Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Использование кинезиологических упражнений в работе с детьми дошкольного возраста

Шатунова Татьяна Александровна,
воспитатель ГБДОУ № 19 комбинированного вида
Красносельского района Санкт-Петербурга
Описание: В статье представлен опыт работы по использованию кинезиологических упражнений. Данный материал будет полезен для работы воспитателей, учителей - логопедов, педагогов – психологов, родителей.
Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов по использованию нетрадиционных форм развития мелкой моторики в работе с детьми дошкольного возраста.
Задачи:
1. Познакомить педагогов с кинезиологическими упражнениями, как одной из форм здоровьесберегающей технологии.
2. Разучить с участниками пальчиковые игры, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного.
3. Закрепить умения участников применять полученные знания в практике.
Оборудование: мультимедийная презентация, буклеты.
Здоровье – это базовая ценность и необходимое условие полноценного психического, физического и социального развития ребенка. Не создав фундамент здоровья в дошкольном детстве, трудно сформировать здоровье в будущем. Ребёнок 3-7 лет проводит до 70% времени в детском саду. Поэтому задачей педагога является создание условий, раскрывающих резервы детского организма, способствующих росту, развитию и сохранению здоровья. Выполнять данные правила помогают прочно вошедшие в образовательную среду современные здоровьесберегающие технологии. В качестве психолого-педагогических условий, направленных на развитие и гармонизацию нервной системы ребёнка, в целом, и деятельности мозговых структур, в частности, я делаю акцент на кинезиологию.
Кинезиология в настоящее время представляет одно из самых быстро развивающихся и наиболее интересных направлений современного естественного оздоровления. Кинезиология — наука о развитии головного мозга через движение. Кинезиологическими упражнениями пользовались Аристотель и Гиппократ. В основном она направлена на активизацию различных отделов коры больших полушарий, что позволяет развивать способности человека. Самый благоприятный период для интеллектуального развития – это возраст до 9 лет, когда кора больших полушарий ещё окончательно не сформирована.
Термин «кинезиология» происходит от греческих слов kinesis- движение и logos– наука.
Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определённые двигательные упражнения. Они влияют не только на развитие умственных способностей и физического здоровья, но и позволяют активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует развитию способностей человека и коррекции проблем в различных областях психики. В результате в организме происходят положительные структурные изменения. Данные упражнения позволяют выявить скрытые способности ребёнка и расширить границы возможностей его мозга. Кинезиологические упражнение – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное воздействие.
Цель кинезиологических упражнений:
• создание новой нейронной сети,
• улучшение межполушарного взаимодействия через физические упражнения.
Доктор психологических наук, профессор Алла Леонидовна Сиротюк, занимавшаяся данной проблемой, разработала развивающую кинезиологическую программу для дошкольников («Программа формирования и развития нейропсихологического пространства проблемного ребенка»
Цели:
• развитие межполушарной специализации;
• развитие межполушарного взаимодействия;
• синхронизация работы полушарий;
• развитие мелкой моторики;
• развитие высших психических функций (памяти, мышления, внимания, речи).
По мнению А. Л. Сиротюк, коррекционно-развивающая и формирующая работа, основанная на двигательных методах, должна включать в себя
Растяжки – нормализуют гипертонус и гипотонус мышц опорнодвигательного аппарата.
Дыхательные упражнения – улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.
Глазодвигательные упражнения – позволяют расширить поле зрения, улучшают восприятие, развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма. Известно, что движения глаз активизируют процесс обучения.
Перекрестные (реципрокные) телесные упражнения – развивают межполушарное взаимодействие, снимают непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы.
Упражнения для языка и мышц челюсти.
Упражнения для мелкой моторики рук – стимулируют речевые зоны головного мозга.
Упражнения для релаксации (снятия напряжения) – способствуют расслаблению, самонаблюдению, воспоминанием событий и ощущений.
Массаж – воздействует на биологические активные точки. Особенно эффективным является массаж пальцев рук и ушных раковин.
Упражнения для развития коммуникативной и когнитивной сферы.
