Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Использования дидактических игр
для сенсорного развития детей раннего возраста

 
Кошевая Ульяна Леонидовна

Игра — это искра, зажигающая огонек
пытливости и любознательности.
В.А. Сухомлинский

 
Мировыми психологами было доказано, что для каждого возраста ребенка существует ведущая деятельность, в процессе которой полноценно и гармонично происходит развитие личности. Для детей раннего возраста ведущей деятельностью является дидактическая игра. В педагогике дидактические игры считаются ведущим средством сенсорного воспитания. Благодаря им происходит полноценное формирование сенсорики детей раннего возраста.
Сенсорное развитие – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. С восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание.
Дидактические игры являются разновидностью игр с определенными правилами, специально разработанной педагогикой в целях обучения и воспитания детей.
Дидактические игры помогают умственному, эстетическому и нравственному воспитанию детей раннего возраста.
Дидактическая игра как известно является многоплановым, сложным педагогическим явлением: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и углубленной формой обучения, и конечно самостоятельной игровой деятельностью, и одним из средств всестороннего, полноценного воспитания личности.
Дидактическая игра как один из видов игровой методики обучения рассматривается в двух видах:
  1. игры занятия
  2. дидактические или автодидактические игры.
 В играх занятиях ведущую роль занимает воспитатель, который для увеличения  у детей интереса к образовательной деятельности использует разнообразные, инновационные игровые приемы, создаются разнообразные игровые ситуации, вносит элементы соревнования и др. Использование разнообразных и всесторонних компонентов игровой деятельности сочетается с наводящими вопросами, указаниями, объяснением, показом.
Желательно в каждой игре должно быть предоставлено развернутое игровое действие. По мнению ведущих педагогов, дидактическая игра становиться игрой для ребенка благодаря наличию в ней разных игровых моментов: ожидания и неожиданности, элементов загадки, движения, соревнования, распределения ролей и др.
Самостоятельная игровая деятельность рекомендуется осуществляться лишь в том случае, если эти правила детьми усвоены в полном объёме. Основная роль педагога заключается в том, чтобы у детей было в запасе множество таких игр, в которые они могут играть самостоятельно, если у детей интерес к игре угасает, то необходимо своевременно позаботится об усложнении или разнообразий, дополнений игр, расширении их вариативности.
Основным стимулом для выполнения дидактической задачи становится естественное для дошкольника стремление играть, желание достигнуть игровой цели, выиграть. Именно благодаря этому у детей развиваются навыки внимательнее всматриваться, вслушиваться, быстрее ориентироваться на нужное им свойство, подбирать, классифицировать и группировать предметы, как это требуется по условиям и правилам игры.
Считается, что игра будет более интересна детям до тех пор, пока в ней есть какая-то тайна, загадка, неизвестность. При этом, дидактическая игра быстро устаревает, если детям становятся понятны дидактические задачи.
Игра отличается от игровых упражнений тем, что выполнение в ней игровых правил направляется, контролируется игровыми действиями. Не отделимым компонентом игры являются и ее правила, благодаря которым педагог в ходе игры контролирует и корректирует поведение детей. Правила помогают, направляют игру по заданному пути, объединяют игровые и дидактические задачи, взаимоотношения детей.
В практике большинства педагогов нередко происходит смешение понятий «игра» и «игровое упражнение» и очень часто именно игровые упражнения педагогами необоснованно именуются играми. При частом применение игровых упражнений нередко происходит быстрое угасание интереса детей к предлагаемой взрослым деятельности, играм, упражнениям.
Выделяют следующие основные компоненты игры с правилами:
  • игровые действия;
  • игровые правила, обязательные для выполнения всеми участниками;
  • выигрыш.
Иногда бывает, что в предлагаемой педагогом деятельности отсутствует соревновательный компонент и выигрыш как способ фиксации первенства играющих, можно смело называть ее игровым упражнением. Поэтому рекомендуется чтобы игра не становилась игровым упражнением, ввести в игровые действия соревновательный компонент.
В педагогической литературе в основном встречается несколько классификаций дидактических игр:
  • игровому действию и правилам,
  •  обучающему содержанию,
  • познавательной деятельности детей,
  • организации и взаимоотношениям детей,
  •  роли воспитателя.
Дидактические игры можно классифицировать на три основных вида:
  1.  игры с предметами (игрушками, природным материалом),
  2.  настольно-печатные;
  3. словесные игры.
Игры с предметами.
 В играх с предметами в основной используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Преимущество этих игр в том, что благодаря им дети более углубленно знакомятся со свойствами предметов: цветом, величиной, формой, качеством. В таких играх дети решают задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач.
Настольно-печатные игры
Настольно-печатные игры распространённое увлекательное и интересное занятие для детей. Они довольно разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании. Данные игры являются одними из самых распространённых в домашних условиях.
Словесные игры
Основной принцип словесных игр построен на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах из своего опыта и знаний, углублять знания о них, так как в этих играх требуются использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети стараются самостоятельно решать разные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным признакам, свойствам, находят алгоритмы в суждениях и др.
Дидактических игры также разделяются по игровому действию:
  1. Игры-поручения. Данные игры основаны на интересе детей к действиям с различными игрушками и предметами, например: подбирать, складывать и раскладывать, вставлять, нанизывать и т.п.
  2. Игры с прятанием и поиском. Основой данных игр является заинтересованность детей к неожиданному появлению и исчезновению предметов, их поиску и нахождению.
  3. Игры с загадыванием и отгадыванием. Это игры, привлекающие детей неизвестностью: «Узнай», «Отгадай», «Что здесь?», «Что изменилось?».
  4. Сюжетно-ролевые дидактические игры. Основное игровое действие данных игр заключается в изображении различных жизненных ситуаций, в выполнении ролей взрослых: продавца, покупателя, почтальона – или животных: волка, гусей и т.д.
  5. Игры-соревнования. Эти игры, основанные на постоянном стремлении быстрее достичь игрового результата, выиграть: «Кто первый», «Кто быстрее», «Кто больше» и т.д.
  6. Игры в фанты или игры в запретный «штрафной» предмет (картинку) или его свойство (например, цвет). Они напрямую связанные с интересными игровыми моментами – избавиться от ненужного, сбросить карту, удержаться, не потребовать себе штрафной предмет или картинку, не сказать запретного слова.
 
Заключение
В игровой деятельности детей происходит наиболее интенсивное и всестороннее развитие всех психологических функций ребенка, и конечно непосредственно сенсорное развитие. В учебно-воспитательный процесс рекомендуется включать разнообразные дидактические игры, упражнения для лучшего развития сенсорной сферы ребенка, основная задача которых ознакомление младших дошкольников со свойствами предметов, что поможет обеспечить накопление представлений о цвете, форме и величине предметов, необходимых знаний, навыков.
 
Список литературы:
 
1. Безруких М.М. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству / Безруких М.М. – М.: Владос, 2001.
2. Бейлина А. Игры и игровые средства. // Дошкольное воспитание, 1995. – №3. – с. 16 – 19.
3. Белкина В.Л. Психология раннего и дошкольного детства. – М.: Академический Проект: Гаудеамус, 2005.
4. Вайнерман С.М. Сенсомоторное развитие дошкольников / Вайнерман С.М., Большов А.С. , Силкин Ю.Р. и др. - М.: Владос,- 2001.
5. Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка: книга для воспитателей детского сада / Венгер Л.А., Пилюгина Е.Г. - М.: Просвещение , 1998.
 
 
 
 
 
 
 

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»