Изучение представлений о сенсорных эталонах у детей третьего года жизни
Новиченко Мария Юрьевна
В современное время в теории и практике дошкольной педагогики большое внимание уделяется изучению сенсорного развития у детей раннего возраста.
Актуальность статьи обусловлена тем , что сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью и является основой общего умственного развития ребенка , необходимой для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе.
Существует множество определений понятий сенсорное воспитание, сенсорное развитие и сенсорные эталоны. Мы озвучим определение, которое отличается от других тем, что сенсорное воспитание рассматривается именно как процесс у детей раннего возраста в условиях дошкольной образовательной организации.
Сенсорное воспитание - целенаправленное развитие и совершенствование сенсорных процессов, которое осуществляется посредством сенсорных эталонов.
Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п.
Сенсорные эталоны — это выработанные человечеством представления об основных разновидностях каждого вида свойств и отношений — цвета, величины, формы предметов, их положения в пространстве, высоты звуков, длительности промежутков времени и т.д.
Проблема сенсорного воспитания проанализирована и обобщена в работах отечественных и зарубежных ученых. Советские ученые: Н.М.Щелованов, О.М.Дьяченко, А.П.Усова, А.В.Запорожец, А.Г.Рузская, Н.А.Ветлугина, Н.П.Сакулина, Л.А.Венгер, В.П.Зинченко, Е.И.Тихеева и многие другие. Современные ученые: Л.В.Артемова, Э.Г.Пилюгина, К.Л.Печора, Г.В.Пантюхина, Л.Г.Голубева, Т.Б.Башаева и многие другие. Зарубежные ученые: Ф.Фребель, М.Монтессори, Ж.Пиаже, О.Декроли и многие другие.
Основное содержание сенсорного воспитания в дошкольной образовательной организации — это ознакомление детей с сенсорными эталонами и обогащение способами обследования предметов.
Если в раннем возрасте не создать благоприятных условий для развития восприятия, то связанные с ним психические процессы будут формироваться в замедленном темпе, что затруднит освоение учебной деятельности в дошкольном и младшем школьном возрасте.
Возраст раннего детства наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Проведя эксперимент в государственном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад №88» , группы раннего возраста № 2 «Пчелки» (группа А), № 3 «Капитошки» (группа Б) было отобрано 17 воспитанников группы А и 15 воспитанников группы Б третьего года жизни.
За основу в проведении работы по изучению представлений о сенсорных эталонах у детей третьего года жизни была взята методика Татьяны Вячеславовны Николаевой.
Цель констатирующего эксперимента – изучить уровни представления детей третьего года жизни о сенсорных эталонах.
Задачи:
1.Разработать критерии и показатели представления о сенсорных эталонах у детей третьего года жизни;
2.Подобрать методику изучения представлений о сенсорных эталонах;
3. Изучить представления детей третьего года жизни о сенсорных эталонах.
4. Проанализировать полученные результаты.
Методы изучения:
Эмпирические – наблюдение, беседа с детьми, дидактические игры.
Статистические – количественный и качественный анализ полученных данных.
Методика предусматривала выполнение трёх заданий и опираясь на нее , мы разработали критериальную характеристику изучения сенсорных эталонов у детей третьего года жизни.
Актуальность статьи обусловлена тем , что сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью и является основой общего умственного развития ребенка , необходимой для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе.
Существует множество определений понятий сенсорное воспитание, сенсорное развитие и сенсорные эталоны. Мы озвучим определение, которое отличается от других тем, что сенсорное воспитание рассматривается именно как процесс у детей раннего возраста в условиях дошкольной образовательной организации.
Сенсорное воспитание - целенаправленное развитие и совершенствование сенсорных процессов, которое осуществляется посредством сенсорных эталонов.
Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п.
Сенсорные эталоны — это выработанные человечеством представления об основных разновидностях каждого вида свойств и отношений — цвета, величины, формы предметов, их положения в пространстве, высоты звуков, длительности промежутков времени и т.д.
Проблема сенсорного воспитания проанализирована и обобщена в работах отечественных и зарубежных ученых. Советские ученые: Н.М.Щелованов, О.М.Дьяченко, А.П.Усова, А.В.Запорожец, А.Г.Рузская, Н.А.Ветлугина, Н.П.Сакулина, Л.А.Венгер, В.П.Зинченко, Е.И.Тихеева и многие другие. Современные ученые: Л.В.Артемова, Э.Г.Пилюгина, К.Л.Печора, Г.В.Пантюхина, Л.Г.Голубева, Т.Б.Башаева и многие другие. Зарубежные ученые: Ф.Фребель, М.Монтессори, Ж.Пиаже, О.Декроли и многие другие.
Основное содержание сенсорного воспитания в дошкольной образовательной организации — это ознакомление детей с сенсорными эталонами и обогащение способами обследования предметов.
Если в раннем возрасте не создать благоприятных условий для развития восприятия, то связанные с ним психические процессы будут формироваться в замедленном темпе, что затруднит освоение учебной деятельности в дошкольном и младшем школьном возрасте.
