Рекомендации по лексическим темам для родителей воспитанников 3 - 4 лет
Богданова Людмила Викторовна
Сентябрь Тема: «Дружная семья»
- Поговорите с детьми о составе семьи, обсудите, сколько взрослых и детей в их семье. При этом важно помнить, что семьей мы называем только тех людей, которые живут вместе в одном доме (квартире).
- Помогите малышу запомнить имена всех членов семьи: как зовут маму, папу, а также, если есть – брата, сестру, дедушку и бабушку.
- Попробуйте нарисовать с детьми рисунок «Моя семья»
- даем понятие о семье
- вводим в активный словарь детей имен существительные (семья, родители, сын, дочь, брат, сестра, взрослый, ребенок), имена прилагательные (верхний, нижний)
- употреблять в речи имена существительные в дательном падеже(игра «Кто что делает?»), активизируем глагольный словарь.
- стимулируем детей рассказывать о своей семье
- развиваем основные виды моторики: общую и мелкую, учим координировать речь с движением, развиваем чувство ритма
- развиваем зрительное и слуховое внимание и память, формируем речевой слух (учим различать близкие по звучанию имена – Оля, Коля)
- считать до пяти
Сентябрь
Тема: «Части тела и лица»
- Во время игр и режимных моментов показывайте детям и называйте разные части тела и лица. Почаще просите малышей показать на себе и на кукле следующие части лица: глаза, нос, рот, лоб, брови, ресницы, щеки, подбородок; части тела: шею, плечи, руки, пальцы, локти, ногти, туловище, живот, ноги, колени, пятки.
- Рассмотрите вместе с детьми игрушки, изображающие животных, и обратите внимание малышей на то, что у животных есть части тела, сходные с человеческими, и особенные. Например, у многих животных есть хвост, а у людей хвоста нет. У животных вместо рук и ног – лапы, а вместо ногтей – когти, а вместо лица – мордочка.
- Обсудите с детьми, для чего нужны те или иные части тела: глаза (смотреть), нос (дышать) и т.д.
- даем понятие о частях тела
- вводим в активный словарь детей имена существительные (лоб, шея, брови, ресницы, плечи, локти, колени, подбородок и т.д.); активизируем глагольный словарь (смотреть, слушать, кушать, дышать, ходить, бегать, держать, носить и др.)
- употреблять в речи имена сущ. в родительном падеже.
- стимулируем детей читать знакомое стихотворение А.Барто «Мишка».
- развиваем основные виды моторики: общую и мелкую, учим координировать речь с движением, развиваем чувство ритма
- выполнять элементы психогимнастики
- развиваем зрительное и слуховое внимание и память, формируем речевой слух (учим различать близкие по звучанию слова – «ногти», «когти»)
Октябрь
Тема: «Осень»
- Поговорите с детьми о смене сезонов года, о признаках осени.
- Во время прогулки понаблюдайте за изменениями в природе.
- Соберите букет из осенних листьев, дома рассмотрите, какой формы, цвета и величины листья в вашем букете, найдите листья, одинаковые по форме и цвету.
- Вместе с малышом составьте рассказ об осени по картинке.
- даем представление о временах года, уточняем основные признаки осени
- расширяем активный словарь детей за счет имен существительных (листопад, лужи, непогода), глаголов (облетать, шуршать, желтеть)
- согласовывать в речи имена прил. с существительными в единственном и множественном числе (желтый листок, желтые листья)
- составлять коллективный рассказ об осени по картинному плану
- развиваем основные виды моторики: общую и мелкую, артикуляционную
- развиваем общие речевые навыки: голос, дыхание, темп речи, координировать речь с движением, развиваем чувство ритма, выполнять пальчиковые упражнения по подражанию
- развиваем зрительное и слуховое внимание, фонематический слух
- уточняем и закрепляем в памяти детей названия цветов: красный, желтый, зеленый
- соблюдать правила подвижной коллективной игры
- количественному счету в пределах пяти.
