Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Методическое пособие по обучению дошкольников
составлению текста-повествования с использованием
русских народных сказок

Ухалкина Вера Евгеньевна
 
Большое значение дидактическому потенциалу русской народной сказки в развитии родной речи детей придавал К.Д.Ушинский, он писал: «Народная сказка читается детьми легко уже потому, что во всех народных сказках беспрестанно повторяются одни и те же слова и обороты, и из этих беспрестанных повторений слагается нечто целое, стройное, полное движения, жизни и интереса».
Рассмотрим творческое преобразование сказки как средства развития связной речи
Методические приемы по  развитию связной повествовательной речи при использовании русской сказки
Творческое  преобразование сказки Значение и особенности использования приема для развития связной речи
Преобразование знакомых героев в других ситуациях Прием направлен на активизацию словаря, развитие фантазии. Нужно создать условия, при которых главные действующие лица остаются, при этом попадают в совершенно другие обстоятельства.
Пример: Снегурочка и Алёнушка попадают в цирк. Баба Яга полетела в космос.
Сказочный коллаж из героев Прием направлен на творческое рассказывание, развитию воображения.
Герои сказок должны быть знакомы детям (Колобок, Баба-Яга, Снегурочка, Морозко), через игровую ситуацию предложить задание: «в книге со сказками перепутались все страницы. Что же произошло с героями сказок?»

 
Специальное искажение изначальной сказки Прием активизирует память, развивает мышление и монологическую речь-рассуждение.
Данные упражнения применяются, когда сказка знакома детям. Пример: воспитатель: «Испекла бабка коржик», дети: «Не коржик, а румяный колобок», воспитатель: «Да-да, конечно, я забыла! Так вот, отправился колобок спать…»
Новая сказка Прием направлен на развитие связной повествовательной речи, на детское сочинительство. Он вносит новизну в знакомую сказку. За основу берется сказка, которую дети хорошо знают, и воспитатель предлагает наделить главных персонажей противоположными характеристиками. 
Пример: в сказке «Гуси-лебеди» Баба-Яга и гуси становятся добрыми и помогают яблоньке, печке и речке, а Алёнушка с братцем, наоборот, становятся капризными и жадными.
Сказочные сюрпризы Прием направлен на эмоциональное обогащение, развитие речевого творчества.
Например: Морозко очень жестоко поступил с мачехой и ее дочкой, нужно предложить детям придумать более мягкий способ перевоспитания злой мачехи и ее ленивой дочери.
Сказки - превращения Прием помогает развивать повествовательную монологическую речь и обогащать воображение. Упражнения направлены на мыслительную деятельность и дают возможность детям  превращаться в кого угодно или во что угодно – а это предпосылки детского сочинительства.
Пример начала сказки: «Как хорошо сидеть на ветке и видеть полянку в лесу. Но однажды…»
Сказочные ситуации спасения Прием способствует развитию связной речи.
В упражнениях воспитатель нарочно  придумывает опасные ситуации, требующие сказочного спасения.
Придумай окончание для героев Прием направлен на активизацию словаря, развитие мышления и  умения понять главную идею и в соответствии с ней придумать окончание сказки.
     
 
Совместно со словесными и наглядными методами, немаловажную роль играет интегрированный подход соприкосновения детей со сказкой (рассказывание, слушание звукозаписи, просмотр диафильмов, кукольный спектакль по мотивам народных сказок, выставка картин В.М. Васнецова). Все приемы направлены на развитие желания у детей сочинять свои сказки. При ознакомлении с жанровыми разновидностями сказки формируют способность элементарно анализировать содержание и форму сказки и эмоциональная отзывчивость на неё.
Описание главных героев и изучение композиционной структуры сказки  происходит при применении наглядно-действенных (фигурки-изображения персонажей), наглядно-образных (иллюстрации, характеризующие содержание сказочных функций) и символических средств (карты-символы). Творческое начало развивается в процессе ознакомления с методами сочинения сказки и упражнениями различной сложности: от придумывания сказок по заданным темам к автономному сочинительству.
Рассказывание своих сочиненных сказок является художественно-творческой деятельностью детей, которая отражает их интересы и потребности. Анализ повествования детей доказывает влияние русской народной сказки на словесное творчество. Сказки, создаваемые детьми под влиянием русского фольклора, можно определить как повествования творческого характера, которые сочетают в себе традиционные сказочные элементы и отражают настоящее время, что проявляется в содержании и словесном творчестве.
 