Упражнения для развития произвольности.
Данная программа рассчитана на специалистов (психологов, дефектологов, логопедов, работающих с детьми, имеющими отклонения или искажения в психическом развитии.
Подробнее вы можете познакомиться с ними в книге Л. А. Сиротюк «Коррекция развития интеллекта дошкольников».
Условия успешного выполнения кинезиологических упражнений
Упражнения необходимо проводить ежедневно, без пропусков; утром или днем. Детей с раннего возраста необходимо учить выполнять пальчиковые игры от простого к сложному.
Занятия проводятся в доброжелательной обстановке, можно под музыку;
Требуется точное выполнение движений и приемов;
Упражнения проводятся стоя или сидя за столом;
Упражнения должны быть интересным, эмоционально - значимым для ребенка и проводятся в игровой форме;
Если упражнения используются при выполнении во время проведения развивающих занятий, то необходимо учитывать следующее:
• выполнение стандартных учебных действий может прерываться кинезиологическим комплексом, тогда как творческую деятельность прерывать нецелесообразно;
• когда предстоит интенсивная умственная нагрузка, требующая раскрытия интеллектуального потенциала и элементов творчества, рекомендуется применять комплекс перед началом работы.
Продолжительность занятий зависит от возраста и может составлять от 5-10 до 20-35 минут в день.
Для постепенного усложнения упражнений можно использовать:
ускорение темпа выполнения;
выполнение с легко прикушенным языком и закрытыми глазами (исключение речевого и зрительного контроля);
подключение движений глаз и языка к движениям рук.
Предлагаю вашему вниманию кинезиологические упражнения, способствующие развитию мелкой моторики, которые я использую в своей работе с детьми. Они положительно влияют на функции высшей нервной деятельности, развитие речи, мышления, памяти, внимания, восприятия; улучшают мыслительную деятельность, способствуют самоконтролю, произвольности деятельности.
«Кольцо» - поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д.
«Лягушка» - последовательно менять два положения руки: кулак, ладонь (сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе). Можно сопровождать словами: «Лягушка хочет в пруд, лягушке скучно тут, а пруд зарос травой, зеленой и густой».
«Ухо-нос» - левой рукой взяться за кончик носа, правой - за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки и поменять их положение.
«Лезгинка» - левую руку сложить в кулак, большой палец отставить в сторону, кулак развернуть пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснуться к мизинцу левой. После одновременно сменить положение правой и левой рук.
«Кулак - ребро – ладонь» - последовательно менять три положения: сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, ладонь на плоскости стола (сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе).
«Ладушки-оладушки» - правая рука лежит ладонью вниз, а левая – ладонью вверх; одновременная смена позиции со словами: «Мы играли в ладушки – жарили оладушки, так пожарим, повернем и опять играть начнем»
«Симметричные рисунки» - это рисование в воздухе двумя руками одновременно - зеркально симметричные рисунки (начинать лучше с круглого предмета: яблоко, арбуз и т. д. Главное, чтобы ребенок смотрел во время «рисования» на свою руку). При выполнении этого упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.
Элементы кинезиологических упражнений можно использовать при выполнении с детьми пальчиковой гимнастики, физкультминуток.
Когда дети освоили достаточное количество кинезиологических упражнений можно использовать сказки. Этот прием позволяет заинтересовать детей, поддерживает их интерес к упражнениям.
Сегодня я предлагаю вашему вниманию кинезиологическую сказку «Два котенка».
(способ организации детей – сидя за столами)
Жил-был на свете белый, пушистый котенок по имени Снежок (дети показывают правый кулачок).
Он очень любил прогуливаться по своему саду (выполнение упражнения «Лягушка» со словами«Кулачок-ладошка, так гуляет кошка»).
В саду росли высокие деревья (руки вверх, развести пальцы в стороны) и низкие кустарники (кисти рук стоят на столе, пальцы разведены в стороны).