Возраст раннего детства наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Проведя эксперимент в государственном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад №88» , группы раннего возраста № 2 «Пчелки» (группа А), № 3 «Капитошки» (группа Б) было отобрано 17 воспитанников группы А и 15 воспитанников группы Б третьего года жизни.
За основу в проведении работы по изучению представлений о сенсорных эталонах у детей третьего года жизни была взята методика Татьяны Вячеславовны Николаевой.
Цель констатирующего эксперимента – изучить уровни представления детей третьего года жизни о сенсорных эталонах.
Задачи:
1.Разработать критерии и показатели представления о сенсорных эталонах у детей третьего года жизни;
2.Подобрать методику изучения представлений о сенсорных эталонах;
3. Изучить представления детей третьего года жизни о сенсорных эталонах.
4. Проанализировать полученные результаты.
Методы изучения:
Эмпирические – наблюдение, беседа с детьми, дидактические игры.
Статистические – количественный и качественный анализ полученных данных.
Методика предусматривала выполнение трёх заданий и опираясь на нее , мы разработали критериальную характеристику изучения сенсорных эталонов у детей третьего года жизни.
Критерии и показатели представления о сенсорных эталонах у детей третьего года жизни
Задания методики | Критерий | Уровневые характеристики | Показатели |
Дидактическая игра «Найди цветок для бабочки» Цель: Выявить представление ребенка о цвете и его умение различать цвета, соотносить фигуры друг с другом по цвету и называть их |
Цвет | Высокий | Знают основные цвета и называют их; умеют соотносить фигуры друг с другом по цвету |
Средний | Путают названия эталона, ошибаются в выполнении задания, справляются с помощью педагога | ||
Низкий | Ребенок не может выполнить задание ни с помощью педагога, ни самостоятельно. |
Задания методики | Критерий | Уровневые характерис- тики |
Показатели |
Дидактическая игра «Занимательная коробочка» Цель: Выявить у ребенка представления о форме. |
Форма | Высокий | Знают формы фигур (круг, квадрат, треугольник); умеют соотносить данные формы с формами предметов. |
Средний | Путают названия эталона, ошибаются в выполнении задания, справляются с помощью педагога | ||
Низкий | Ребенок не может выполнить задание ни с помощью педагога, ни самостоятельно. |
Задания методики | Критерий | Уровневые характеристики | Показатели |
Дидактическая игра «Собери пирамидку» Цель: Выявить представление ребенка о величине, её названиях и умении сравнивать предметы по величине, различать понятия “один – много”. |
Величина | Высокий | Знают названия величин (большой – маленький) и понятий «один – много»; умеют устанавливать сходство и различие между предметами; выстраивать предметы по величине. |
Средний | Путают названия эталона, ошибаются в выполнении задания, справляются с помощью педагога | ||
Низкий | Ребенок не может выполнить задание ни с помощью педагога, ни самостоятельно. |
Таким образом, разработанные критерии и показатели позволили нам выявить уровни представлений о сенсорных эталонах у детей 3-года жизни.
Результаты группы А показали, что высокий уровень представления о сенсорных эталонах составляет 29% детей, у 24% - средний уровень, низкий уровень - 47% от общего количества детей.
Полученные данные группы Б указали, что представления о сенсорных эталонах у 27% детей на высоком уровне, у 27% детей - на среднем уровне, низкий уровень показали дети, которые составили 46% от общего количества детей.Также мы сравнили уровни сенсорных эталонов группы А и Б.
Разработанные критерии и показатели позволили нам выявить уровни представлений о сенсорных эталонах у детей третьего жизни групп А и Б. Мы отметили, что у двух групп большинство детей имеют низкий уровень. И почти равно количество детей среднего и высокого уровней. Данные показатели говорят о том, что дети двух групп слабо усвоили или не усвоили сенсорные эталоны.
Перспективу формирования сенсорных эталонов у детей третьего года жизни мы видим в развитии системы дидактических игр и их применении в совместной деятельности воспитателя с детьми, в непосредственно-образовательной деятельности.
Результаты группы А показали, что высокий уровень представления о сенсорных эталонах составляет 29% детей, у 24% - средний уровень, низкий уровень - 47% от общего количества детей.
Полученные данные группы Б указали, что представления о сенсорных эталонах у 27% детей на высоком уровне, у 27% детей - на среднем уровне, низкий уровень показали дети, которые составили 46% от общего количества детей.Также мы сравнили уровни сенсорных эталонов группы А и Б.
Разработанные критерии и показатели позволили нам выявить уровни представлений о сенсорных эталонах у детей третьего жизни групп А и Б. Мы отметили, что у двух групп большинство детей имеют низкий уровень. И почти равно количество детей среднего и высокого уровней. Данные показатели говорят о том, что дети двух групп слабо усвоили или не усвоили сенсорные эталоны.
Перспективу формирования сенсорных эталонов у детей третьего года жизни мы видим в развитии системы дидактических игр и их применении в совместной деятельности воспитателя с детьми, в непосредственно-образовательной деятельности.