Октябрь
Тема: «Фрукты»
- Сходите с детьми в магазин и купите разные фрукты. Дома малышу нужно вместе с мамой помыть, рассмотреть и попробовать на вкус яблоко, грушу, сливу, виноград и апельсин. Еще малышу надо знать лимон. Для этого в присутствии ребенка следует нарезать лимон и положить его в чай. Необходимо обратить внимание малыша на то, что лимон, в отличие от остальных фруктов, не сладкий, а кислый на вкус.
- Проведите дома игру «Узнай на вкус». Для этого малышу надо сначала дать попробовать разные фрукты, нарезанные маленькими кусочками, а затем спросить его, что это за фрукты.
- В свободное время рассмотрите с детьми муляжи и картинки с фруктами, уточните названия фруктов, форму, величину и цвет, называйте фрукты в единственном и множественном числе.
- даем представление о фруктах, о том, где они растут (в саду)
- вводим в активный словарь детей имена существительные (апельсин, лимон, виноград), глаголы (дотянуться, срывать), имена прилагательные (сладкий, кислый, спелый, сочный, румяный и т.д.)
- подбирать имена прилагательные к существительным
- согласовывать в речи имена прилагательные с существительными в женском и среднем роде (спелая груша, спелое яблоко)
- развиваем основные виды моторики: общую и мелкую, артикуляционную
- выполнять элементы психогимнастики
- развиваем голос, учим говорить голосом разной высоты
- учим координировать речь с движением, развиваем чувство ритма
- развиваем зрительное и слуховое внимание, речевой слух (различать близкие по звучанию слова «мышка» «мишка»)
- уточняем и закрепляем в памяти детей название цветов (красный, желтый, зеленый, синий); формы (круглый), величины (большой)
- количественному счету в пределах пяти.
Ноябрь
Тема: «Овощи»
- Сходите с малышом в овощной магазин и купите там различные овощи. Дома ребенку следует рассмотреть и попробовать на вкус морковь, репу, огурец, помидор, капусту. Необходимо обратить внимание ребенка на то, что лук и чеснок а вкус резко отличаются от остальных овощей. Лук и чеснок – едкие, жгучие, но при этом очень полезные.
- Проведите дома игру «Узнай на вкус». Для этого малышу надо дать попробовать разные виды сырых овощей, нарезанные маленькими кусочками, и спросить, что это за овощи. Затем вместе с ребенком можно приготовить салат из сырых овощей и угостить им всех членов семьи.
- Малыш может помочь маме приготовить обед и прокомментировать, какие овощи понадобились для приготовления первого и второго блюда.
- В свободное время рассмотрите с малышом натуральные овощи или их муляжи. Обратите внимание на форму овощей: помидор – круглый, репа и картошка – овальные, но у репки есть хвостик, огурец – длинный. Важно отметить, что помидор – гладкий, а огурец – в пупырышках.
- даем представление об овощах, о том, где они растут (в огороде)
- расширяем активный словарь детей за счет имен существительных (картошка, морковка, капуста, свекла, репа), глаголов (откусить, жевать, грызть, проглотить, сорвать, выдернуть и др.)
- уточнять в речи имена существительные в дательном падеже во множественном числе.
- развиваем все виды моторики: общую, мелкую, артикуляционную.
- выполнять самомассаж языка
- координировать речь с движением, развиваем чувство ритма, развиваем зрительное, тактильное и слуховое внимание, фонематический слух (учим различать близкие по значению междометья «ух!» и «ох!»)
- уточняем и закрепляем в памяти детей название цветов (красный, желтый, зеленый, синий); формы (круглый, овальный), величины (большой, маленький), количественному счету в пределах пяти.
