Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Конспект совместной деятельности (психолого-педагогическое занятие)
для детей подготовительной группы с использованием авторских методик
по формированию психологической готовности к обучению в школе

Урок колдуньи Жадность

Латышева Екатерина Вячеславовна,
педагог-психолог ГБДОУ детский сад № 75
Невского района Санкт-Петербурга
Задачи:
Образовательные:
  1. Формирование представлений об обучении в школе.
  2. Обогащение и активизация активного словарного запаса детей.
  3. Развитие навыков связной речи.  
Развивающие:
  1. Развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления.
  2. Развитие невербального интеллекта.
  3. Развитие произвольности и внимания (концентрации, распределения, устойчивости и избирательности).
  4. Развитие пространственных представлений.
  5. Развитие мнестических процессов (словесно-логическая память, отсроченное запоминание).
  6. Развитие тонкой и общей моторики.
  7. Развитие умения принимать инструкцию и действовать в соответствие с ней.
  8. Развитие эмпатии и эмоциональной сферы.  
Воспитательные:
  1. Воспитание умения работать в коллективе, взаимодействовать с детьми и взрослыми.
  2. Воспитание навыков сотрудничества.
  3. Воспитание доброжелательности, инициативности и ответственности.  
Используемые технологии:
  1. Игровые.
  2. Сказкотерапия.
  3. Информационно-коммуникативные.  
Интегрирование образованных областей:
  1. Познавательное.
  2. Речевое.
  3. Социально-коммуникативное.  
Оборудование и материалы:
Мультимедийное оборудование (проектор, ноутбук, экран), столы, стулья, цветные геометрические фигуры разных размеров, карточки с образцом последовательности фигур, клей-карандаш, клубок ниток, мяч, мягкая игрушка (еж), серебристая бумага, 2 конверта, звонок, 3 подарочных пакетика. 
Учебно-методическое обеспечение:
  1. Куражева Н.Ю., Козлова И.А. Приключения будущих первоклассников: психологические занятия с детьми 6-7 лет.
  2. Панфилова М.А. Лесная школа: сказки для детей подготовительной группы.  
Предварительная работа:
Занятие входит в программу психолого-педагогических занятий для дошкольников 6-7 лет по формированию предпосылок психологической готовности к школьному обучению. 
Форма деятельности – совместная образовательная деятельность. 
Ход занятия
  1. Приветствие. Упражнение «я рад вас видеть!»
Педагог-психолог: «Здравствуйте, дети! Сегодня мы продолжим наше знакомство с Лесной школой, но прежде, давайте поздороваемся друг с другом с помощью волшебного клубка, который принес нам Учитель-Ёж. Он поможет нам попасть в сказочную страну. Сейчас мы будем здороваться друг с другом, передавая по кругу клубок и разматывая нить. Когда вы будете передавать клубок друг другу, почувствуйте какой он мягкий и пушистый. Возьмите себе нить, повернитесь к своему соседу, который стоит справа от вас, и, глядя на него, улыбнитесь и скажите: «Я рад тебя видеть!"».
Психолог с детьми передают клубок по кругу.
Психолог: «Вот так клубок объединил нас всех вместе на сегодняшнем занятии. Теперь опустите нить на пол, посмотрите, какой большой круг получился. Давайте теперь каждый прыгнет в круг через нить и таким образом перенесется в сказочную страну».
Дети и психолог кладут нить к форме круга на пол и прыгают внутрь.
  1. Сказка «Жадность»
Психолог: «А теперь сядем удобно в кругу, выпрямим спинки и продолжим слушать сказку о Лесной школе. Только сначала давайте вспомним, о чем была сказка в прошлый раз?».
Дети: «Про аккуратность», «про колдунью Лень», «про то, что нужно ухаживать за своими вещами».
Психолог: «Все верно, а сейчас я расскажу вам продолжение сказки. Целый месяц прошел после назначения дежурных помощников. И наши первоклассники старались изо всех сил, чтобы научиться секретам госпожи Аккуратность. У мно­гих это чудесно получалось! Школьники стали очень бе­режно относиться к своим вещам! У некоторых учеников бережливость стала проявляться слишком сильно и даже обидно для окружающих.
— Не бери мой карандаш, ты его сломаешь! — кричал Лисенок на Зайчонка.
— А я не дам тебе свою линейку! — отвечал Зайчонок.
— Мне не нравится, что ты садишься на мой стуль­чик, испачкаешь! — ворчала Белочка на Волчонка.
— Не прикасайтесь, к моему костюмчику! — отгонял от себя своих друзей Медвежонок во время игры, покачивая головой.
 
