Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Изучение представлений о сенсорных эталонах у детей третьего года жизни

Новиченко Мария Юрьевна
    В современное время в теории и практике дошкольной педагогики большое внимание уделяется изучению сенсорного развития у детей раннего возраста.
  Актуальность  статьи обусловлена тем , что сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью и является основой общего умственного развития ребенка , необходимой для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе.
   Существует множество определений понятий сенсорное воспитание, сенсорное развитие и сенсорные эталоны. Мы озвучим определение, которое отличается от других тем, что сенсорное воспитание рассматривается именно как процесс у детей раннего возраста в условиях дошкольной образовательной организации.
  Сенсорное воспитание - целенаправленное развитие и совершенствование сенсорных процессов, которое осуществляется посредством сенсорных эталонов.
   Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п.
  Сенсорные эталоны — это выработанные человечеством представления об основных разновидностях каждого вида свойств и отношений — цвета, величины, формы предметов, их положения в пространстве, высоты звуков, длительности промежутков времени и т.д.
  Проблема сенсорного воспитания проанализирована и обобщена в работах отечественных и зарубежных  ученых. Советские ученые: Н.М.Щелованов, О.М.Дьяченко, А.П.Усова, А.В.Запорожец, А.Г.Рузская, Н.А.Ветлугина, Н.П.Сакулина, Л.А.Венгер, В.П.Зинченко, Е.И.Тихеева и многие другие. Современные ученые: Л.В.Артемова,  Э.Г.Пилюгина, К.Л.Печора, Г.В.Пантюхина, Л.Г.Голубева, Т.Б.Башаева и многие другие.  Зарубежные ученые: Ф.Фребель, М.Монтессори, Ж.Пиаже, О.Декроли и многие другие.
   Основное содержание сенсорного воспитания в дошкольной образовательной организации — это ознакомление детей с сенсорными эталонами и обогащение способами обследования предметов.
   Если в раннем возрасте не создать благоприятных условий для развития восприятия, то связанные с ним  психические  процессы будут формироваться в  замедленном темпе, что затруднит  освоение учебной деятельности в дошкольном и младшем школьном возрасте.
  Возраст раннего детства наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Проведя эксперимент в государственном бюджетном дошкольном образовательном учреждении  «Детский сад №88» , группы раннего возраста № 2  «Пчелки» (группа А), № 3 «Капитошки» (группа Б) было отобрано 17 воспитанников группы А и 15 воспитанников группы Б третьего года жизни.
   За основу в проведении работы по изучению представлений о сенсорных эталонах у детей третьего года жизни была взята методика Татьяны Вячеславовны Николаевой.
   Цель констатирующего эксперимента – изучить уровни представления детей третьего года жизни о сенсорных эталонах.
     Задачи:
1.Разработать  критерии и показатели представления о сенсорных эталонах у детей третьего года жизни;
2.Подобрать методику изучения представлений о сенсорных эталонах;
3. Изучить представления детей третьего года жизни о сенсорных эталонах.
4. Проанализировать полученные результаты.
    Методы изучения:
Эмпирические – наблюдение, беседа с детьми, дидактические игры.
Статистические – количественный и качественный анализ полученных данных.
   Методика предусматривала выполнение трёх заданий и опираясь на нее , мы разработали критериальную характеристику изучения сенсорных эталонов у детей третьего года жизни.
Критерии и показатели представления о  сенсорных эталонах у детей третьего года жизни
Задания методики Критерий Уровневые характеристики Показатели
Дидактическая игра «Найди цветок для бабочки»
Цель: Выявить представление ребенка о цвете и его умение  различать цвета, соотносить фигуры друг с другом по цвету  и называть их
Цвет Высокий Знают основные цвета и называют  их; умеют соотносить фигуры друг с другом по цвету
Средний Путают названия эталона, ошибаются в выполнении задания, справляются с помощью педагога
Низкий Ребенок не может выполнить задание ни с помощью педагога, ни самостоятельно.
 
Задания методики Критерий Уровневые характерис-
тики
Показатели
Дидактическая игра «Занимательная коробочка»
Цель: Выявить у ребенка представления о форме.
Форма Высокий Знают формы фигур (круг, квадрат, треугольник); умеют соотносить данные формы  с формами предметов.
Средний Путают названия эталона, ошибаются в выполнении задания, справляются с помощью педагога
Низкий Ребенок не может выполнить задание ни с помощью педагога, ни самостоятельно.
 
Задания методики Критерий Уровневые характеристики Показатели
Дидактическая игра
«Собери пирамидку»
Цель: Выявить представление ребенка о величине, её названиях и умении сравнивать предметы по величине, различать понятия “один – много”.
Величина Высокий Знают названия величин (большой – маленький) и понятий «один – много»; умеют устанавливать сходство и различие между предметами; выстраивать предметы по величине.
Средний Путают названия эталона, ошибаются в выполнении задания, справляются с помощью педагога
Низкий Ребенок не может выполнить задание ни с помощью педагога, ни самостоятельно.
 
     Таким образом,  разработанные критерии  и показатели позволили нам  выявить уровни представлений о сенсорных эталонах у детей 3-года жизни.
   Результаты  группы А показали, что высокий уровень представления о сенсорных эталонах составляет 29% детей, у 24% -  средний уровень, низкий уровень - 47% от общего количества детей.
    Полученные данные группы Б указали, что представления о сенсорных эталонах у 27% детей на высоком уровне, у 27% детей -  на среднем уровне, низкий уровень показали дети, которые составили 46% от общего количества детей.Также мы сравнили уровни сенсорных эталонов группы А и Б.
  Разработанные критерии  и показатели позволили нам  выявить уровни представлений о сенсорных эталонах у детей третьего жизни групп А и Б. Мы отметили, что у двух групп большинство детей имеют низкий уровень. И почти равно количество детей среднего и высокого уровней. Данные показатели говорят о том, что дети двух групп слабо усвоили или не усвоили сенсорные эталоны.
    Перспективу формирования сенсорных эталонов у детей третьего года жизни мы видим в развитии системы дидактических игр и их применении в совместной деятельности воспитателя с детьми, в непосредственно-образовательной деятельности.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»