Работа  по обучению дошкольников составлению текста-повествования с использованием русских народных сказок проходит поэтапно как в условиях специально организованных занятий, так и интегрированной деятельности.
Первый этап – подготовительный. Работа направлена на воспитание интереса к жанру сказки, обобщения представлений детей о сказке и ее персонажах и определения отличительных особенностей сказки и рассказа, объединенных общей темой.  Работа должна проходить при включении отобранных сказок в различные формы работы: чтение и пересказ русских народных сказок, работа в уголке книги, просмотр презентации, продуктивная деятельность.
Второй этап – обучающий. Работа проходит как индивидуально, так и на групповых занятиях через непосредственно образовательную деятельность, упражнения, индивидуальные занятия с детьми, викторины, работы по сериям картинок. Цель - обучение умениям определять тему и сюжетные особенности сказочного повествования, точно отбирать языковые средства для обозначения персонажей, их характеристик и действий, создавать собственные повествовательные тексты.
На начальном этапе был производиться отбор русских народных сказок, с помощью которых предполагается обучать детей составлять тексты - повествования. Основные показатели, на основе которых происходит отбор:
- тематика и главные герои
- сюжетная структура текста
- образные средства языка

Пример построения работы:
Первая русская народная сказка - «Гуси-лебеди». Сказка имеет нравственный потенциал, воспитывает любовь к ближнему, смелость в трудных ситуациях, заботу о младших. В сказке ярко представлена, композиционна я структура, образность главных героев. Цель работы над данной сказкой – сформировать умение определять и с помощью речи обозначать тему повествования через заголовок.
Вторая сказка, отобранная нами - «Морозко». С яркими образами, с хорошо прослеживаемой структурой  (завязка, основные действия, развязка), сказка вызывала эмоциональный положительный отклик у ребят, сопереживание. Сказка поучительная, наказывает человеческую зависть и жадность, а также говорит о важности доброты и трудолюбия. Интересна сказка для детей своим волшебством в виде Деда Мороза, она легка для запоминания и пересказа. Главной целью необходимо сформировать у детей на примере сказки «Морозко» элементарные представления о структуре повествовательного текста. Методы, заключаются в показе образца структуры повествования.
Третья сказка «Каша из топора». Сказка фольклорная, не большая, и в ней представлены всего два противостоящих друг другу героя. Старуха, которая жадная и глупая и солдат умный и смекалистый человека. Интересно она еще и тем, что в ней простой бытовой сюжет, идея очень проста для детского понимания – как находчивость помогает в жизни. Задача:  после прочтения необходимо  озаглавить сказку. Цель - закрепление умения, уже полученного на примере сказки «Гуси-лебеди», и сформировать умение использовать структурные компоненты знакомых литературных произведений и собственных повествований в этой сказке.
Последняя сказка «У страха глаза велики». Небольшая по объему сказка, забавная по сюжету, и на примере этой сказки доступно для детей прослеживаются структурные компоненты повествования, яркие образы персонажей. Цель использования этой сказки – активизация словаря, применение образных выражений при ответе, умение выделять структурные части, использовать различные средства связи, которые бы обеспечили целостность и связность повествования.
Второй этап обучения был посвящен накоплению материала для последующего творчества. Таким образом, используется  на практике методическое пособие по развитию повествовательной речи дошкольников с использованием русской народной сказки.
Методическое пособие
Цель Тема НОД Методы и приемы Результат
1 Обогащать знания детей о предметном и живом мире и соответствующий словарь, развивать смысловую сторону речи, понимание слова в соответствии с контекстом
 
Показ-презентация русских народных сказок.