И вот однажды, Снежок вышел из своего дома, прогуляться (выполнение упражнения «Лягушка» правой рукой со словами«Кулачок-ладошка, так гуляет кошка») и увидел, что на полянке бегает черный котенок (выполнение упражнения «Лягушка» левой рукой со словами).
Он быстро помчался к нему, чтобы познакомиться (выполнение упражнения «Лягушка» в быстром темпе).
Котенка звали Уголек. Они подружились и стали бегать друг за другом (выполнение упражнения «Лягушка» с одновременной сменой позиции).
И тут Снежок нашел на траве кольцо (упражнение «Кольцо»: поочередно, соединяя в кольцо большой палец с последующими, со словами«Раз, два, три, четыре, пять – весело колечко будем примерять!», он стал примерять его на правую лапку, а затем на левую, но колечко оказалось ему велико.
Тогда Уголек стал его примерять (Упражнение «Кольцо»: из большого и указательного пальцев правой руки делаем колечко и начинаем его нанизывать, не размыкая пальцы на каждый палец левой руки со словами«Мизинец, безымянный, средний, указательный, большой – ой, ой, ой!»).
И тут кольцо упало и покатилось по тропинке – котята за ним (упражнение «Лягушка»).
И привела их тропинка к пруду, на котором сидела лягушка и громко плакала, от того, что ей было грустно одной.
Котята решили ее развеселить и показали ей интересную игру (упражнение «Ладушки-оладушки»:правая рука лежит ладонью вниз, а левая – ладонью вверх; одновременная смена позиции со словами: «Мы играли в ладушки – жарили оладушки, так пожарим, повернем и опять играть начнем»). Но лягушка не стала веселей, тогда котята предложили ей станцевать (упражнение «Лезгинка»: левую руку сложить в кулак, большой палец отставить в сторону, кулак развернуть пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснуться к мизинцу левой. После одновременно сменить положение правой и левой рук; ускоряя скорость).
Лягушка развеселилась и поблагодарила котят. А потом сказала, что темнеет, приближается ночь и ей пора в пруд (упражнение «Лягушка»: смена трех положений руки кулак-ребро-ладонь, со словами«Лягушка хочет в пруд, лягушке страшно тут!»).
Котята попрощались с ней и тоже отправились домой (упражнение «Лягушка»).
По дороге они наблюдали, как на небе мерцают звезды (упражнение «Звездочки»: правая ладонь пальцы в кулак, левая – пальцы в стороны – смена позиций).
Вот они и дошли до дома, уставшие они улеглись на коврике (вытянуть пальцы из кулачка) и уснули.
Еще В. А. Сухомлинский утверждал, что «ум ребенка находится на кончиках пальцев».
И. М. Сеченов отмечал«Неподвижный глаз так же слеп, как неподвижная рука».
И. П. Павлов «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».
«Движение может заменить лекарство – но ни одно лекарство не заменит движения». Ж. Тассо.
Использование кинезиологических упражнений оказывает положительный эффект на детей с эмоционально-личностными и поведенческими особенностями, способствует координации дислексии и дисграфии, улучшает память, внимание, речь, снижает утомляемость, активизируются познавательные процессы.
 
Список литературы:
1. Леонова Е., Гетенькина Е. Поможем себе! Пальчиковая гимнастика. // Дошкольное воспитание №3, 2004.
2. Михеева Е. В, Здоровьесберегающие технологии в ДОУ // Методические рекомендации, М., 2009.
3. Руднова М. А. Здоровье современных дошкольников.
4. Светлова И. Развиваем мелкую моторику и координация движений рук. - М., 2003.
5. Сиротюк А. Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2001.
6. Шанина Г. Е. Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков: Учебное пособие. – М.:ВНИИФК,1999.
7. Щетинин М. Н. Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей. – Айрис-пресс, 2007.
 
Воспитатель ГБДОУ №19 комбинированного вида Красносельского района г.Санкт-Петербург
Ф.И.О.: ШАТУНОВА ТАТЬЯНА АЛЕКСАНДРОВНА
               Использование кинезиологических упражнений
в работе с детьми дошкольного возраста
Описание: В статье представлен опыт работы по использованию кинезиологических упражнений. Данный материал будет полезен для работы воспитателей, учителей - логопедов, педагогов – психологов, родителей.
Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов по использованию нетрадиционных форм развития мелкой моторики в работе с детьми дошкольного возраста.
Задачи:
1. Познакомить педагогов с кинезиологическими упражнениями, как одной из форм здоровьесберегающей технологии.
2. Разучить с участниками пальчиковые игры, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного.
3. Закрепить умения участников применять полученные знания в практике.
Оборудование: мультимедийная презентация, буклеты.
Здоровье – это базовая ценность и необходимое условие полноценного психического, физического и социального развития ребенка. Не создав фундамент здоровья в дошкольном детстве, трудно сформировать здоровье в будущем. Ребёнок 3-7 лет проводит до 70% времени в детском саду. Поэтому задачей педагога является создание условий, раскрывающих резервы детского организма, способствующих росту, развитию и сохранению здоровья. Выполнять данные правила помогают прочно вошедшие в образовательную среду современные здоровьесберегающие технологии. В качестве психолого-педагогических условий, направленных на развитие и гармонизацию нервной системы ребёнка, в целом, и деятельности мозговых структур, в частности, я делаю акцент на кинезиологию.
Кинезиология в настоящее время представляет одно из самых быстро развивающихся и наиболее интересных направлений современного естественного оздоровления. Кинезиология — наука о развитии головного мозга через движение. Кинезиологическими упражнениями пользовались Аристотель и Гиппократ. В основном она направлена на активизацию различных отделов коры больших полушарий, что позволяет развивать способности человека. Самый благоприятный период для интеллектуального развития – это возраст до 9 лет, когда кора больших полушарий ещё окончательно не сформирована.
Термин «кинезиология» происходит от греческих слов kinesis- движение и logos– наука.
Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определённые двигательные упражнения. Они влияют не только на развитие умственных способностей и физического здоровья, но и позволяют активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует развитию способностей человека и коррекции проблем в различных областях психики. В результате в организме происходят положительные структурные изменения. Данные упражнения позволяют выявить скрытые способности ребёнка и расширить границы возможностей его мозга. Кинезиологические упражнение – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное воздействие.
Цель кинезиологических упражнений:
• создание новой нейронной сети,
• улучшение межполушарного взаимодействия через физические упражнения.
Доктор психологических наук, профессор Алла Леонидовна Сиротюк, занимавшаяся данной проблемой, разработала развивающую кинезиологическую программу для дошкольников («Программа формирования и развития нейропсихологического пространства проблемного ребенка»
Цели:
• развитие межполушарной специализации;
• развитие межполушарного взаимодействия;
• синхронизация работы полушарий;
• развитие мелкой моторики;
• развитие высших психических функций (памяти, мышления, внимания, речи).
По мнению А. Л. Сиротюк, коррекционно-развивающая и формирующая работа, основанная на двигательных методах, должна включать в себя
Растяжки – нормализуют гипертонус и гипотонус мышц опорнодвигательного аппарата.
Дыхательные упражнения – улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.
Глазодвигательные упражнения – позволяют расширить поле зрения, улучшают восприятие, развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма. Известно, что движения глаз активизируют процесс обучения.
Перекрестные (реципрокные) телесные упражнения – развивают межполушарное взаимодействие, снимают непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы.
Упражнения для языка и мышц челюсти.
Упражнения для мелкой моторики рук – стимулируют речевые зоны головного мозга.
Упражнения для релаксации (снятия напряжения) – способствуют расслаблению, самонаблюдению, воспоминанием событий и ощущений.
Массаж – воздействует на биологические активные точки. Особенно эффективным является массаж пальцев рук и ушных раковин.
Упражнения для развития коммуникативной и когнитивной сферы.
Упражнения для развития произвольности.
Данная программа рассчитана на специалистов (психологов, дефектологов, логопедов, работающих с детьми, имеющими отклонения или искажения в психическом развитии.
Подробнее вы можете познакомиться с ними в книге Л. А. Сиротюк «Коррекция развития интеллекта дошкольников».
