Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Общение со взрослыми и сверстниками в дошкольном возрасте

Федотова Дарья Николаевна,
воспитатель ГБДОУ детский сад № 20
Центрального района Санкт-Петербурга

Многообразие общения обеспечивают формы обмена человеческими мыслями, чувствами и действиями, обеспечивается взаимное согласование действий и понимание окружающего нас мира. Проблема общения актуальна для исследования, потому что проблема эффективного обмена информацией между людьми, возможности достижения взаимопонимания в контактах между ними является очень важной для психологии. Общение наряду с деятельностью, является одной из основных форм преобразующей активности людей.
Степень разработанности темы в отечественной психологической науке можно проследить в трудах Д.Б. Эльконина, Т.В.Драгуновой, Л.И.Уманского, а также А.И.Захарова.
Дошкольный возраст является прямым продолжением раннего возраста в плане общей сенситивности, осуществляемой неудержимостью онтогенетического потенциала к развитию. Это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками.[6]
Дошкольный возраст является прямым продолжением раннего возраста в плане общей сенситивности, осуществляемой неудержимостью онтогенетического потенциала к развитию. Это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками.
Испытывая потребность в любви и одобрении, осознавая эту потребность и зависимость от нее, ребенок учится принятым позитивным формам общения, уместным во взаимоотношениях с окружающими людьми. Он продвигается в развитии речевого общения и общения посредством выразительных движений, действий, отражающих эмоциональное расположение и готовность строить позитивные отношения.
Общение — взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата. Мы согласны со всеми, кто подчеркивает,  что общение есть не просто действие, но именно взаимо­действие: оно осуществляется между участниками, из которых каждый равно является носителем активности и предполагает ее в своих партнерах [11]
Содержание — это информация, которая в меж индивидуальных контактах передается от одного живого существа к другому. Содержанием общения могут быть сведения о внутреннем мотивационном или эмоциональном состоянии живого существа. Один человек может передавать другому информацию о наличных потребностях, рассчитывая на потенциальное участие в их удовлетворении. Через общение от одного живого существа к другому могут передаваться данные об их эмоциональных состояниях (удовлетворенность, радость, гнев, печаль, страдание и т.п.), ориентированные на то, чтобы определенным образом настроить другое живое существо на контакты. Такая же информация передается от человека к человеку и служит средством межличностной настройки. По отношению к разгневанному или страдающему человеку мы, например, ведем себя иначе, чем по отношению к тому, кто настроен благожелательно и испытывает радость.[1]
Содержанием общения может стать информация о состоянии внешней среды, передаваемая от одного живого существа к другому, например, сигналы об опасности или о присутствии где-то поблизости положительных, биологически значимых факторов, скажем, пиши. Человеческое общение многопредметное, оно самое разнообразное по своему внутреннему содержанию.
Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, ее развитии и становлении разумного, культурного поведения. Если бы с рождения человек был лишен возможности общаться с людьми, он никогда не стал бы цивилизованным, культурно и нравственно развитым, был бы до конца жизни обречен, оставаться животным, лишь внешне напоминающим человека.[6]
При нормальном становлении речи этот процесс протекает не заметно, сам собой, а педагогически правильная организация жизни и общение детей позволяет ускорить формирование речевой активности. В исследованиях М.И.Лисиной доказано: если на просьбу ребенка, выраженную жестом, взрослый не проявляет ответной реакции, то ребенок скорее начнет делать попытки выразить просьбу словесно т.е будет проявлять речевую активность, не смотря на испытываемые при этом большие трудности. [3]
Способность правильно понимать и воспринимать людей имеет, вероятно, генетические корни и по биосоциальным законам совершается с младенческого возраста. М.И. Лисина специально изучила основанный на этой особенности процесс общения и его роль в воспитании детей разного возраста.
Особенно большое значение для психического развития ребенка имеет его общение с взрослыми на ранних этапах онтогенеза. В это время все свои человеческие, психические и поведенческие качества он приобретает почти исключительно через общение.[9]
Взрослый по-прежнему является для детей источником новых знаний, и дети по-прежнему нуждаются в его уважении и признании. Но для ребенка становится очень важно оценить те или иные качества и поступки (и свои, и других), и важно, чтобы отношение к событиям совпало с отношением взрослого. Общность своих взглядов и оценок с мнением взрослого явля­ется для ребенка показателем их правильности.[4]