Психолог: Ребята, как вы думаете, что происходит со школьниками? Какое у них настроение?
Дети: «Плохое», «злое», «ученики жадничают».
Учитель Ёж посмотрел на ребят с грустью и сказал:
—  Ребята, вам пора лечиться! — обратился он к школьникам.
— Но мы ведь все здоровы! — удивились ученики.
— К нам в школу прилетел вирус жадности. Это дво­юродная сестра Лени, колдунья Жадность, наверное, при­слала его к нам, чтобы всех поссорить.
— А что же теперь делать? Как лечиться? — завол­новались ребята.
— Есть один секретный способ, он здесь, в этом письме, его прислала  фея Доброта — ответил Еж. — Но прежде, я хочу спросить у ребят, может быть, они знают средство от вируса Жадности?!
 
Психолог: Ребята, знаете ли вы как побороть жадность? Кто знает, может поднять руку.
Дети: «Нужно делиться», «добрые дела».
 Психолог: «А теперь давайте откроем конверт и прочтём послание Феи Доброты!»
Психолог открывает конверт и читает написанное.
 «Добрые поступки» - вот, что здесь написано! Только ведь не все знают, что это такое… Кто знает, что такое добрый поступок?
 
Дети: «когда делаешь что-то хорошее», «что-то полезное», «помощь другому».
Психолог: А что сказали ученики Лесной школы? Давайте послушаем.
— Это когда делаешь что-то приятное своему дру­гу, — предположил Зайчонок.
— Или своей маме, — продолжала Белочка.
— Или учителю, — тихо произнес Волчонок.
— Или себе, — важно вставил Медвежонок.
—  Каждый из вас в чем-то прав! Но не полностью, а частично! Ведь добрые поступки приятны всем окружаю­щим и себе тоже. Если мы помогаем другу обидеть кого-то, то это уже не добрый поступок, а злой. Если мы отда­ем единственную ручку товарищу, который все позабыл дома, а сами не сможем писать на уроке, то это тоже не добрый, а глупый поступок. Поэтому добрые поступки трудно совершать. Но самый первый шаг на пути к добро­му поступку — это услышать просьбу о помощи.
— А второй шаг? — спросили ребята.
— Второй шаг — это стремление помочь, но, предва­рительно подумав, как это сделать быстро и удобно для всех, — ответил учитель.
— Но как же быть с единственной ручкой? Если другу она нужна, а у меня другой нет, ему следует отказать в помощи? — волновался Волчонок.
 