Ноябрь
Тема: «Игрушки»
- Во время свободной деятельности дома или на улице предлагайте детям разные игрушки: мячи, машинки, куклы, флажки, кубики и т.д. Обсуждайте с детьми, какого они цвета и формы, демонстрируйте разные виды деятельности с этими игрушками. Покажите, что мячик можно катать, передавать, кидать друг другу или в корзину, ударять об пол. Машинку можно катать, возить на веревочке, перевозить в ней разные игрушки: кукол, зверюшек, кубики. Из кубиков можно делать разные постройки: башни, дома, гаражи, ворота…
- Покажите детям как можно играть с куклой: качать ее на руках и петь ей колыбельные, укладывать спать в игрушечную кроватку, купать в ванночке, вытирать полотенцем, причесывать, кормить из ложечки и т.д. Заодно внимательно рассмотрите куклу. Обратите внимание малыша на то, что она нарядная, красивая, веселая, во что она одета, какие у нее волосы – длинные или короткие, темные или светлые.
- Обращайте внимание на то, где в помещении находятся те или иные игрушки. Всегда после игры привлекайте детей к уборке игрушек.
- даем понятие об игрушках и разнообразных видах деятельности с ними
- вводим в активный словарь детей слова-действия (катать, кидать, возить, качать, махать, поднимать, опускать, строить, повернуться, отвернуться и др.)
- согласовывать в речи имена прилагательные с существительными (красный мячик, синяя машинка, зеленый кубик и т.д.), в роде и числе
- стимулируем детей описывать свои действия, рассказывать о любимой игрушке
- развиваем основные виды моторики: общую и мелкую
- координировать речь с движением, развиваем чувство ритма
- выполнять элементы психогимнастики
- развиваем зрительное и слуховое внимание, память
- уточняем и закрепляем в памяти детей название цветов (красный, желтый, зеленый, синий); и трех основных форм (круг, квадрат, треугольник)
- количественному счету в пределах пяти.
- приучаем детей к порядку – учим убирать игрушки на свои места после игры.
Декабрь
Тема: «Зима, зимние забавы»
- Расскажите детям о смене времен года, об основных признаках зимы, сравните зиму с другими сезонами года, помогите малышу составить рассказ про зиму по картинке.
- Понаблюдайте на прогулке за изменениями, происходящими в природе: «От времени года зависит погода». Летом было тепло, осенью прохладно, а зимой стало совсем холодно. На морозе вода замерзает: поэтому вместо дождя идет снег, а на реках и лужах появляется лед. Постепенно земля покрывается снежным одеялом, которое оберегает ее от морозов до самой весны. Пушистый белый снег лежит повсюду – и на земле, и на ветках деревьев, и на крышах домов… снег согревает и землю, и деревья, и мелких животных, которые прячутся под снегом от зимних морозов». Скажите, что людям мороз не страшен, потому что у нас есть теплые дома. Рассмотрите вместе с малышом морозные узоры на стекле. Обратите внимание, что идя на прогулку надо надевать теплую одежду и обувь, чтобы не замерзнуть на улице.
- Принесите домой с улице в ведерке снег и посмотрите как он тает, превращается в обычную воду.
- закрепляем представление о временах года
- знакомим с основными признаками зимы
- вводим в активный словарь детей имена существительные (зима, мороз, снег, лед, узор, снежинка, санки, снеговик), глаголы (мерзнуть, щипать, лепить, реется), имена прил. (белый, пушистый, холодный и т.д.), наречия (тихо, холодно)
- составлять коллективный рассказ о зиме по картинному плану
- развиваем все виды моторики: общую, мелкую, артикуляционную
- выполнять самомассаж лица
- развиваем общие речевые навыки: дыхание, интонационную выразительность речи
- координировать речь с движением, развиваем чувство ритма
- развиваем зрительное и слуховое внимание, формируем речевой слух (учим различать близкие по звучанию слова - «Ух!» - «Бух!»)
- согласовывать в речи имена прилагательные с существительными
- расширяем количественный словарь
- даем понятие о белом цвете (белый снег)
- знакомим с тремя величинами и учим их определять: большой, средний и маленький
- даем представление о пространственных отношениях (вверху, внизу, посередине)
- количественному счету.
Декабрь
Тема: «Новогодний праздник»
- Расскажите детям, что скоро будет веселый праздник – Новый год. Перед этим праздником в доме принято ставить елку. Елка – необычное дерево. Она всегда, в любое время года, остается зеленой, потому что все веточки покрыты не листьями, а маленькими зелеными иголочками – хвоей. Про елку есть загадка: «Зимой и летом - одним цветом».
