Формирование позитивных взаимоотношений родителей и детей 5 - 7 лет
Стрельцова Анастасия Федоровна
Родителям,как и детеям ,необходимо овладеть навыками, которые способствовали бы развитию позивитивных взаимоотношений.Гармоничное развитие дошкольника - важная государственная задача. И это закономерно. Ведь за последние годы в нашей стране значительно увеличилось число людей, страдающих невротическими расстройствами и другими эмоциональными нарушениями. Среди них немало детей дошкольного возраста.
Ряд отечественных авторов связывает возникновение эмоциональных нарушений у детей в преддошкольном и дошкольном возрасте с психическими травмами. К ним ученые, в частности А. Д. Захаров, В. И. Гарбузов, В. И. Козлов и другие, относят испуг, внезапное отлучение от матери, госпитализацию без матери до пятилетнего возраста, оперативные вмешательства, семейные конфликты.Вместе с тем анализ большинства исследований показывает: в детском возрасте основная причина эмоциональных нарушений - не острые, а затяжные психические травмы. Психотравмирующие ситуации непосредственно вытекают из семейных отношений и тесно связаны с тем, как взаимодействуют между собой дети и родители.
Семья играет в воспитании ребенка основную, долговременную и важнейшую роль (Буянов М. И., Виноградова А. М., Петровский В. А., Сухомлинский В. А. и другие). То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни. В семье закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.
Исследования отечественных психологов (А. Н. Леонтьев, А. В. Петровский) свидетельствуют о том, что в семье создаются наиболее благоприятные возможности для укрепления здоровья ребенка, развития его физических качеств, нравственных чувств, привычек и мотивов поведения, интеллекта, приобщения к культуре.
Значимость отношений между родителями и детьми привлекла внимание многих педагогов и психологов самых разных школ и направлений (Э. Г. Эйдемиллер, А. В. Захаров, А. Я. Варга,
А.С. Спиваковская и другие). Общим для всех подходов является констатация потребности ребенка в наличии и поддержании чувства безопасности и уверенности в его обеспечении со стороны взрослых. Оно проявляется в заботе взрослого и демонстрации ребенку своего положительно-эмоционального отношения к нему. Этим взрослый формирует у ребенка потребность в эмоциональном взаимодействии.
Решением проблем психологической коррекции, возникших в результате нарушенных отношений в семье, необходимо заниматься в медицинских учреждениях, детских садах, школах, в специальных психолого-педагогических центрах.
Но особенно большая помощь в коррекции детско-родительских отношений необходима детям с легкими формами психического недоразвития, в частности с задержкой психического развития (ЗПР). Преодолеть недостатки в развитии и успешно адаптироваться в обществе без помощи взрослого эти дети не могут. К настоящему времени имеется практический опыт исследования и коррекции у детей с ЗПР отдельных психических процессов (внимания, памяти, мышления). Однако еще недостаточно изучена сфера общения детей с ЗПР и возможности компенсации дефектов в ее развитии.
Многочисленные психологические исследования (А. Н. Леонтьев, А. В. Петровский) свидетельствуют о том, что дефицит общения с окружающими взрослыми, недостаток тепла, любви,понимания близких взрослых нарушает формирование личности ребенка. Эмоциональная депривация ребенка в раннем возрасте ведет к задержке и искажениям развития не только общения, но и всей эмоционально-личностной сферы. Роль эмоционального общения в предупреждении и терапии депривационных последствий состоит не только в развитии самого общения и всех остальных форм деятельности, но и в формировании и поддержании стабильного, благополучного, а точнее - эмоционально-положительного состояния детей.
Проблемы психического здоровья дошкольников и поиски путей оказания помощи детям с ЗПР до поступления их в школу привели к идее создания совместных коррекционно-развивающих занятии детей и родителей в форме эколого-психологического тренинга. Вопрос о приобщении детей к природе актуален для экологического и эмоционально-положительного развития дошкольника. Коррекционно-развивающие занятия разработаны для детей 5-7 лет.