Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Методическая разработка

Картотека пальчиковых игр для детей раннего возраста 

Кондратьева Дарья Борисовна,
воспитатель детского сада № 116
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Фрунзенские район  Санкт-Петербург
Игра – один из лучших способов развития речи и мышления детей. Она доставляет ребенку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством, стимулирующим активное восприятие речи и порождающим самостоятельную речевую деятельность. Интересно, что совсем маленькие дети, даже играя в одиночку, часто высказывают свои мысли вслух, тогда как ребята более старшего возраста играют молча. [5]
Одним из показателей хорошего физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторикой.[5]
Известный педагог В. А. Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». [4]
Игры с пальчиками - это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения. Пальчиковые игры помогают налаживать коммуникативные отношения на уровне соприкосновения, эмоционального переживания, контакта «глаза в глаза»; имеют развивающее значение, так как наилучшим образом способствуют развитию не только мелкой моторики рук, но и речи. [4]
     Исследования отечественных физиологов также подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Работы В. М. Бехтерова подтверждают влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Простые движения рук помогают убрать  напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит - развивать речь ребёнка. [6]
        Л. В. Фомина отмечает, что на основе проведённых опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в приделах нормы. [6]
        Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которые не только  оказывают благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребёнка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма. [4]
Цель: Создать условия для детей дошкольного возраста, способствующие формированию и развитию речевого общения через пальчиковые игры.
Задачи:
· развивать мелкую моторику пальцев рук детей посредствам пальчиковых игр, речевые способности, учитывая возрастные и индивидуальные особенности;
· создать картотеку пальчиковых игр;
· привлекать родителей к проведению пальчиковых игр в домашней обстановке.
 · воспитывать интерес детей к играм и упражнениям на развитие мелкой моторики.
 
Методические рекомендации
Используя пальчиковые игры необходимо придерживаться двух принципов обучения - это «от простого к сложному» и «самостоятельно по способностям». Этот союз позволит разрешить в игре сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей:
  • пальчиковые игры могут дать пищу для ума;
  • они всегда создают условия, опережающие развитие способностей;
  • они могут быть очень разнообразны по своему содержанию, а кроме того, как и любые игры, не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества; [6]
  • играя в эти игры, все специалисты, работающие с реабилитантами, незаметно для себя приобретают очень важное умение - сдерживаться, не мешать, обучающемуся самому размышлять и принимать решения, не делать за него то, что он может и должен сделать сам.
    Прежде чем выполнять игру с пальчиками, включите не громкую расслабляющую музыку. Она должна быть знакомой, чтобы не привлекать своей новизной. Если ребенок  возбужден, то включите ласковый плеск волн, пение птиц – это снимет психическое напряжение, успокоит. [6]
Пальчиковые игры проводятся индивидуально или с подгруппой детей. Выполняйте упражнение вместе с ребенком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой.
Развитие речи и мелкой моторики посредством пальчиковой игры невозможно без руководства педагога. Для проведения данной работы необходимо использовать различные.[6]

 
Методы и приемы:
  • наглядный метод работы - показ, как должны двигаться пальцы при проведении пальчиковой гимнастики;
  • словесный метод работы - проговаривание потешек, стихотворений при проведении пальчиковой гимнастики; заучивание наизусть стихотворений, потешек;
  • практический метод работы - пальчиковая игра.
Использование данных методов даёт положительный результат:
- улучшение качества речи;
- развитие мелкой моторики рук;
- развитие таких познавательных процессов, как мышление, память, внимание;
- развитие эмоциональной сферы. [3]
 
Этапы разучивания игр:
1. Педагог сначала показывает игру с пальцами сам.
2. Педагог показывает игру, манипулируя пальцами и рукой обучающегося.
3. Педагог и обучающийся выполняют движения одновременно, педагог проговаривает текст.
4. Ребенок выполняет движения с необходимой помощью педагога, который произносит текст.
5. Ребенок выполняет движения самостоятельно, текст произносят вместе. [3]
 
Подбор пальчиковых игр для 2-3 лет[1][2]
 