- Елку приносят в дом и украшают игрушками ми разноцветными фонариками. Во время новогоднего праздника дети водят вокруг елки хороводы и поют песни, читают стихи. На Новый год из зимнего леса обязательно приходит Дед Мороз и приносит для ребят большой мешок с подарками.
- Разучите с детьми новогодние стихи.
- даем представление о новогоднем празднике
- расширяем активный словарь детей за счет имен существительных (елка, макушка, праздник, подарки, сосулька), глаголов (встречать, светиться, звенеть), имен прилагательных (блестящий, бумажный, стеклянный, бьющийся, елочный)
- согласовывать в речи имена прилагательные с существительными, образовывать глаголы прошедшего времени 1-го лица
- декламировать стихи
- координировать речь с движением, развиваем чувство ритма
- развиваем все виды моторики: общую, мелкую, артикуляционную
- выполнять артикуляционные движения по подражанию
- развиваем физиологическое и речевое дыхание, интонационную выразительность речи
- развиваем зрительное внимание
- расширяем качественный словарь
- образовывать имена прил. от глаголов и имен сущ.
- даем представление о пространственных отношениях (вверху, внизу, посередине)
- количественному счету в пределах пяти.
- отгадывать загадки, развиваем мышление
Январь
Тема: «Одежда»
- Каждый день, собираясь на прогулку, обращайте внимание детей на то, какую одежду они надевают. Скажите, что зимой на улице холодно, поэтому одежда должна быть теплая. Расскажите, из чего сделана их одежда и обувь (кофта из шерсти, шуба из меха, сапожки из кожи). Показывайте и называйте части одежды: рукава, карманы, воротник, пуговицы. Привлекайте внимание детей к тому, что такие предметы одежды, как носки, варежки, обувь – всегда парные – по два, так как у человека две руки и две ноги.
- Рассмотрите с детьми цвет одежды и ее качество (теплая, пушистая, мягкая).
- Обратите внимание на то, что важно правильно употреблять глаголы «надевать» и «одевать». Надеть можно на себя (надеть кофту, брюки) или на что-то (надеть кольцо на пирамидку, обложку на тетрадь). А одеть во что-либо можно только другого человека (одеть ребенка в комбинезон).
- знакомим детей с предметами и одежды и ее частями
- расширяем активный словарь за счет имен существительных (одежда, воротник, карманы, рукава, пуговица, петля, шарф, пальто прогулка), имен прил. (теплый, пушистый), глаголов (одевать, обувать, надевать повязывать)
- развиваем общую и мелкую моторику – учим застегивать пуговицы
- координировать речь с движением, развиваем чувство ритма
- развиваем наблюдательность и зрительное внимание
- согласовывать в речи имена прилагательные с существительными, существительные с числительными «один» и «два», а также с наречием «много»
- уточняем и закрепляем в памяти детей название цветов
- количественному счету
- рассуждать и делать выводы
Январь
Тема: «Посуда»
- Расскажите детям для чего нужна та или иная посуда и как она называется. Посуда, предназначенная для чаепития, называется чайной. Это чашки, блюдца, чайники, чайные ложки, сахарницы. Посуда, используемая во время обеда, называется столовой. К ней относятся глубокие и мелкие тарелки, хлебница, салатница, а также столовые приборы: ложки, вилки, ножи. Обсудите с малышом, зачем нужна та или иная посуда, обратите внимание детей. Что на столе всегда есть также салфетки, которые находятся в салфетнице.
- Предложите малышу устроить чаепитие для кукол. В кукольном уголке застелите стол скатертью, поставьте на него чайную посуду, салфетки.
- Рассмотрите предметы посуды и назовите их части (так у чайника есть ручка, носик, дно и крышка). Предложите поставить посуду на полку, попросите малыша показать тот предмет, который стоит слева, затем справа, узнайте, что находится посередине. Уточните, что стоит, например, между чайником и чашкой.
