настроение у твоей бабочки? (Доброе, ласковое)
А почему такое настроение у твоей бабочки? (Музыка ласковая, легкая, светлая, нежная, мечтательная, кокетливая).
Музыкальный руководитель: Посмотрите, на лесной лужайке собрано много предметов, которые помогут вам передать сказочные образы, выбирайте! (Дети выбирают атрибуты)
Вот вы и превратились в различных бабочек, которые живут в нашей сказке. А теперь их оживим!
Танцевальная импровизация на музыку Э. Грига «Бабочка»
Музыкальный руководитель: Ребята! А бабочки могут только летать, танцевать, играть с ветерком, кружиться? Давайте пофантазируем, что могут делать еще бабочки в сказочной стране?
(Могут петь).
Музыкальный руководитель: Предлагаю вам стать поющими бабочками. Спой, Аня, песенку своей бабочки. (Песенная импровизация). Танюша, а твоя бабочка как поет? (Песенная импровизация).
Вот сколько чудесных мелодий мы услышали.
Музыкальный руководитель: Так жили дружно и весело бабочки (таинственно и медленно): пока не случилось вот что.
Звучит фрагмент музыкального произведения Г. Свиридова «Колдун»
Музыкальный руководитель: О ком же рассказала музыка?
Какой был колдун?
Почему вы так решили? (Музыка была сердитая, колючая, злая, недовольная, грубая, угрожающая, зловещая)
А каким цветом можно раскрасить эту музыку? (Темными тонами)
А какие выразительные средства музыки помогли вам увидеть злого колдуна? (Низкий регистр, скачки в мелодии, сильные доли - акценты, музыка звучала то тихо, то громко, угрожающе)
А что сделал колдун? (Заколдовал бабочек)
Как он колдует? (Руками, заклинаниями, возгласами, ногами, палочками) Теперь оживим колдуна.
Музыкально - ритмическая импровизация на музыку Г. Свиридова «Колдун»
Музыкальный руководитель: Как-то неуютно и тревожно стало, неужели этим закончится наша сказка? Что же случилось дальше - нам вновь подскажет музыка!
Звучит «Танец Феи Драже» П. Чайковского
Музыкальный руководитель: Кто же появился на лесной полянке?
Какая эта фея, почему? (Музыка волшебная, сказочная, переливающаяся, серебристая, легкая)
Звучание какого инструмента помогло увидеть вам эту фею? ( Челеста)
Теперь оживим Фею Драже и расколдуем бабочек.
Музыкально - ритмическая импровизация на музыку «Танец Феи Драже» П. Чайковского
Музыкальный руководитель: Что же победило в нашей сказке: добро или зло? (Добро) А когда на душе хорошо, то
хочется танцевать!
Звучит «Танец» Д. Шостаковича, дети выполняют танцевальную импровизацию.
Музыкальный руководитель:
Вот какую замечательную сказку мы сочинили с вами. А как мы ее назовем?
Из предложенных детьми названий выбираем одно - «Заколдованные бабочки».
Музыкальный руководитель: Предлагаю сыграть всю сказку от начала до конца. Нам нужны бабочки, Фея, колдун. (Дети сами выбирают роли). Артисты готовы? Внимательно слушайте музыку, она - умная и добрая подсказчица. Итак, наша сказка начинается.
Дети играют сказку, передавая музыкальные образы ритмо - пластическими движениями. В конце сказки звучит бой часов.
Заключительная часть.
Ребята! Время в волшебной стране закончилось, пора возвращаться. Возьмемся за руки, скажем волшебное слово: «Абракадабра!»
Вот мы и вернулись в наш зал, время нашей встречи закончилось, пора прощаться. Дети поют прощальную песенку.