Ручной труд как средство развития познавательных способностей
Занятие ручным трудом способствует развитию познавательных способностей. Во время изготовления поделки дети знакомятся с различными материалами, осваивают сенсорные эталоны, закрепляют конструктивные навыки, учатся ориентироваться в пространстве. Кроме этого, хочу перечислить еще ряд положительных факторов: развивается мелкая моторика, совершенствуется координация движений пальцев и кистей. Ручной труд также развивает психические процессы – память, мышление, воображение, внимание и восприятие. Нельзя пропустить и воспитательные моменты. Работа детей сближает, дисциплинирует, появляются общие интересы. Работая с детьми старшего дошкольного возраста (старшая и подготовительная группы), я увидела хорошую динамику развития всех вышеперечисленных процессов. Во время занятий ручным трудом затрагиваются сразу несколько моментов: дети получают теоретические знания и тут же на практике проверяют, убеждаются и закрепляют полученный опыт. При этом их переполняют положительные эмоции, поделка выполнена собственными руками. С ней можно поиграть, подарить маме, украсить дом. Последнее время изготовлением поделок дети занимаются только в детском саду, для них это становится чем-то экзотическим. Дома, с родителями, такими вещами занимаются единицы. У взрослых, просто, времени не хватает. Если бы они только знали, какое наслаждение для ребенка мастерить что – то с мамой или папой, подбирать необходимый материал, придумывать что-нибудь особенное. Очень интересная идея - домашние задания для всей семьи. Дома совместными усилиями придумать и выполнить поделку. На определенную дату назначается выставка совместных работ детей и родителей. Тема заранее обговаривается. Все работы вывешиваются, дети ходят гордые и довольные, все участники награждаются. Такие мероприятия показывают родителям всю важность этой работы. После этого мамы и папы с большим энтузиазмом помогают, приносят необходимые материалы, делятся своими идеями. Психические процессы развиваются одновременно с познавательными способностями. На этом пункте хочу остановиться поподробнее. У детей старшего дошкольного возраста совершенствуется процесс восприятия. Оно развивается таким образом, что дети могут систематически планомерно рассматривать предметы. Им уже не нужно держать предмет в руках, они вполне успешно описывают его свойства, пользуясь чисто зрительным восприятием. Это, правда, касается не всех детей. Ручной труд стимулирует развитие восприятия. Для того, чтобы правильно выполнить поделку, нужно тщательно рассмотреть предложенный образец, понять из какого материала он выполнен, сделать соответствующие выводы. Не всегда этот образец можно потрогать. Наряду с развитием восприятия в старшем дошкольном возрасте идет процесс совершенствования внимания. При изготовлении поделки необходимо очень внимательно следить за объяснением воспитателя, а потом также внимательно выполнять действия, чтобы получилась хорошая работа. Известно, что внимание у дошкольников чаще носит непроизвольный характер, т.е. ребенка нужно увлечь, предложить ему что-то очень интересное. Позже, к 6 годам дети начинают удерживать внимание на действиях, которые приобретают для них интеллектуально значимый интерес. Практика показала, что занятие ручным трудом способствует развитию произвольного внимания. В первый момент детей увлекает будущая деятельность, им очень хочется сделать то, что предлагает воспитатель. Но позже нужно приложить немало усилий для достижения конечного результата. Здесь необходимо относится к работе с повышенным вниманием. Смею предположить, что с этого момента дети тренируют свое произвольное внимание. Произвольная память развивается у дошкольников также постепенно, как и произвольное внимание. Хочется отметить важность именно этих психических процессов. При обучении в школе они имеют огромное значение. Ручной труд способствует этому процессу. Своей памятью дети пользуются постоянно. Прежде, чем выполнить поделку необходимо вспомнить свойства тех или иных материалов, запомнить ход выполнения работы. Алгоритм изготовления некоторых поделок похож, применяются одни и те же приемы работы. Если ребенок помнит это, то сделать поделку становится гораздо легче. Воображение играет не последнюю роль в изготовлении поделки. Ребенок должен представить себе свою будущую работу. Таким образом, он учится управлять своим воображением. С каждой новой поделкой оно совершенствуется. Воспитатель показывает детям свой образец поделки, но многие дети хотят внести свои детали. Они начинают фантазировать, совершенствовать работу. Нередко работа ребенка превосходит работу взрослого по красочности и изобретательности. У детей полет фантазии шире и выше. Очень интересный прием, по моему мнению – попросить ребенка рассказать о будущей работе, описать детали. В этом случае происходит развитие речи. Во время работы с материалом, необходимо продумать все шаги, спланировать работу. Этому помогает развивающееся мышление. К старшему дошкольному возрасту, оно становится наглядно – образным. При изготовлении поделки иметь в голове готовый образ и постепенно к нему идти очень важно. Часто работа требует соблюдения определенной последовательности действий, поэтому ребенку необходимо это понять и пошагово выполнить. А теперь предлагаю более подробно рассмотреть взаимосвязь ручного труда и развития познавательных способностей. Прежде чем начать изготавливать поделку, мы с ребятами рассматриваем материал, выявляем его особенности, сравниваем с другими материалами. Здесь используются как занятия, так и исследовательская деятельность, дидактические игры. Малыши, например, сравнивают бумагу и картон, ребята постарше знакомятся с тканями различными, пряжей. Вместе мы заготавливаем природный материал, по ходу закрепляя названия деревьев, кустарников. Во время изготовления поделки у ребят закрепляется представление об сенсорных эталонах. Огромное значение имеет развитие конструктивных навыков, для некоторых детей это сложный процесс. Прежде чем, получится поделка ее нужно собрать, причем выполнить это правильно, подогнать все детали, склеить или сложить их ровно, точно. Особое место в конструирование занимает техника "Оригами". При изготовлении этих игрушек, даже самых простых, нужна точность и острый глазомер. А когда все складывается, то сразу виден результат. Для детей это очень важный момент. Для лучшего результата можно использовать различные планы, карты, алгоритмы. Старшие дошкольники с удовольствием изучают такие инструкции, очень часто бывает так, что понимают их лучше некоторых взрослых. Наблюдения многих известных педагогов и психологов показали, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Поэтому тренировка движений пальцев и всей кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка. Неотъемлемой частью работы над этой проблемой является ручной труд. При выполнении поделки требуется определенная ловкость пальцев. Вывод напрашивается сам - чем больше поделок делать, тем лучше будет развита мелкая моторика. Она в свою очередь повлияет на развитие речи, подготовит к овладению навыками письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.