- даем представление о посуде и ее частях
- вводим в активный словарь детей имена существительные (посуда, ручка, носик, дно, крышка, солонка, сахарница, хлебница, салфетница), имена прилагательные (глубокий, мелкий, горячий), глаголы (жевать, пить)
- согласовывать имена прил. с сущ., употреблять в речи имена существительные в винительном падеже
- расширяем количественный словарь
- образовывать имена прилагательные от существительных (мясной, овощной и т.д.)
- координировать речь с движением, развиваем чувство ритма
- выполнять дыхательные упражнения по подражанию
- развиваем зрительное и слуховое внимание, формируем речевой слух (учим различать близкие по звучанию слова – «Мила» и «мыло»)
- даем представление о пространственных отношениях (вверху, внизу, посередине)
- знакомим детей с порядковыми числительными от одного до трех
Февраль
Тема: «Домашние животные»
- Покажите детям картинки с изображением домашних животных и птиц и расскажите о них. Напомните малышу, что домашними их назвали за то, что они живут рядом с человеком. Люди ухаживают за ними: кормят, строят для животных дома. А животные дают своим хозяевам пищу: молоко, яйца, мясо. Многие домашние животные помогают людям в хозяйстве. Так, кошка ловит мышей, собака охраняет дом, лошадь возит грузы.
- Рассмотрите животных и назовите части их тела. Обратите внимание малышей на рога и копыта у коровы, копыта и гриву у лошади. Особенно внимательно рассмотрите домашних птиц, покажите клюв и крылья, посчитайте, сколько у них лап.
- Расскажите о том, чем питаются домашние животные и птицы. Напомните детям, кто из домашних животных как подает голос, при этом обязательно употребляйте глаголы: лает, мычит, мяукает…
- Вспомните, как называются детеныши домашних животных и птиц.
- даем представление о домашних животных, о том, какую пользу они приносят, о необходимости заботиться о них
- расширяем активный словарь за счет имен существительных – названий домашних животных и их детенышей, знакомим с названиями частей тела зверей и птиц, вводим в активный словарь детей названия разных животных (будка, коровник, конюшня, курятник, птичник)
- расширяем активный словарь за счет глаголов (лаять, мяукать, мычат, ржать, кудахтать, гоготать, крякать, кукарекать)
- развиваем все виды моторики: общую, мелкую, артикуляционную
- координировать речь с движением, развиваем чувство ритма
- развиваем у детей голос (умение воспроизводить одинаковые звукоподражания низким и высоким голосом), интонационную выразительность речи
- развиваем зрительное и слуховое внимание (узнавать разные звукоподражания – голоса животных), формируем речевой слух (различать близкие по звучанию слова – «кис-кис» и «кыш-кыш»
- согласовывать слова в предложении в роде, числе и падеже, употреблять в речи предлог «для», образовывать названия детенышей от названия взрослого животного
- строить фразы по образцу, отвечать на вопросы педагога полными ответами, декламировать знакомые стихи
- выкладывать домик из счетных палочек по образцу
- считать до пяти
Февраль
Тема: «Дикие животные»
- Расскажите детям, что животные, которые живут в лесу, называются дикими. Эти животные сами себе добывают пищу и делают дома. Дикие животные боятся человека.
- Покажите детям картинки с изображением диких животных, обсудите вместе с малышами какого цвета у них мех (белый, серый, рыжий, бурый), кто самый маленький (белка), кто самый большой (медведь).покажите части тела животных, сравните ушки хвост зайчика, медведя и лисы.
- Напомните, как этих животных называют в русских народных сказках: зайчишка-трусишка, косолапый мишка. Предложите малышам изобразить этих животных, их походку, повадки.
- Обсудите с малышами то, чем питаются и где живут дикие животные, как называются их детеныши.