«Моя семья»
Вот дедушка,
Вот бабушка,
Вот папочка,
Вот мамочка,
Вот деточка моя,
А вот и вся семья.
(Ф. Фребель)
Поочередно пригибать пальчики к ладошке, начиная с большого, а со слов «А вот и вся семья» второй рукой охватывать весь кулачок.
«Наш малыш»
Этот пальчик — дедушка,
Этот пальчик — бабушка,
Этот пальчик — папочка,
Этот пальчик — мамочка,
Этот пальчик — наш малыш.
Согнуть пальцы в кулачок, затем по очереди разгибать их, начиная с большого пальца.
 
«Шалун»
Наша Маша варила кашу.
Кашу сварила, малышей кормила:
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала.
Он много шалил.
Свою тарелку разбил.
На первые две строчки чертить пальцем круги по ладошке. На следующие четыре строчки загибать пальцы с проговариванием соответствующих слов. Со словами седьмой строчки пальцами другой руки брать мизинчик и слегка покачивать.
 
«Качели»
Задрожали ветви елей.
Мы в восторге от качелей.
Мы летаем вверх и вниз,
Вместе с нами веселись. (Т. Сикачева)
Упражнение выполнять вначале правой, затем левой рукой, а далее — двумя руками. От запястья кисти рук с прямыми сомкнутыми пальцами поднимать вверх, а затем, слегка согнув пальцы, мягко опускать вниз.
 
«Кисточка»
Мягкой кисточкой покрашу
Стульчик, стол и кошку Машу.
Соединить все подушечки пальцев руки и движениями пальцев и запястья раскачивать кисть справа налево и наоборот. Вправо — пальцы раздвигать. Влево — мягко соединять подушечки пальцев.
 
«Веер»
Солнце светит очень ярко,
И ребятам стало жарко.
Достаем красивый веер —
Пусть прохладою повеет.
(Т. Сикачева)
Соединить прямые пальцы рук. Расслабить руки от локтя, превратив их в большой веер, который обмахивает лицо ветерком.
 
«Белка»
Сидит белка на тележке,
Продает она орешки:
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.
(Народная песенка)
Поочередно разгибать все пальцы, начиная с большого.
 
«Детки»
Раз-два-три-четыре-пять!
Будем пальчики считать —
Крепкие, дружные,
Все такие нужные.
(3. Александрова)
Поднять кисть правой (левой) руки вверх, широко раздвинуть пальцы. Поочередно сгибать их в кулачок, начиная с большого.
 
Тише, тише, не шумите,
Наших деток не будите!
Птички станут щебетать,
Будут пальчики вставать.
Раскачивать кулачок вверх-вниз по ритмике стихотворных строк, а на слово «вставать» — открыть кулачок, широко раздвинув пальцы. Упражнение выполнять вначале одной рукой, затем — второй, а в заключение — двумя руками.
Встали пальчики
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик — прыг в кровать,
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж заснул.
Встали пальчики — «Ура!»
В детский сад идти пора!
(М. Кальцова)
Поочередно пригибать пальцы к ладошке, начиная с мизинца. Затем большим пальцем касаться всех остальных — «будить». Одновременно с восклицанием «Ура!» кулачок разжать, широко расставив пальцы в стороны.
 
«На работу»
Большой палец встал один.
Указательный — за ним.
Средний будит безымянный.
Тот поднял мизинчик малый.
Встали братцы все — «Ура!»
На работу им пора.
Сжать пальцы в кулачок. Поочередно разгибать их, начиная с большого. А со слов «Встали братцы все.» — широко расставить пальцы в стороны.
За работу
Ну-ка, братцы, за работу.
Покажи свою охоту.
Большаку дрова рубить,
Печи все тебе топить,
А тебе воду носить,
А тебе обед варить,
А тебе посуду мыть.
А потом всем песни петь,
Песни петь да плясать,
Наших деток забавлять.
Поочередно разгибать пальцы, начиная с большого, а на слова «Песни петь да плясать» — энергично шевелить ими.
 