Предметом общения могут стать такие явления и события, которые нельзя увидеть в данный момент. Например, взрослый и ребенок могут говорить о дожде, когда светит солнце, о птицах, которые улетели в далекие страны, и т.д. Это становится возможным благодаря тому, что ребенок овладевает активной речью. Ведь речь — это универсальное средство, позволяющее человеку создавать устойчивые образы и представления о предметах, отсутствующих в данный момент перед глазами, и действовать с этими образами и представлениями.[7]
Первая и наиболее важная отличительная черта состоит в большом разнообразии коммуникативных действий и чрезвычайно широком их диапазоне. В общении со сверстником можно наблюдать множество действий и обращений, которые практически не встречаются в контактах с взрослыми. Ребенок спорит со сверстником, навязывает свою волю, успокаивает, требует, приказывает, обманывает, жалеет и т.д. Именно в общении с другими детьми впервые появляются такие сложные формы поведения, как притворство, стремление сделать вид, выразить обиду, кокетство, фантазирование.
Вторая яркая черта общения сверстников заключается в его чрезвычайно яркой эмоциональной насыщенности. Повышенная эмоциональность и раскованность контактов дошкольников отличает их от взаимодействия со взрослыми. Действия, адресованные сверстнику, характеризуются значительно более высокой аффективной направленностью. В общении со сверстниками у ребенка наблюдается в 9-10 раз больше экспрессивно-мимических проявлений, выражающих самые различные эмоциональные состояния - от яростного негодования до бурной радости, от нежности и сочувствия до гнева. В среднем дошкольники втрое чаще одобряют ровесника и в девять раз чаще вступают с ним в конфликтные отношения, чем при взаимодействии с взрослым.
Третья специфическая особенность контактов детей заключается в их нестандартности и нерегламентированности. Если в общении со взрослым даже самые маленькие дети придерживаются определенных общепринятых норм поведения, то при взаимодействии со сверстником дошкольники используют самые неожиданные действия и движения. Этим движениям свойственна особая раскованность, ненормированность, незаданность никакими образцами: дети прыгают, принимают причудливые позы, кривляются, передразнивают друг друга, придумывают новые слова и звукосочетания, сочиняют разные небылицы и т.д. Подобная свобода позволяет предположить, что общество сверстников помогает ребенку проявить свое самобытное начало. [10]
Однако нерегламентированность и раскованность общения, использование непредсказуемых и нестандартных средств остаются отличительной чертой детского общения до конца дошкольного возраста.
В дошкольном возрасте общение можно разделить на общение со сверстниками  и со взрослыми и каждый из них имеет свои особенности. Особенностей общения дошкольников с взрослыми. Одна из главных особенностей дошкольного  возраста – смена значимых лиц и перестройка взаимоотношений с взрослыми. Одной из самых важных потребностей переходного возраста становится потребность в освобождении от контроля и опеки родителей, учителей, старших, а также от установленных ими правил и порядков. [5]
Непосредственно на качество общения между взрослыми и дошкольника, влияет стиль родительского общения и воспитания. Если родители применяют по отношению к ребенку грубую физическую силу, то ребенок чувствует себя лишним в такой семье, винит себя, если в семье происходят какие-либо конфликты.[8]
Общение нацелено на изучение взаимоотношений между общественными субъектами. Общения в психическом развитии человека имеет огромное значение, потому что через активное общение вначале с членами семьи, а затем и со сверстниками, человек становиться более развитой личностью. Роль общения еще велика, потому что это первый вид социальной активности, и благодаря которому ребенок, получает необходимую для его индивидуального развития информацию. Взаимная привязанность может быть очень эмоциональной, занимать большое место в жизни дошкольника.

Библиографический список использованной литературы

 

  1. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского. - М.,1979

  2. Галигузова Л.Н, Смирнова Е.О «Искусство общения с ребенком от1 года до 6 лет»-М.,2007

  3. Журнал Дошкольное воспитание №1-2007год

  4. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М. «Педагогика» 1986

  5. Мухина В.С. Возрастная психология. – М., 1999

  6. Немов Р.С. Психология Кн.1 – М, 2005.

  7. Немов Р.С. Психология Кн. 2. – М., 2005

  8. Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками, М. «Академа» 2000

  9. Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности. – М., 2008

  10. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. – М., 2009

  11.  Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития. – М., 1995

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»