- даем представление о диких животных и их детенышах
- расширяем активный словарь за счет имен существительных – названий животных и их детенышей; имен прилагательных (хитрый, длинноухий, косолапый), вводим в активный словарь детей названия жилищ разны животных (дупло, логово, берлога, нора)
- употреблять в речи предлог «в», образовывать названия детенышей от названий взрослых животных, согласовывать слова в предложении в роде, числе и падеже
- строить фразы по образцу, отвечать на вопросы педагога полными ответами
- развиваем все виды моторики: общую, мелкую, артикуляционную
- координировать речь с движением, развиваем чувство ритма
- развиваем у детей голос, речевое дыхание
- развиваем зрительное и слуховое внимание – учим узнавать разные звукоподражания – голоса животных
- считать до пяти
Март
Тема: «Мамин день»
- Расскажите детям о том, что скоро будет праздник – Женский день. В этот день поздравляют всех женщин. В каждой семье есть женщины – это мама, бабушка, сестра. 8 марта все папы и дети поздравляют своих любимых мам и бабушек, дарят им цветы и подарки.
- Прочитайте и разучите с детьми стихи к празднику.
- Обсудите с детьми, какую работу по дому каждый день выполняют их мамы: убирают квартиру, готовят еду, моют посуду…, как малыш может помочь в этом маме?
- даем представление о празднике 8 марта
- вводим в активный словарь детей имена существительные (белье, таз, кран, пена), имена прилагательные (добрая, красивая, умная, ласковая веселая, милая, любимая, родная), глаголы (готовить, мыть, стирать, вешать, подметать отжимать, гладить)
- уточняем обобщающие понятия (одежда, посуда, продукты)
- употреблять в речи имена существительные в винительном падеже и глаголы наст.вр.1-го лица
- декламировать стихи
- развивать общую и мелкую моторику
- координировать речь с движением, развиваем чувство ритма
- развиваем зрительное внимание
- количественному счету в пределах пяти
- отгадывать загадки, развиваем мышление
- формируем желание помогать маме и бабушке в домашней работе
Март
Тема: «Весна»
- Расскажите детям о смене времен года, об основных признаках весны, сравните весну с другими сезонами года, помогите малышу составить рассказ о весне по картинке.
- Понаблюдайте на прогулке за изменениями, происходящими в природе: зимой было холодно, повсюду лежал снег, на реках был лед. А теперь, когда пришла весна, солнце стало припекать, снег начал таять, побежали ручейки, с крыш повисли сосульки, зазвенела капель, радостно запели птицы, а на деревьях набухли почки, и совсем скоро вырастут первые листочки.
- Прочитайте стихи и загадки о весне.
- закрепляем представление о временах года, знакомим с признаками весны
- вводим в активный словарь детей имена существительные (весна, капель, ручей, луч, льдина, подснежник, кочка, почка, верба, поляна), глаголы (обогреть, таять журчать, набухать) имена прилагательные (жаркий, зимний, весенний), наречия (ярко, радостно, тепло)
- составлять коллективный словарь о весне по картинному плану
- развиваем все виды моторики: общую, мелкую, артикуляционную
- вызываем звук (с)
- развиваем интонационную выразительность речи, учим хором читать знакомую потешку
- координировать речь с движением, развиваем чувство ритма
- подбирать предметы по цвету, закрепляем название желтого и белого цвета
- развиваем зрительное и слуховое внимание
- количественному счету
Апрель
Тема: «Мебель»
- Покажите детям и назовите предметы мебели, находящиеся дома. При этом обсудите с малышами, для чего нужен тот или иной предмет. Кровать нужна для того, чтобы на ней спать; стол – чтобы за ним рисовать, кушать, играть; полки и шкафы – для того, чтобы класть на место разные вещи: одежду, посуду и т.д.
- Предложите малышам самим сделать для маленькой матрешки мебель из строительного материала: кубиков, кирпичиков и дощечек.
- Рассматривая с детьми кукольную или настоящую мебель, уточните, из каких частей она состоит, у стула бывает сидение, спинка и четыре ножки. Стол состоит из крышки и ножек. Часто в столе бывают ящики для вещей. В шкафах тоже есть ящики и полки. Закрываются шкафы с помощью дверок, на которых имеются небольшие ручки. Ручки нужны для того, чтобы браться за них, когда открываешь и закрываешь шкаф.