Условия успешного выполнения кинезиологических упражнений
Упражнения необходимо проводить ежедневно, без пропусков; утром или днем. Детей с раннего возраста необходимо учить выполнять пальчиковые игры от простого к сложному.
Занятия проводятся в доброжелательной обстановке, можно под музыку;
Требуется точное выполнение движений и приемов;
Упражнения проводятся стоя или сидя за столом;
Упражнения должны быть интересным, эмоционально - значимым для ребенка и проводятся в игровой форме;
Если упражнения используются при выполнении во время проведения развивающих занятий, то необходимо учитывать следующее:
• выполнение стандартных учебных действий может прерываться кинезиологическим комплексом, тогда как творческую деятельность прерывать нецелесообразно;
• когда предстоит интенсивная умственная нагрузка, требующая раскрытия интеллектуального потенциала и элементов творчества, рекомендуется применять комплекс перед началом работы.
Продолжительность занятий зависит от возраста и может составлять от 5-10 до 20-35 минут в день.
Для постепенного усложнения упражнений можно использовать:
ускорение темпа выполнения;
выполнение с легко прикушенным языком и закрытыми глазами (исключение речевого и зрительного контроля);
подключение движений глаз и языка к движениям рук.
Предлагаю вашему вниманию кинезиологические упражнения, способствующие развитию мелкой моторики, которые я использую в своей работе с детьми. Они положительно влияют на функции высшей нервной деятельности, развитие речи, мышления, памяти, внимания, восприятия; улучшают мыслительную деятельность, способствуют самоконтролю, произвольности деятельности.
«Кольцо» - поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д.
«Лягушка» - последовательно менять два положения руки: кулак, ладонь (сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе). Можно сопровождать словами: «Лягушка хочет в пруд, лягушке скучно тут, а пруд зарос травой, зеленой и густой».
«Ухо-нос» - левой рукой взяться за кончик носа, правой - за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки и поменять их положение.
«Лезгинка» - левую руку сложить в кулак, большой палец отставить в сторону, кулак развернуть пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснуться к мизинцу левой. После одновременно сменить положение правой и левой рук.
«Кулак - ребро – ладонь» - последовательно менять три положения: сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, ладонь на плоскости стола (сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе).
«Ладушки-оладушки» - правая рука лежит ладонью вниз, а левая – ладонью вверх; одновременная смена позиции со словами: «Мы играли в ладушки – жарили оладушки, так пожарим, повернем и опять играть начнем»
«Симметричные рисунки» - это рисование в воздухе двумя руками одновременно - зеркально симметричные рисунки (начинать лучше с круглого предмета: яблоко, арбуз и т. д. Главное, чтобы ребенок смотрел во время «рисования» на свою руку). При выполнении этого упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.
Элементы кинезиологических упражнений можно использовать при выполнении с детьми пальчиковой гимнастики, физкультминуток.
Когда дети освоили достаточное количество кинезиологических упражнений можно использовать сказки. Этот прием позволяет заинтересовать детей, поддерживает их интерес к упражнениям.
Сегодня я предлагаю вашему вниманию кинезиологическую сказку «Два котенка».
(способ организации детей – сидя за столами)
Жил-был на свете белый, пушистый котенок по имени Снежок (дети показывают правый кулачок).
Он очень любил прогуливаться по своему саду (выполнение упражнения «Лягушка» со словами«Кулачок-ладошка, так гуляет кошка»).
В саду росли высокие деревья (руки вверх, развести пальцы в стороны) и низкие кустарники (кисти рук стоят на столе, пальцы разведены в стороны).
И вот однажды, Снежок вышел из своего дома, прогуляться (выполнение упражнения «Лягушка» правой рукой со словами«Кулачок-ладошка, так гуляет кошка») и увидел, что на полянке бегает черный котенок (выполнение упражнения «Лягушка» левой рукой со словами).
Он быстро помчался к нему, чтобы познакомиться (выполнение упражнения «Лягушка» в быстром темпе).
