Профессиональный стандарт педагога
Николаева Анастасия Алексеевна
Профессиональный стандарт педагога дошкольного образования, определяет личностные и профессиональные компетенции педагогических работников ДОО, давая функциональную оценку деятельности. Стандарт является инструментом повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень.Все виды профессиональной деятельности основываются на требовании профессионального стандарта, который стандартизирует профессиональные умения и навыки, определяя индивидуальную траекторию профессионального развития.
Необходимо заметить, что введение профессионального стандарта в систему работы ДОО оказывает естественное влияние на развитие кадрового потенциала организации. Это выражается в необходимости обновления профессиональных компетенций педагогических работников, в связи с принятием профессионального стандарта педагога; необходимости формирования единых организационных механизмов внедрения профессионального стандарта; предупреждение негативного отношения части профессионального сообщества к стандарту, как средству излишней регламентации деятельности педагога; формирование правильного отношения к профессиональному стандарту как к инструменту повышения качества образования; необходимости изменения содержания программ профессионального развития педагогических кадров внутри организаций на основе действующего стандарта.
Образовательным организациям дается период подготовки к процессу внедрения данного стандарта. Эффективность этого процесса будет обусловлена управленческой поддержкой: созданием условий для освоения содержания и внедрения в практику работы профессионального стандарта «Педагог». Новый профессиональный стандарт – тот ориентир, к которому предстоит двигаться поэтапно. Необходим продуманный план мероприятий, направленный на подготовку и планомерное внедрение профессионального стандарта в практику деятельности образовательных организаций.
Формирование индивидуального образовательного маршрута педагога направлено на разработку дифференцированной образовательной программы педагога, обеспечивающей его профессиональный рост.
К алгоритму разработки индивидуального маршрута развития профессиональных компетенций педагога можно отнести:
- диагностику и самооценку своего профессионализма;
- составление индивидуального маршрута профессионального развития;
- реализация индивидуального образовательного маршрута;
- рефлексивный анализ реализации индивидуального профессионального маршрута.
Активно внедряемый в систему образования профессиональный стандарт педагога нацелен на повышение мотивации педагогических работников к труду и качеству образования; установление единых требований к содержанию и качеству профессиональной педагогической деятельности; разработку системы оценки уровня квалификации педагогов при приеме на работу, при аттестации, планирование карьеры и в профессиональной деятельности.
Этот документ включает в себя трудовые функции: обучение, воспитание, развивающую деятельность, каждая из которых состоит из трудовых действий, и включает в себя необходимые умения, знания и навыки. В этом документе помимо обобщенных трудовых функций, связанных с педагогической деятельностью по проектированию и реализации образовательного процесса, выделены трудовые функции, отражающие специфику работы воспитателей дошкольных ОО, учителей начальных классов, математики и русского языка. Эти специфические трудовые функции необходимо четко знать для организации по подготовке к внедрению и реализации профессионального стандарта, а в дальнейшем и методической работы.
В структуре профессиональной компетентности выделяют профессионально - содержательный, профессионально - деятельностный и профессионально - личностный компоненты.
Профессионально - содержательный или базовый компонент предполагает наличие у педагога теоретических знаний, что обеспечивает осознанность при определении педагогом содержания его профессиональной деятельности. Педагог должен знать педагогику, психологию и методику дошкольного образования воспитанников, поэтому здесь немаловажное значение имеет наличие профильного образования педагогов.
Профессионально - деятельностный или практический компонент включает профессиональные знания и умения, апробированные в действии, освоенные личностью как наиболее эффективные.
Профессионально - личностный компонент включает профессионально - личностные качества, определяющие позицию и направленность педагога как личности, индивида и субъекта деятельности.
Создание единого образовательного пространства на основе профессионального стандарта педагога направлено на развитие педагогических кадров и, прежде всего, на преодоление технократического подхода к оценке труда воспитателя. Так же профессиональный стандарт нацелен на координирование роста свободы и развитие ответственности педагога за результат труда.
Открыть перед педагогическим работником новый формат развития и предоставить возможность саморазвития и публичной презентации своей деятельности – основная задача профессионального стандарта. Но доминирующим блоком профессиональной компетенции должны оставаться интегральные качества личности педагога, его педагогическое самосознание, креативность как творческий потенциал.
Таким образом, профессиональный стандарт педагога может стать индивидуальной траекторией профессионального развития.