- Проведите с детьми игру-шутку: попросите малышей показать ручку у шкафа, и у себя, ножки у стола и у себя, спинки у стула и у себя.
- Обратите внимание малышей на то, что столы могут быть разной формы: квадратной, прямоугольной, круглой.
- даем представление о мебели
- вводим в активный словарь детей имена существительные (мебель, стол, стул, шкаф и т.д.), глаголы (ставить, убирать, подметать, вытирать)
- закрепляем в речи предлоги (в, на за, под около, с (со), из)
- употреблять в речи имена существительные в родительном и творительном падеже
- отвечать на вопросы полными ответами
- развивать общую и мелкую моторику
- координировать речь с движением, развиваем чувство ритма
- развиваем зрительное и слуховое внимание
- количественному счету в пределах пяти
- воспитываем в детях желание помогать старшим в домашней работе
Апрель
Тема: «Транспорт»
- Расскажите малышам о разных видах транспорта и покажите их на картинках и на улице. Скажите детям, что транспорт перевозит людей и грузы из одного места в другое. По городу ездят машины и автобусы. Машины, которые перевозят тяжелые грузы – кирпичи, песок, мебель, называются грузовыми. Кроме грузовых, бывают машины легковые – они перевозят людей. Машиной управляет шофер.
- Кроме машин по городу ездят большие автобусы – они тоже перевозят людей. Люди, которые едут в автобусе называются пассажирами.
- Ели людям надо попасть далеко в другой город, то тогда надо ехать не на машине, а на поезде, а еще лучше лететь на самолете. Поезд и самолет движутся быстрее, чем машина. Самолет летит по воздуху, а поезд едет по специальной железной дороге – по рельсам. Чтобы отправиться в дальний путь, надо сначала добраться на машине или автобусе до вокзала или аэропорта, а оттуда ехать на поезде по железной дороге или лететь по небу на самолете.
- Ну, а если впереди море или большая река? Как попасть на другой берег? Надо плыть на корабле. Корабли тоже возят пассажиров и грузы, только не по земле, а по воде.
- Вместе с детьми рассмотрите на картинке грузовую машину и назовите ее части: кабина, кузов, колеса. Скажите, что в кабину садится шофер. Он управляет машиной. Для этого шофер заводит в машине мотор и вращает руль. Кроме того, у каждой машины обязательно должны быть колеса. Колеса крутятся, и благодаря этому машина катится по дороге.
- даем представление о транспорте
- вводим в активный словарь детей имена существительные (транспорт, дорога, груз, кузов, рельсы, шпалы, вокзал, аэропорт, самолет, корабль и .д.), глаголы (ехать, летать, плыть), имена прилагательные (длинный, короткий, железный, прямой и т.д.), наречия (быстро, медленно, далеко, близко)
- закрепляем в речи предлоги (в, за, по)
- употреблять в речи имена существительные в предложном падеже
- отвечать на вопросы полными ответами
- развиваем все виды моторики: общую, мелкую, артикуляционную
- развиваем голос и дыхание (физиологическое и речевое), учим менять темп речи
- координировать речь с движением, развиваем чувство ритма
- развиваем зрительное и слуховое внимание
- развиваем мышление, учим отгадывать загадки
- соблюдать правила подвижной игры
- количественному счету в пределах пяти
Май
Тема: «Цветы, насекомые»
- Скажите малышам, что цветы на лугу вырастают весной. Все лето они будут радовать людей своей красотой и ароматом.
- Прочитайте детям стихи о разных цветах и попросите узнать эти цветы и показать их на картинке.
- Цветы не только красивы, но и прячут от непогоды маленьких обитателей луга – бабочек и жуков. Вспомните с малышами названия некоторых насекомых, прочитайте о них стихи и загадки.