Котенка звали Уголек. Они подружились и стали бегать друг за другом (выполнение упражнения «Лягушка» с одновременной сменой позиции).
И тут Снежок нашел на траве кольцо (упражнение «Кольцо»: поочередно, соединяя в кольцо большой палец с последующими, со словами«Раз, два, три, четыре, пять – весело колечко будем примерять!», он стал примерять его на правую лапку, а затем на левую, но колечко оказалось ему велико.
Тогда Уголек стал его примерять (Упражнение «Кольцо»: из большого и указательного пальцев правой руки делаем колечко и начинаем его нанизывать, не размыкая пальцы на каждый палец левой руки со словами«Мизинец, безымянный, средний, указательный, большой – ой, ой, ой!»).
И тут кольцо упало и покатилось по тропинке – котята за ним (упражнение «Лягушка»).
И привела их тропинка к пруду, на котором сидела лягушка и громко плакала, от того, что ей было грустно одной.
Котята решили ее развеселить и показали ей интересную игру (упражнение «Ладушки-оладушки»:правая рука лежит ладонью вниз, а левая – ладонью вверх; одновременная смена позиции со словами: «Мы играли в ладушки – жарили оладушки, так пожарим, повернем и опять играть начнем»). Но лягушка не стала веселей, тогда котята предложили ей станцевать (упражнение «Лезгинка»: левую руку сложить в кулак, большой палец отставить в сторону, кулак развернуть пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснуться к мизинцу левой. После одновременно сменить положение правой и левой рук; ускоряя скорость).
Лягушка развеселилась и поблагодарила котят. А потом сказала, что темнеет, приближается ночь и ей пора в пруд (упражнение «Лягушка»: смена трех положений руки кулак-ребро-ладонь, со словами«Лягушка хочет в пруд, лягушке страшно тут!»).
Котята попрощались с ней и тоже отправились домой (упражнение «Лягушка»).
По дороге они наблюдали, как на небе мерцают звезды (упражнение «Звездочки»: правая ладонь пальцы в кулак, левая – пальцы в стороны – смена позиций).
Вот они и дошли до дома, уставшие они улеглись на коврике (вытянуть пальцы из кулачка) и уснули.
Еще В. А. Сухомлинский утверждал, что «ум ребенка находится на кончиках пальцев».
И. М. Сеченов отмечал«Неподвижный глаз так же слеп, как неподвижная рука».
И. П. Павлов «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».
«Движение может заменить лекарство – но ни одно лекарство не заменит движения». Ж. Тассо.
Использование кинезиологических упражнений оказывает положительный эффект на детей с эмоционально-личностными и поведенческими особенностями, способствует координации дислексии и дисграфии, улучшает память, внимание, речь, снижает утомляемость, активизируются познавательные процессы.
 
Список литературы:
1. Леонова Е., Гетенькина Е. Поможем себе! Пальчиковая гимнастика. // Дошкольное воспитание №3, 2004.
2. Михеева Е. В, Здоровьесберегающие технологии в ДОУ // Методические рекомендации, М., 2009.
3. Руднова М. А. Здоровье современных дошкольников.
4. Светлова И. Развиваем мелкую моторику и координация движений рук. - М., 2003.
5. Сиротюк А. Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2001.
6. Шанина Г. Е. Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков: Учебное пособие. – М.:ВНИИФК,1999.
7. Щетинин М. Н. Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей. – Айрис-пресс, 2007.
 
Воспитатель ГБДОУ №19 комбинированного вида Красносельского района г.Санкт-Петербург
Ф.И.О.: ШАТУНОВА ТАТЬЯНА АЛЕКСАНДРОВНА
               Использование кинезиологических упражнений
в работе с детьми дошкольного возраста
Описание: В статье представлен опыт работы по использованию кинезиологических упражнений. Данный материал будет полезен для работы воспитателей, учителей - логопедов, педагогов – психологов, родителей.
Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов по использованию нетрадиционных форм развития мелкой моторики в работе с детьми дошкольного возраста.