«Пальчики»
Раз-два-три-четыре-пять —
Вышли пальчики гулять.
Раз-два-три-четыре-пять —
В домик спрятались опять.
Поочередно разгибать все пальцы, начиная с мизинца, затем сгибать их в том же порядке.
Мы считаем
Можно пальчики считать:
Раз-два-три-четыре-пять.
На другой руке — опять:
Раз-два-три-четыре-пять.
Поочередно разгибать пальцы правой (затем левой) руки, начиная с большого.
 
«Утята»
Раз-два — шли утята.
Три-четыре — за водой.
А за ними плелся пятый,
Позади бежал шестой.
А седьмой от них отстал.
А восьмой уже устал.
А девятый всех догнал.
А десятый испугался —
Громко-громко запищал:
— Пи-пи-пи — не пищи!
— Мы тут рядом, поищи!
Поочередно сгибать все пальцы правой (затем левой) руки, начиная с большого, а со звуков «Пи-пи-пи.» — ритмично сгибать и разгибать пальцы обеих рук.
 
«Замок»
На двери висит замок
Кто его открыть бы смог? (Руки в замке)
Потянули, (Пальцы тянем, не разжимая)
Покрутили, (Вращаем руки, пальцы не разжимая)
Постучали (Стучим основанием ладоней)
И – открыли! (Руки разжимаются)
«Апельсин»
Мы делили апельсин (Левая рука в кулачке, правая ее обхватывает)
Много нас – а он – один
Эта долька – для ежа (Правой рукой поочередно разжимаем пальцы на левой
Эта долька – для чижа руке, начиная с мизинчика)
Эта долька – для котят
Эта долька - для утят
Эта долька - для бобра
А для волка – кожура! (Встряхиваем обе кисти)
 
«Капуста»
Мы капусту рубим, рубим (Ладошки движутся параллельно друг другу)
Мы морковку трем, трем (Кулачки трут друг друга)
Мы капусту солим, солим («солим» щепоткой)
Мы капусту жмем, жмем (Пальчики сжимаем и разжимаем)
«Ладошки»
Ладошки вверх,
Ладошки вниз,
А теперь их на бочок
И зажали в кулачок.
 
«Котик»
Котик лапкой умывается
Видно, в гости собирается
Вымыл носик.
Вымыл ротик.
Вымыл ухо.
Вытер сухо.
 
«Тесто»
Тесто мы месили (Сжимаем кисти рук)
Мы пирог лепили (Ладошки «лепят»)
Шлеп, шлеп,
Шлеп, шлеп
Слепим мы большой пирог! (разводим руки)
 
«Рыбка»
Рыбка в озере живет (Ладошки соединены и делают плавные движения)
Рыбка в озере плывет
Хвостиком ударит вдруг (Ладошки разъединить и ударить по коленкам)
И услышим мы – плюх, плюх! (Ладошки соединить у основания и так похлопать)
 
 
ЛИТЕРАТУРА:
  1. Агранович 3. Е. «Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР» - СПб.  «Детство-Пресс», 2005
  2. Бодраченко И.В. «Игровые досуги для детей» Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ». Творческий центр «Сфера», М. 2011
  3. Ермакова, С. О. Пальчиковые игры для детей от года до трех лет /. – М.: РИПОЛ классик, 20с.: ил. - (СУПЕР развивающие игры для детей).
  4. Кваша Н. Г. Пальчиковые игры для детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2017/10/24/palchikovye-igry-dlya-detey-doshkolnogo-vozrasta  (дата обращения: 02.02.2020)
  5.  Мальцева, И. В. Пальчиковые игры : от рождения до 3 лет: [массаж., тактил., гимнаст., предмет., твор. ] /. – СПб.: Азбука-Классика, 20с.: ил. - (Раннее развитие)
  6. Новикова В. С. Пальчиковые игры для детей младшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.maam.ru/detskijsad/palchikovye-igry-dlja-detei-mladshego-doshkolnogo-vozrasta-883090.html  (дата обращения: 02.02.2020)
 

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»