- Рассмотрите с детьми на картинке части тела насекомых на примере жука и бабочки. У жука есть голова с усиками и толстое тельце с брюшком и лапками. Под жестким панцирем на спинке у жука спрятаны тонкие прозрачные крылышки. Перед тем как полететь, жук расправляет эти тонкие крылышки и лишь затем с жужжанием взмывает вверх. Бабочка на первый взгляд не похожа на жука, но у нее тоже есть голова, длинное тонкое брюшко, усики и лапки. На спине у бабочки большие яркие крылья. Питаются жуки и бабочки растениями: жуки грызут листочки, а бабочки пьют цветочный сок. Скажите детям, что мухи и комары тоже насекомые и могут летать. Мухи в полете жужжат: «Ж-ж-ж…», а комары пищат: «З-з-з…». И мухи и комары больно кусаются, поэтому их никто не любит. Этих надоедливых насекомых все стараются отогнать от себя. Корова и лошадь отмахиваются от них хвостом, собака и кошка ловят зубами, а люди, чтобы отпугнуть вредных насекомых, смазывают руки и одежду специальным защитным кремом. А вот птицы едят насекомых. Птицы могут ловить комаров и мух прямо на лету.
- На прогулке рассмотрите первые весенние цветы, понаблюдайте также за насекомыми: жуками и бабочками. Проследите за полетом жука и бабочки. Отметьте, кто из них летит бесшумно, а кто жужжит.
- Вызывайте у малышей чувство бережного отношения к растениям и животным. Для этого иногда предлагайте понюхать цветок, не срывая его. Демонстрируя малышам в природе жуков и бабочек, старайтесь не беспокоить их.
- даем представление о луговых цветах и насекомых
- вводим в активный словарь детей имена существительные (растение, цветок, стебель, лист, корень, насекомое, брюшко, усики, лапки), глаголы (жужжать, летать, ползать, расцветать, расти), имена прилагательные (длинный, тонкий толстый, яркий, гладкий, резной)
- закрепляем в речи предлог «на»
- употребление имен существительных в родительном падеже
- согласовывать имена прилагательные с существительными в мужском роде и женском роде в ед. и мн.ч.
- отвечать на вопросы полными ответами
- развиваем общую и мелкую моторику
- координировать речь с движением, развиваем чувство ритма
- развиваем зрительное и слуховое внимание
- развиваем мышление, учим отгадывать загадки
- количественному счету в пределах пяти
Май
Тема: «Лето»
- Поговорите с детьми о смене сезонов года. Во время прогулки понаблюдайте за изменениями, происходящими в природе летом. Скажите что «От времени года зависит погода».
- Помогите малышам составить рассказ о лете по картинке. Для этого предъявляете малышам картинки и сопровождайте их следующими фразами: «Летом очень ярко светит солнце. Летом становится жарко. Летом вырастают цветы и трава. Летом появляются жуки и бабочки. Летом в лесу собирают грибы и ягоды. Летом люди купаются и загорают.»
- Предложите детям подумать и ответить, когда это бывает – летом или зимой. Задайте малышам следующие вопросы: «Когда идет снег? Когда купаются в реке? Когда катаются на санках? Когда собирают ягоды? Когда появляются бабочки? Когда бывают морозы?»
: закрепляем представление о временах года, знакомим с признаками лета
- вводим в активный словарь детей имена существительные (лето, трава, свет, рыба, весло, кукушка, комар, ягоды и т.д.), глаголы (купаться, загорать плыть), наречия (жарко, высоко, низко)
- закрепляем в речи предлоги «на», «в», «под», «около», согласовывать имена прилагательные с существительными
- составлять коллективный рассказ о лете по картинному плану
- развиваем все виды моторики: общую, мелкую, артикуляционную
- вызываем звуки (с) и (з)
- развиваем интонационную выразительность речи, учим читать знакомую рифмовку
- координировать речь с движением, развиваем чувство ритма
- подбирать предметы по цвету, закрепляем название желтого, красного, синего, зеленого, белого и черного цвета
- развиваем зрительное и слуховое внимание, фонематический слух
- количественному счету в пределах пяти