 
Наглядная демонстрация презентации с использованием загадок, викторины. Беседа с использованием пословиц к сказкам.

 
Дети расширяют знания о жанре – сказка, развита смысловая сторона речи.




 
2 Обогатить знания детей о русских народных сказках; продолжать учить определять тип и вид сказки


 
НОД по развитию речи в Тема: «Сказка в гости к нам приходит»




 
Отгадывание загадок.
Дидактические игры: «Что умеют делать звери»
«Какой, какая, какое?»
Развивающая игра «А если бы…»

 
У детей развит навык речевой деятельности посредством художественной литературы


 
3 На доступном материале дать представление о последовательности высказываний: начало, середина, конец
 

 
Упражнение на анализ
характерных черт
героев и их страхов из сказки
«У страха глаза велики»

 
Придумывание нового
названия сказки.
Придумывание нового
конца сказки.




 
У детей сформированы знания о необходимой структуре составления текста
 
4 Развивать умение использовать заместителей при пересказе конкретного эпизода сказки. Активизировать словарь, творческое воображение и мышление. Развивать умение строить связное высказывание. Упражнять в решении творческих задач. Составление рассказов по серии сюжетных картинок
На примере сказки «Морозко», «У страха глаза велики»





 
Беседа
Рассматривание сюжетных картинок: беседа по картинкам, по ходу событий;
раскладывание картинок по порядку
Пересказ по цепочке с опорой на иллюстрацию.
Изменение сюжета сказки.

 
У детей сформировано умение связно строить высказывание, логично по тексту составлять картинки.




 
5 Формировать умения определять жанр картинки составлять разнообразные словосочетания, связные высказывания. Развивать творческое воображение и мышление. Упражнять в решении творческих задач.




 
Творческое коллективное задание «Придумывание повествования по сюжетной картинке».









 
Наглядные.
Рассматривание и анализ картины, придумывание возможных событий, предшествовавших тем, что изображены, и событий, последующих за ними.
Беседа, направленная на восприятие картины и активизацию творческого воображения детей


 
У детей сформировано умение правильно определять жанр, подбирать образные выражения. Продолжает формироваться связная речь.






 
6 Обобщить знания детей  о русских народных сказках, развивать умения узнавать сказки и их героев; развивать творческое воображение, ассоциативную память






 
Викторина по русским народным сказкам «Сказочная страна»










 
Дидактические игры «Отгадай сказку», «Сказочное лото»,
«Волшебные вещи», «Блиц-опрос».
Моделирование нового окончание сказки.








 
Дети освоили умения логично и связно отвечать на вопросы: понимать тему, выражать мысли в определенной последователь-носи, отбирать лексический материал и другие языковые средства в соответствии с темой и ситуацией.
7 Формировать умение подбирать нужное слово, уточнять значение слов. Развивать творческое воображение и мышление. Продолжать формирование умения составлять связное высказывание.



 
Авторский вечер. «Придумай новую сказку»











 
Метод направлен на развитие связной повествователь-
ной речи на детское сочинительство и творчество. Коллективное обсуждение каждого рассказа.
Анализ детских рисунков по сказкам.




 
Дети в рисунках отражают свое сочинительство
Сформирован навык структурно выделять части повествования.
Дети могут самостоятельно составить текст-повествование, соблюдая необходимую при этом структуру текста
Русская народная сказка станет эффективной формой обучения детей дошкольного возраста составлению повествовательных текстов при условии:
  • воспитании у детей интереса к русской народной сказке путем обогащения их литературного опыта
  • при целенаправленной работе по ознакомлению детей с идейно- тематическим, сюжетно-композиционным и стилистическим своеобразием русской народной  сказки
  • использовании творческой  продуктивной деятельности.  

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»