Психолог: «Дети, как вы думает, как поступить Волчонку в этой ситуации?».
Дети: «Дать другу карандаш», «Попросить у другого одноклассника или учителя».
Психолог:
— А я бы отдал свою единственную ручку другу, а то меня будут считать жадиной, — грустно произнес Зай­чонок.
—Как вы думаете, ребята, обрадовался бы друг, если бы у Зайца из-за него были неприятности? — спросил учитель.
— Если он настоящий друг, то сам откажется от та­кой жертвы, — ответил Медвежонок. Все ученики заду­мались.
— Но как же быть с Жадностью? — задал вопрос Зай­чонок.
— Если каждый из вас будет думать о добрых поступ­ках и стремиться их совершать, то Жадность быстро исчезнет и вы будете снова здоровыми, — ответил уче­никам Еж.
—  Но я очень беспокоюсь за свои вещи, потому что тружусь, стараюсь, а вдруг кто-нибудь сломает или по­теряет, — волновалась Белочка — А если не вещь сломают, например, нечаян­но? — беспокоилась Белочка.
—  А для этого существует правило:  «Кто ломает, тот и чинит. Кто теряет — покупает ».
Ребята повторили новое правило и записали его в тетрадь, чтобы лучше его запомнить.
— Мы продолжим наш разговор о добрых по­ступках на следующем занятии, а сейчас нам пора завтракать! — ответил учитель и пригласил в столовую. 
Психолог: «Дети, о чем была сказка? Понравилась ли она вам? Сталкивались ли вы с жадностью других детей? Жадничали ли сами?».
Дети: «Понравилась», «Про жадность», «Про добрые поступки», «Другой ребенок не делился карандашами», «Я не давал свои игрушки», «Я не жадничал». 
Психолог: «Учитель Ёж очень рад тому, что Вы так внимательно слушали его сказку и активно помогали школьникам найти средство от Жадности. Поэтому он подготовили для вас интересную игру с мячом».
Игра «Звонкий мяч»
Психолог: «Давайте встанем в круг и начнем передавать мяч по кругу, но с разной скоростью в зависимости от громкости звонка. Чем тише звенит звонок, тем медленнее будем передавать мяч, чем громче – тем быстрее. Главное – не ронять мяч!».
Стоя в кругу, играющие передают мяч в разном темпе (от медленного к очень быстрому), не уронив его, соседу.  
Психолог: «Молодцы, ребята! Вы очень внимательные! Посмотрите на экран, это же ученики Лесной школы! Они отправили вам письмо с игрой».
Дети смотрят на экран и видят появляющихся животных. 
Психолог: «Игра называется «Угадай, кто мой друг». Я знаю такую игру!».
Игра «Угадай, кто мой друг»
Психолог: «Давайте разделимся на две команды: первая команда будет рассказывать о животном, не называя его вслух, а вторая – угадывать. Вы можете рассказать о том, где живет это животное, чем любит заниматься, какого цвета его шерсть, чем питается, с кем дружит, а кого боится».
Каждый ребенок из первой команды выбирает кар­точку с изображением животного так, чтобы не видели остальные дети. Ребенок придумает ему имя, рассказывает о жизни выбранного животного. Остальные дети пытаются уга­дать, о каком животном идет речь. В качестве подсказки, ребёнок может изобразить походку животного. 
Игра «Волшебное ожерелье Феи Доброты».
Психолог: «Посмотрите, Зверята и Учитель Ёж, какие ребята молодцы! Угадали всех животных! А вот и Фея Доброта, но что случилось?».
Дети смотрят на проектор и видят грустную Фею Доброту, хаотично размещенные геометрические фигуры и слышат смех Колдуньи Жадность.
Психолог: «Похоже, я поняла. Колдунья Жадность заколдовала ожерелье Феи Доброты и оно порвалось! Каждая бусина – это доброе дело, которое совершила Фея, а их она совершила очень-очень много, поэтому и бусин тоже очень много. Давайте поможем Фее собрать части ожерелья воедино! Сейчас я открою наш волшебный круг для того, чтобы мы могли попасть в реальный мир. Проходите и присаживайтесь за столы!».
Дети садятся за столы, перед ними лежат несколько образцов, которые нужно продолжить и клей.
Психолог: «Перед вами лежат части ожерелья Феи доброты. У каждой из них свой порядок бусин, который повторяется. Например, вот у этой части бусины чередуются следующим образом: желтый круг, маленький синий треугольник, большой красный квадрат, дальше порядок повторяется.
Выберите себе ту часть ожерелья, которая нравится вам больше всего, и посмотрите, какие фигуры вам понадобятся.
А теперь выберите необходимые фигуры из тех, что лежат на столе и закончите свою часть бус, приклеивая их к ниточке. Очень важно, чтобы все фигуры были на своих местах, иначе ожерелье не соберется».
Дети выполняют задание. После того, как все закончили, дети возвращаются в круг и выкладывают внутри него получившееся ожерелье.
Психолог: «Посмотрите, какое чудесное ожерелье у нас получилось! Посмотрите, Фея Доброта радуется и благодарит вас за помощь, которую вы ей оказали! Давайте похлопаем себе».
  1. Заключительная часть. Рефлексия.
Психолог: «Ребята, давайте вспомним, что было на занятии, о чем была сказка»?
Дети: «Сказка про жадность и доброту», «клеили, играли в мяч».
Психолог: «Что понравилось, а что не понравилось вам сегодня на занятии? Пусть выскажется каждый, сматывая нить в клубок».
Психолог: «Спасибо всем!
На этом наше занятие завершается. До свидания!»

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»