Задачи:
1. Познакомить педагогов с кинезиологическими упражнениями, как одной из форм здоровьесберегающей технологии.
2. Разучить с участниками пальчиковые игры, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного.
3. Закрепить умения участников применять полученные знания в практике.
Оборудование: мультимедийная презентация, буклеты.
Здоровье – это базовая ценность и необходимое условие полноценного психического, физического и социального развития ребенка. Не создав фундамент здоровья в дошкольном детстве, трудно сформировать здоровье в будущем. Ребёнок 3-7 лет проводит до 70% времени в детском саду. Поэтому задачей педагога является создание условий, раскрывающих резервы детского организма, способствующих росту, развитию и сохранению здоровья. Выполнять данные правила помогают прочно вошедшие в образовательную среду современные здоровьесберегающие технологии. В качестве психолого-педагогических условий, направленных на развитие и гармонизацию нервной системы ребёнка, в целом, и деятельности мозговых структур, в частности, я делаю акцент на кинезиологию.
Кинезиология в настоящее время представляет одно из самых быстро развивающихся и наиболее интересных направлений современного естественного оздоровления. Кинезиология — наука о развитии головного мозга через движение. Кинезиологическими упражнениями пользовались Аристотель и Гиппократ. В основном она направлена на активизацию различных отделов коры больших полушарий, что позволяет развивать способности человека. Самый благоприятный период для интеллектуального развития – это возраст до 9 лет, когда кора больших полушарий ещё окончательно не сформирована.
Термин «кинезиология» происходит от греческих слов kinesis- движение и logos– наука.
Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определённые двигательные упражнения. Они влияют не только на развитие умственных способностей и физического здоровья, но и позволяют активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует развитию способностей человека и коррекции проблем в различных областях психики. В результате в организме происходят положительные структурные изменения. Данные упражнения позволяют выявить скрытые способности ребёнка и расширить границы возможностей его мозга. Кинезиологические упражнение – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное воздействие.
Цель кинезиологических упражнений:
• создание новой нейронной сети,
• улучшение межполушарного взаимодействия через физические упражнения.
Доктор психологических наук, профессор Алла Леонидовна Сиротюк, занимавшаяся данной проблемой, разработала развивающую кинезиологическую программу для дошкольников («Программа формирования и развития нейропсихологического пространства проблемного ребенка»
Цели:
• развитие межполушарной специализации;
• развитие межполушарного взаимодействия;
• синхронизация работы полушарий;
• развитие мелкой моторики;
• развитие высших психических функций (памяти, мышления, внимания, речи).
По мнению А. Л. Сиротюк, коррекционно-развивающая и формирующая работа, основанная на двигательных методах, должна включать в себя
Растяжки – нормализуют гипертонус и гипотонус мышц опорнодвигательного аппарата.
Дыхательные упражнения – улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.
Глазодвигательные упражнения – позволяют расширить поле зрения, улучшают восприятие, развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма. Известно, что движения глаз активизируют процесс обучения.
Перекрестные (реципрокные) телесные упражнения – развивают межполушарное взаимодействие, снимают непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы.
Упражнения для языка и мышц челюсти.
Упражнения для мелкой моторики рук – стимулируют речевые зоны головного мозга.
Упражнения для релаксации (снятия напряжения) – способствуют расслаблению, самонаблюдению, воспоминанием событий и ощущений.
Массаж – воздействует на биологические активные точки. Особенно эффективным является массаж пальцев рук и ушных раковин.
Упражнения для развития коммуникативной и когнитивной сферы.
Упражнения для развития произвольности.
Данная программа рассчитана на специалистов (психологов, дефектологов, логопедов, работающих с детьми, имеющими отклонения или искажения в психическом развитии.
Подробнее вы можете познакомиться с ними в книге Л. А. Сиротюк «Коррекция развития интеллекта дошкольников».
Условия успешного выполнения кинезиологических упражнений
Упражнения необходимо проводить ежедневно, без пропусков; утром или днем. Детей с раннего возраста необходимо учить выполнять пальчиковые игры от п

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»